Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Главная артерия взаимосвязи

2454
Главная артерия взаимосвязи  - e-history.kz
Гибкую и извилистую как кровеносная артерия казахскую степь соединяет история железной дороги.

В Казахстане впервые железнодорожная магистраль была открыта после завершения строительства Уральской узкоколейной железной дороги 25 октября 1894 года в слободе Покров (ныне город Энгельс в Саратовской области). Эта дорога на 130 километров прошла через земли Казахстана. На постройку узкоколейной железной дороги Урбах-Астрахань ушло 4 года и ее 77 километров пролегли через террриторию Казахстана.

В 1891-1896 годах Трассибирская железная дорога, построенная для развития Северного Казахстана, точнее, его «казахстанские» 190 километров были значимы. Эта дорога сыграла огромную роль в экономическом и культурном сближении между казахами и русскими. Вместе с этим, в 1901-1906 годах была постороена железная дорога Оренбург-Ташкент, проходящая через казахстанские земли на протяжении 1660 км, соединяющая Среднюю Азию с центром России, а также считающаяся в 1914-1917 годах частью будущего Турксиба – участок Арысь-Пишпек Жетысусской дороги.

Если в 1915 году былf введенf Челябинско-Троицко-Костанайская магистраль, проходящий через Казахстан на 166 километров, то в 1915-1917 гг. железная дорога, протяженностью 122 километра, соединяющая Новосибирск и Семей, протянулась по Казахстану.

Помимо этого, в 1918 году начала эксплуатация 117-километровой узкоколейной железной дороги Экибастуз-Ермак. Общая протяженность железных дорог в Казахстана достигла 2,6 тыс.километров.

В 1927-1930 гг. было завершено строительство 1444-километров Туркистано-Сибирской (Турксиб) магистрали, что стало сенсацией века. Она, соединив Казахстан с Сибирью, способствовала экономическому развитию республики и освоению пустынных земель.

Построенные в 30-е годы для производства Центрально-Казахстанского региона Акмола-Караганда, Караганда-Балхаш (490 км), а для южного Чимкент-Ленгер участки дорог были значимы.

Построенный в 1930 году Локоть-Защита (235 км), затем, протянувшаяся с Лениногорска до Зыряновска дорога, сыграла решаюшую роль для развития горно-рудного производства Алтая.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?