Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

МЫ ПОМНИМ ВАС

1234
МЫ ПОМНИМ ВАС  - e-history.kz
В конце 2016 года в стране прошли мероприятия, посвященные 85-летию известного ученого-историка, академика Академии наук Казахстана Манаша Козыбаева (16 ноября 1931 – 31 января 2002)

Костанайская земля веками впитывала в себя все происходящее на ней и рождала своих великолепных сыновей. В разные периоды это были Шокан Уалиханов, Ибрай Алтынсарин, Ахмет Байтурсынов, Ильяс Омаров. В число этих замечательных личностей входит и Манаш Кабашевич Козыбаев.

На историческом факультете Костанайского государственного университета имени А. Байтурсынова часто вспоминают приезд Манаша Кабашевича в Костанай в июне 2001 года. Студенты и преподаватели-историки знали, что этот год – юбилейный для академика. И силами факультета буквально за две недели была подготовлена экспозиция, освещающая жизненный путь ученого. Студенты ждали Манаша Кабашевича и предполагали, что он побывает в родном ауле, встретится с аксакалами, вспомнит юность, но и обязательно придет к ним. Но Манаш Кабашевич, как всегда, поступил неординарно. Встреча на родной земле не стала просто тоем. Академик приехал не один, а привез своих коллег, друзей - видных деятелей науки, литературы.

Дни науки в Костанайской области прошли незабываемо. Салык Зиманов, Аманжол Кошанов, Серик Кирабаев, Умурзак Султангазин, Кенжегали Сагадиев, Кенес Нурпеисов, Сагындык Сатубалдин, Гульнар-апа Дулатова, Жумагали Исмагулов, Кенес Ушпаев, Еренгайып Шайхутдинов, Касымхан Ерсарин, Когабай Сарсекеев, Сабит Бабаев, Махтай Сагдиев, Ерлан Сыдыков, Куат Есимханов, Галым Мутанов... Целое созвездие видных юристов, экономистов, писателей, историков. И среди них самая яркая звезда для нас, костанайцев, - это Манаш-ага. Доклады выступавших ученых нашли живой отклик в сердцах и умах студенчества, представителей интеллигенции. Итоги политического, экономического развития Республики Казахстан за 10 лет независимости, новые методологические подходы в изучении отечественной истории и восстановления подлинной и правдивой истории казахского народа, эволюция Конституции страны, перспективы развития республики на будущее - проблемы, которые были обсуждены на конференции. Ученые были открыты к диалогу, удивительно коммуникабельны, восприимчивы в те дни. Каждый вечер костанайцы могли видеть их и слушать с экранов телевизоров. Так, благодаря Манашу Кабашевичу их идеи, теории стали нам ближе, понятнее. Такое впечатление, что Манаш-ага хотел показать костанайцам: кто его коллеги, соратники, в какой среде выкристаллизовывается истина, кто во главе науки республики, т.е. по-хорошему похвалиться своим кругом общения (дай бог каждому такое окружение), а им показать свой родной край, земляков.

Выступая с университетской трибуны, наверняка, Манаш Кабашевич вспомнил, как он начинал молодым преподавателем заниматься исследовательской работой еще в Костанайском пединституте. Начальный этап этой деятельности связан с краеведением. По воспоминаниям Манаша Кабашевича ему всегда хотелось найти истоки истории родного края, объяснить названия местности. В те годы было много споров о происхождении наименования нашего города. Из всех легенд и преданий, отдавая должное их романтическому началу, Манаш Кабашевич из трех наиболее достоверных версий предпочел и обосновал следуюшую: Кос (кош) - стоянка, место кочевья рода, Танай племени Кыпшак. Археологические данные подтверждают, что ближайшая стоянка кочевников еще эпохи бронзы находилась у р. Тобол (пос. Заречный). В свои 25 лет будущий ученый так обостренно воспринял историю города и ответственно заявил о своем открытии. Теперь эта версия считается единственно верной, однако мало кто знает, что авторство за ним. Но Манаш Кабашевич был тогда молод и щедр. Он еще много сделает за свою жизнь открытий в истории.

