Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Казахская девушка, получившая образование в Александрии 115 лет назад

9254
Казахская девушка, получившая образование в Александрии 115 лет назад - e-history.kz
После возвращения на родину Умсын прославилась своей красотой и образованностью. Увеличилось число джигитов, восхищенных ею

 ХХ век – время стремления казахской молодежи к образованию и знаниям, а народа – к равенству. «Великая Октябрьская революция» открыла глаза казахского народа, научила их грамоте. До этого безграмотные казахи кочевали на этой огромной степи без знаний, без своей истории», - давали неверную оценку историки. Однако по воле судьбы они все больше убеждаются в том, что казахская история уходит глубоко в древность. В начале прошлого века жили немало казахских девушек, получившие хорошее образование.  Судьба их сложилась по-разному. Одной их них была Умсын Жусипкызы, жизнь которой, к сожалению, закончилась трагически.  Когда мы говорим об известнейших женщинах и девушках казахской степи, мы невольно вспоминаем любимую жену Есеней бия – Улпан. Великий писатель Габит Мусрепов навеки оставил в памяти народа и в художественном искусстве имя этой мудрой женщины. Однако еще много имен до сих пор остаются в забвении.

Красавица Умсын, получившая образование в Египте

Тема сегодняшнего рассказа – судьба красавицы Умсын. Предки Умсын вели свое происхождение от племени Керей рода Тарышы. В шежире известного краеведа, исследователя Кайроллы Муканова род этот продолжается как Самай, дальше Жанбура. «Самый старший из 9 сыновей Самая – Жанбура. Старший из шести детей Жанбуры – Кудайкул. Самый младший из его трех детей – Кенжетай. У Кенжетая было четверо детей: Акбота, Байбота, Жанбота, Байсерке. От Байботы – Жансакал, Бисакал, Айткуль. От Жансакала – Жусуп. От Жусупа – Умсын, Тилемис».

Умсын, старшая дочь Жусупа кажы, родилась в 1878 году в местности Кызылагаш, принадлежавшей Жансакалу. Смышленую и одаренную редкой красотой девушку баловали все - дед Жансакал, бабушка Шойман, отец Жусуп и мать Карашаш. Ее мать умерла, когда ей исполнилось шесть лет и дальше ее воспитанием занималась бабушка Шойман. 

Жансакал аксакал был набожным человеком. Статус кажы он получил после посещения Мекки. В Кызылагаше он построил мечеть вместимостью 100 человек, открыл при ней медресе и обучал детей грамоте. Для этого он специально вызывал мулл и занимался меценатством. Отец Умсын - Жусуп кажы, тоже посетил Мекку вместе с Абылаем Рамазанулы. Родной брат Умсын Тилемис был мастером, портным.

Умсын с детства познакомилась с драгоценными образцами фольклора, любовными и героическими поэмами и наизусть учила их. Самостоятельно прочитала религиозные книги «Кисса Салсал», «Кисса Сейитбаттал», «Кисса-суль анбия». Умсын вначале окончила мусульманские медресе в Кызылжаре, Троицке. Жусуп кажы по время своей поездки в Мекку познакомился с мусульманином Астадом Махмуди. Это знакомство переросло в дружбу, что дало возможность детям получить образование. У Астада в Египте была средняя школа, обучающая детей по-новому.  Умсын окончила школу Аль-Азжар Мухаммед бин Вагаф в городе Александрии в 1902 году.

Получив образование в городе, обладавшем, как известно, «первой в мире библиотекой» где она смогла расширить свой кругозор, она выросла редкой красавицей, искусной играла на домбре, прекрасно пела. Благодаря богатству отца она не испытывала никаких трудностей и роскошно одевалась. Слава о ней распространилась стремительно. Количество джигитов, восхищенных ею только росло. Немало было влюбленных сердец среди них. Даже известный Акан сери не смог устоять перед ней.

