Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПРО КАЗАХСТАН

5314
РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПРО КАЗАХСТАН - e-history.kz
В результате принятия подданства России в культурной, духовной жизни Казахстана стали происходить существенные изменения и ее территорию начали изучать русские и иностранные ученые

Среди русских исследователей впервые с бытом, культурой и историей Западного Казахстана ознакомилась крупная экспедиция князя А.Б. Черкасского.

С принятием казахами российского подданства активно начался процесс научного изучения края. Исследованиями занимались как научные учреждения, так и отдельные лица. Многие российские исследователи создали свои фундаментальные труды на основе материалов казахского фольклора, генеалогии и этнографии.

В конце XVII - начале XVIII вв. ученые России и некоторых стран Западной Европы начали изучать территорию, историю, культуру, быт и обычаи казахского народа. Одним из первых исследователей этого края стал русский картограф С.У. Ремезов, который написал научный труд «Описание о сибирских народах и граней их земель».

                                                                                  А.Б. Черкасский ►  

В первой половине XVIII века в Казахстане работали экспедиции И.Д. Бухгольца, С. Лихарева, И. Унковского и других ученых. Они изучали долину реки Иртыш до озера Зайсан, отроги Тарбагатайских гор и Алатау. Научная экспедиция А. Бекович-Черкасского нанесла на карту территорию Аральского и Каспийского моря, также собрала некоторые этнографические сведения о казахов. Несмотря на то, что в результате нашествия хана Хивы экспедиция Бекович-Черкасского потерпела неудачу, это никак не повлияло на стремление российских ученых исследовать Центральную Азию и Казахстан. 

В XVIII веке прошли две академические экспедиции, оставившие особый след в изучении Казахстана. Одним из участников этих экспедиции Г. Миллером (1705-1783 гг.) в 1759 году была издана книга «Описание Сибирского царства». И. Фальк, академик П. Паллас (1741-1811 гг.) ученый И.Г. Георги тоже проводили отдельные экспедиции по Казахстану. В свое время академик П. Паллас пришел к такому заключению: «Богатство казахов сосредоточено в скотоводстве, а у них очень много лошадей и овец. Верблюдов намного меньше, а коров тем еще меньше, потому что их невозможно пасти без привычного корма».

И.П. Фальк о скотоводстве казахов писал следующим образом: «Общепринятым и едва ли не единственным занятием киргизов является животноводство. Они владеют несметными тучными стадами хорошего скота».

Первые попытки комплексного изучения Казахстана, предпринятые Россией в XVIII веке, связаны с именем М.В. Ломоносова. Он был инициатором организации научных экспедиций на территорию края и создания его географических карт.

В 1768-1774 годах одну из таких экспедиций в Казахстан возглавил академик, естествоиспытатель П.С. Паллас. В работе этой научной экспедиции приняли участие известные ученые, путешественники И.П. Фальк и И.Г. Георги. Маршрут экспедиции проходил через земли Северо-Западного, Северного и Северо-Восточного Казахстана. Результатом этой работы стал труд П.С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи» в трех частях. Здесь содержатся ценные материалы об истории и этнографии казахского народа.

Новая книга исследователя И.Г. Георги, названная «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей» и потребовавшая нескольких лет упорного труда, была издана в четырех частях на немецком языке и в трех - на русском в 1776-1777 гг.

В конце XVIII века вышел труд русского офицера И.Г. Андреева «Описание Средней орды киргиз-кайсаков». Автор долгое время служил на Сибирских пограничных линиях и хорошо был знаком с жизнью и бытом местного населения. В этой книге он оставил подробные сведения об истории и границах Среднего жуза.

Как и другие участники экспедиции И. Фальк свои этнографические заметки проводил согласно определениям Академии наук. Его записки о казахской этнографии считаются самыми точными и полными. И.П. Фальк знал русскую историко-этнографическую литературу и сознательно ставил задачу дать науке новые материалы по этнографии казахов или же уточнить и дополнить неверные и неполные сообщения других авторов.

Из других участников академической экспедиции необходимо упомянуть Н.П. Рычкова, опубликовавшего в 1772 г. книгу «Дневные записки путешествия капитана Николая Рычкова в киргиз-кайсацкой степи 1771 году». Русским офицером, генерал-майором из Усть-Каменогорской крепости А.Д. Скалоном был составлен первый уникальный русско-казахский словарь.

В XVIII веке в Казах¬стане побывал ряд иностранных исследователей и путешественников. Они преследовали торговые и политические цели. Это были англий¬ские, немецкие исследователи. В этот период в регионе побывали англичане капитан морской службы Джон Эльтон (1735), художник Джон Кэстль (1736), торго¬вый служащий Реональд Гок (1743 —42). Они оставили после себя за¬метки о хозяйстве, культуре и быте местного населения.

                                                              П.И.Рычков

Учебные заведения свет¬ского характера начали появляться при правлении российской импе¬ратрицы Екатерины II. Они готовили чиновников для колониального аппарата, переводчиков, учителей и медиков. Эти школы стали откры¬ваться преимущественно в приграничных крепостях. Так, в 1765 году начальником сибирских линий генералом Шпрингером были открыты гарнизонные школы в Омске, Петропавловске и Ямышеве. В 1786 году в Омске открылась Азиатская школа. В 1789 году появилась правительственная школа при Меновом дворе Оренбурга. В этих школах кроме обычной грамоты и арифметики преподавались татарский, турецкий, арабский и персид¬ский языки. Позднее стали преподаваться землемерные и топографи¬ческие дисциплины.

Даулет ИЗТЕЛЕУ

Перевод: Гульнур Сериккызы

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?