 

Воспитанник школы М. Козыбаева - Л.К. Мукатаева

 

Мы попытались собрать список его первых изданий по исследованию Костанайской области и обнаружили, что первая брошюра «Партия большевиков в борьбе за установление Советской власти в Кустанае» была издана в 1956 году. Далее «Алиби Джангильдин – первый комиссар Степного края» (1957), «Из истории нашей области», «Страницы былого», «Прошлое нашей области», «Некоторые вопросы истории Октябрьской революции и гражданской войны в Кустанае и Кустанайской области», «Первые шаги кустанайских комсомольцев». Молодой преподаватель М.К. Козыбаев был учредителем и редактором первых «Ученых записок Кустанайского пединститута» в 1958 году. В фондах Костанайского краеведческого музея есть рукопись его работы «Революция 1905-1907 гг. в Тургайской области». А вот брошюра «Прошлое и настоящее Кустанайской области», изданная в 1956 году при содействии зав.лекторским бюро отдела культуры облисполкома П.П. Белоножко, сыграла важную роль в создании семьи Козыбаевых. Благодаря гонорару за эту книгу они сыграли свою свадьбу.

Работая в Алма-Ате в Институте истории партии, Манаш Кабашевич продолжал заниматься исследованием истории родного края. Можно сказать, что в перерывах между защитами своих диссертаций, написанием фундаментальных трудов, Манаш-ага время от времени возвращался к любимой, как мы считаем, теме. Так была написана «История Кустанайской губернской парторганизации».

В двухтомник «Герои Советского Союза - казахстанцы» его рукой вписаны имена многих костанайцев. Манаш Кабашевич исследовал жизнь и деятельность нашего земляка Ильяса Омарова, а также он один из тех, кто вернул потомкам имя и богатое научное наследие Ахмета Байтурсынова.

На вопрос «Каковы факторы Вашего успеха в научной работе?» Манаш Кабашевич среди главных называл поддержку семьи, близких. Эту страницу своей биографии он рассказывал так... Уезжая в очередной раз после каникул, молодой студент Манаш познакомился с прекрасной девушкой из Костаная по имени Сара. Это была любовь на всю жизнь. Рука об руку два прекрасных человека более 40 лет прожили вместе. Родились дети Ильяс и Гульшат, продолжатели дела отца. Сын на дипломатической работе. Гульшат в докторантуре. Конечно, это большая заслуга Сары-апай. Сара Пшембаевна с отличием закончила физико-математический факультет КазГУ и начинала как педагог трудовую деятельность в нашем, тогда еще педагогическом институте. Ее питомцы, а это учителя школ и преподаватели математики нашего университета, говорят о ней как о талантливом педагоге и прекрасном человеке. Но, как известно, большое видится на расстоянии. Видимо, Сара Пшембаевна, как математик, рассчитала тот нелегкий, но благородный путь становления ученого, который приведет к достижению цели и решила, что математика незыблема, а вот история, тем более отечественная, ждать не может, и взяла на себя основную тяжесть труда по сохранению семейного очага, становлению и процветанию династии Козыбаевых.

Еще один маленький, но очень важный штрих. Работая над своей темой исследования в архиве Национальной Академии наук, молодой исследователь Серикжан Исмаилов встретил там бесценный документ среди других бумаг. Это был отзыв корифея отечественной исторической науки Ермухана Бекмаханова на кандидатскую диссертацию будущего академика: «Работа богато документирована. С любовью автор пишет о трудовом героизме. Следует сказать, что Козыбаев Манаш Кабашевич проявил себя зрелым исследователем, способным решать самостоятельно большие научные проблемы. Диссертация отвечает возросшим требованиям к научной работе» (ф. 23, on. I, д. 377, л. 2). А ведь Е. Бекмаханов, как отмечают его современники, был принципиален и требователен к научным исследованиям.

Нет с нами мудрого, доброго, иногда строгого, жизнерадостного, нашего любимого Манаша-ага. Учитель ушел от нас, но оставил свое научное наследие, завещал продолжить его дело.

Лепуда МУКАТАЕВА,

к.и.н., профессор Университета КАЗГЮУ

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?