Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ИЗ ЗАПИСЕЙ ЗАКЛЮЧЕННОГО

2941
ИЗ ЗАПИСЕЙ ЗАКЛЮЧЕННОГО - e-history.kz
В записях русского врача в ХІХ веке говорится, что казахи просто варят мясо в воде, добавив соль и едят. Это блюдо они называют «бесбармак»

Русские заключенные, будучи на казахской земле, оставили записи не только о пережитых моментах, выпавших на их долю, а также - немало сведений о казахской истории тех времен

Помимо данных, запечатленных в отчетах специальных экспедиций, ученых-исследователей, в дневниках и воспоминаниях путешественников, о жизни казахов мы можем получить немного информации из рукописей русских заключенных, которые находились в плену. Одним из таких сведений являются материалы русских чиновников, которые оставили записи о казахском народе.

Вначале хотелось бы обратить внимание на записи врача, русского офицера Саввы Большого, приехавшего к казахам, которые взяли его в плен.

В 1803 году врач, находясь в казахской степи, был в составе торгового каравана «Бухар». На одном из таких путешествий он получает ранение в голову в селе Музбел, и попадает в плен казахам.

Связав врача, его грабят. Через несколько дней, добравшись до Сырдарьи, врача передают четвёртому по счёту человеку. Изголодавшийся и сильно измученный жаждой, он взглядом указывает на бурдюк, пытаясь дать им понять, что хочет пить. Но на его действия казахи никак не реагируют. После чего его забирает один из рода киргизов (казахов).

Целых девять месяцев, находясь среди кочевников, он записывает всё происходящее вокруг него. К счастью, потом казахский султан Абилгазы и руководство Оренбурга приходят к договорённости, и С.Большой возвращается в Россию.

В своих записях врач пишет, что он обращал особое внимание на кочевую жизнь казахов, на их быт и обычаи. Также имеются сведения о том, что с момента взятия в плен, казахи по-разному реагировали на врача.

Он пишет: «Вначале я часто слышал: «Смотрите-ка на этого русского». Также заставляли делать тяжелую работу. «Если бы нормально кормили, я бы делал их работу», - пишет он. Далее идёт описание, как его кормили: после работы обычно давали суп, иногда суп приносили перед сном. В обеденное время, в основном, давали толокно. Мяса много не ел, если и давали, то редко. Также часто давали кислое молоко или кефир, иногда разбавленный водой. Судя по этим записям, казахское общество в то время занималось, в основном, скотоводством, поэтому еда была мясная.

Абылгазы Кайып забирает С.Большого из дома Телеу для отправки его в Россию. Казахи, в основном, звали его Саба, Сабабай. Врач также интересовался школами в аулах, и дисциплинами, которые изучали в этой же местности, после чего оставил нижеследующую информацию: у казахов нет своих школ, мечети, также большая часть народа не умеет ни читать, ни писать на своём языке. Вместе с тем, не развита астрология, но каждый казах знает полярную звезду (большая медведица) и т.д. Во время уроков учили играть на таких музыкальных инструментах, как дудка (сыбызгы), балалайка, гудок (кобыз).

Про бытовые условия казахов пишет: «в качестве домашних предметов используют казан, деревянные чашки, бурдюк и т.п. Еду готовят из мяса барана, козы, лошади и коровы. Для этого они просто варят мясо в воде, добавив соль, и едят. Это блюдо они называют «бесбармак». Затем пьют бульон. Также едят пшеницу и просо. В качестве напитка - вода, молоко, окисленное молоко (кефир), кумыс, а также делают курт. У кумыса очень много лечебных свойств. Из одежды казахи, в основном, носят чапан, который иногда шьется из шелка; шубу, ремень, портянки, сапоги, брюки, шапку, женское платье, саукеле, кимешек, платок, бусы, коса и т.д.

Об экономическом состоянии казахского народа пишет: что касается производства и торговли: на первом месте стоит скотоводство. Из скота предпочтение отдается лошадям, затем баранам и козам, и только потом коровам. Потому что корова, очень неудобный для кочевания скот. Также они заводили собак и кошек. Рыболовство - не часто встречаемый вид хозяйства у казахов. Обычно они занимаются рыболовством только для времяпровождения и иногда для забавы в свободное время. Охотиться они выходят со своими собаками и беркутами. А оружием, которое используют во время охоты, являются лук и стрелы. Весной на удобной им зоне они занимаются земледелием. В основном, сеют ячмень, пшеницу и около десятка разновидностей зерновой культуры. В 1804 году С.Большой впервые попробовал посадить табак на берегу реки Сырдарья и убедился, что он хорошо растет в этих краях.

В качестве доказательства можно почитать сведения А.Л.Данзаса, который исследовал местности вдоль берега Сыр в том же веке.

Описывая особенности жизни казахов и казахской степи, С.Большой в своих записях указал, как степной народ называл месяцы, исходя из чего мы пришли к выводу, что они особо не отличаются от нынешних названий, только имеются некоторые отличия в этимологии, о чем свидетельствует следующая запись: «у казахов 30 дней в месяце, и 365 дней в году».

Еще одна сторона жизни казахов, которая заинтересовала врача, это - их верование. Вместе с тем он пишет, что казахи один раз в году держат пост и этот пост длится примерно месяц. Казахи - мусульмане, в частности, сунниты. Система управления делится на три: хан, султан, би.

Итак, в заключение можем сказать, что характеристика казахского народа и описания их земель, которые содержатся в записях русских чиновников, являются ценными сведениями, так как в трудах и дневниках исследователей и путешественников, отправленных на казахскую землю для исследования, имеются многочисленные факты из жизни степного народа того времени. 

Даулет ИЗТЕЛЕУ

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111) 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?