Акан сери был восхищен ее красотой

Как рассказывает Тилемис, родной брат Умсын, Акан сери, услышав про славу красавицы, специально поехал в Кызылагаш в зимовку Жусупа кажы, чтобы своими глазами удостовериться в правдивости этих слухов.

Как только стало известно, что прибыл Акан, дом Жусупа кажы переполнился людьми. Начались пения и веселье. К. Муканов, исследовавший судьбу Умсын писал про это: «Умсын тоже пела. Она разговаривала с Аканом. Они во время беседы приводили много примеров с религиозных книг. Акан сери обратил внимание на образованность Умсын. Они задавали друг другу вопросы. Умсын ответила на все вопросы Акана правильно. Тогда она спросила у Акана: «Что является верхней и нижней стороной дастархана?». Акан замешкался в поисках ответа. Умсын ответила: «Ведь верхняя сторона дастархана – бисмилла, нижняя сторона – аллаху акбар, не так ли?».  Так, Акан понял, что знание девушки преобладает над его собственным».  

Однако, несмотря на то, что он был влюблен, он не имел намерений жениться на Умсын. Первой причиной тому послужила большая разница в возрасте, к тому же, Умсын как бы намекнула, что ее сердце занято другим человеком. Но все же, в последующие годы своей жизни Акан сери не раз посвящал ей свои стихи и отправлял ей.

Влюбленные, которых разлучила судьба

Возлюбленный Умсын – Нурке Токтыбайулы. Он происходил из рода Таузар Керей. «Его отец Токтабай был талантливым поэтом, который входил в окружение Биржан сала. Отец и мать его умерли очень рано и воспитывался он у своего брата Омара. Омар тоже был близок к Биржан салу. Дружил и с Укили Ибраем. Поэтому он никогда ни в нем не ограничивал Нурке. Приучал его к пению. Нурке обладал упрямым и крепким характером. Его талант, ораторство, мужество и твердость духа было известно всем», - описывал Нурке музыковед Илья Жаканов.

Нурке родился в 1877 году в селе Кызылой Жамбылского района Северо-Казахстанской области. Обучившись мусульманской грамоте у аульного муллы, он учился в медресе Кызылжара и Новорыбинки.  

К. Муканов писал о нем: «Он изучал арабский, персидский, древнетюркские языки. Был учеником известного Укили Ибрая. В свое время его произведения «Нияз сери – Инкар», «Сейтжан сал – Гульмариям», «Кашан сери – Улбике», «Ербатыр» и другие поэмы были очень популярными, но ни один из них не дошел до наших дней.  До нас дошли только его песни «Таныстыру» («Знакомство»), «Умсын», «Мусликамал».

Любимую всеми Умсын впереди ожидали тяжелые испытания судьбы. Она не смогла воссоединиться со своим возлюбленным. Какой бы сильной не была их любовь, судьба все равно разлучила их. Нурке сери был сослан в Сибирь по доносу близких людей. А оставшуюся в одиночестве Умсын судьба подвергла жестоким испытаниям, вдоволь насмеявшись над ней.

Горькая жизнь перед зеркалом  

Красавицу Умсын выкрал в качестве младшей жены сын Торсан бия Шери. Торсан – волостной, би, описанный в романе Габита Мусрепова «Улпан». Как вы помните, он был тем самым находчивым и проворным джигитом, который вошел в дом вдовы Есеней бия Улпан, женился на ее дочери Бижикен, и в итоге унаследовал все богатство этой семьи. Сын того самого Торсана Шериаздан насильно украл Умсын. Об этом в своем труде исследователь Илья Жаканов писал так: «Старшая жена Шери – дочь волостного Балта Керей Нуркана злая Аклимаш встретила их со скандалом швыряя в них верблюжий помет. Затем выгнала всех из аула. Шери отвел Умсын в Марьевку и держал ее связанную в доме одного русского. Умсын не повиновалась...». Между двумя родами разогрелась ссора и Торсан, оставшись между двух огней, выплатил обоим сторонам штраф. Затем выдал Умсын за Бакена – другого сына. Жизнь Умсын была наполнена печалью и злыми насмешками судьбы.

На следующий год Умсын родила дочь и назвала ее Кулямай. После этого она тяжело заболела и лишилась рассудка. Больную дочь забрали к себе назад родственники. Она все время всматривалась в свое отражение в зеркале и повторяла «какая я красивая». Никогда не выходила из-за занавеса. Вот так она прожила десять лет. Известный писатель Сабит Муканов лично был свидетелем такой жизни Умсын. В 1913 году юному Сабиту поручили передать Умсын послание ее дочери Кулямай.  

«...У зеркала кто-то стоял с распущенными волосами, которые сплошным потоком спускались сверху вниз. Я даже рот открыл от удивления. Человек? Но у человека не бывает длинных волос. Вдруг это загадочное существо повернулось ко мне, волосы рассыпались по обе стороны, и из них выглянуло женское лицо. Женщина взглянула на меня, откинув волосы назад, и движениями, несравнимыми по грации и легкости, накинула на голову белую шелковую ткань. Потом внимательно посмотрела на меня и тихо, ласково позвала:

– Светик мой, пойди-ка сюда!

Много я читал поэм, сказок и былин о красавицах, но что стоили все книги и описания перед этой женщиной? Все, что я скажу о ней, не даст, конечно, никакого представления о ее почти сказочной красоте. У нее были огромные черные глаза, открытый чистый лоб, брови вразлет. Она была среднего роста, но так стройна, что казалось высокой».

Жизнь красавицы Умсын закончилась очень печально. Вернувшись со ссылки ее возлюбленный Нурке, увидев состояние Умсын, от горя тяжело заболел.  Вскоре Нурке умер, так и не оправившись от болезни. В одной из холодных ноябрьских ночей Умсын выбежала из дома, заночевала где-то в степи и застудилась. У нее воспалились легкие, а также она заболела тифом. В 1917 году она умерла. Лично встретивший в детстве красавицу Умсын, Сабит Муканов написал о ее горькой судьбе в своем романе «Школа жизни». Другие писатели тоже описывали ее нелегкую судьбу. 

Печальная судьба заставила задуматься и писателей

Мухтар Ауезов написал пьесу «Акан-Зайра» про трагическую жизнь Умсын. Исследователи говорят, что Ауезов поменял имя Умсын на Зайру из-за благозвучия. А в рукописи автора имя Зайра встречается только в двух-трех местах, а в остальных местах было написано Умсын. Несмотря на множество допущенных ошибок, пьеса заслуживает положительной оценки в качестве первого произведения про известную красавицу.

Написать об Умсын мечтал и Габит Мусрепов. В воспоминаниях жены писателя Газизы Бисеновой говорится о том, как Мусрепов раздумывал на тему судьбы Умсын. «После того, как он закончил роман «Жат қолында» («В чужих руках») он начал много говорить про девушку Умсын, – вспоминает Газиза апай. – Как я вскользь узнала, Умсын – образованная, грамотная девушка, жившая во времена Улпан. В то время она получила образование в городе Александрии. По возвращению на родину не смогла найти применения своим знаниям. По европейскому одевалась в короткие платья, не покрывала голову. Она словно бельмо на глазу, подверглась тяжелым испытаниям судьбы.   Мне кажется, она как последняя не сбывшаяся мечта Габена, как его незаконченный роман».

Когда мы затрагиваем тему про образованных девушках и женщинах, живших в начале ХХ века, имя этой девушки с печальной судьбой зачастую не упоминается. Только сейчас начинается рассказ об Умсын Жусупкызы, получившей высшее образование в далеком Египте, но прожившую столь печальную жизнь.  

Заңғар КӘРІМХАН

Перевод: Гульнур Сериккызы

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111) 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?