Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Глобальные испытания выдержат только сплоченные народы

1683
Глобальные испытания выдержат только сплоченные народы  - e-history.kz
В условиях глобализации в ХХI веке ежедневно происходят события и возникают такие ситуации, которые заставляют крупных политиков вносить коррективы в стратегические планы развития своих государств

Казахстан является частью мировой экономики и испытывает на себе негативное влияние всех этих процессов. Падение цен на энергоресурсы на мировых рынках привело к сокращению поступлений средств в доходную часть бюджета Казахстана. Политический лидер Казахстана, как и прежде, чутко реагирующий на изменения ситуации в мире, предлагает очередной проект, позволяющий оставаться Казахстану конкурентоспособным на рынке труда.

«Я из своего опыта предчувствую, что ближайшие годы станут временем глобальных испытаний. Будет меняться вся архитектура мира. Достойно пройти через этот сложный этап смогут далеко не все страны. Этот рубеж перейдут только сильные государства, сплочённые народы», – утверждает Президент Казахстана в своем Послании народу Казахстану «Нұрлы Жол – путь в будущее».

Послание Президента Казахстана «Нұрлы Жол – путь в будущее» от 11 ноября 2014 года является перспективным планом казахстанской экономики на 2015 год в рамках реализации стратегического курса «Казахстан-2050». Выступая в роли Лидера-организатора, Президент Казахстана предложил внести изменения в стратегический план на 2015 год с учетом сложившейся ситуации в мировой экономике. Действуя собранно, стараясь улучшить экономическое положение, Глава государства уверенно доказывает необходимость своих предложений, «заражая» казахстанцев своей уверенностью в необходимости переориентации экономической политики.

«Сегодня, отвечая на вызовы, которые стоят перед нами, я объявляю о Новой Экономической Политике Казахстана «Нұрлы Жол». … Она будет иметь контрцикличный характер и будет направлена на продолжение структурных реформ в нашей экономике», – заявил Нурсултан Назарбаев.

Стратегической задачей Новой Экономической Политики определена поддержка тех отраслей, которые создадут наибольший мультипликативный эффект на рост экономики и занятости. Стержнем Новой Экономической Политики стал План инфраструктурного развития. Он рассчитан на 5 лет и совпадает со Второй пятилеткой реализации ГП ФИИР. Главой государства определены следующие направления НЭП:

1. Транспортно-логистическая инфраструктура. Основными автодорожными проектами выступят Западный Китай – Западная Европа; Астана – Алматы; Астана – Усть-Каменогорск; Астана – Актобе – Атырау; Алматы – Усть-Каменогорск; Караганда – Жезказган – Кызылорда; Атырау –Астрахань. Будет продолжено создание логистического хаба на востоке и морской инфраструктуры на западе страны. Повышению экспортного потенциала в западном направлении через порты на Каспии будут выступать паромная переправа из порта Курык и железнодорожная линия Боржакты - Ерсай.

2. Индустриальная инфраструктура. Формирование инфраструктуры в существующих специальных экономических зонах, строительство в регионах новых индустриальных зон, нацеленных на развитие производств МСБ и привлечение дополнительных инвестиций.

3. Энергетическая инфраструктура. В энергетике запланировано строительство высоковольтных линий в направлениях «Экибастуз – Семей –Усть-Каменогорск» и «Семей – Актогай – Талдыкорган – Алматы». Это позволит создать сбалансированное энергообеспечение казахстанскими электростанциями всех регионов страны.

4. Модернизация инфраструктуры ЖКХ и сетей водо- и теплоснабжения. На ускорение темпов модернизации систем тепло- и водоснабжения дополнительно к уже предусмотренным в бюджете средствам планируется направлять до 100 миллиардов тенге ежегодно.

5. Жилищная инфраструктура. В связи с формированием агломераций государство будет строить социальное арендное жилье, и предоставлять его населению в долгосрочную аренду с правом выкупа. Предоставление жилья напрямую, без посредников и под максимально низкие проценты за кредит, позволит снизить стоимость его приобретения. Отсутствие первоначального взноса и низкие проценты за ипотеку сделают жилье более доступным для широких слоев казахстанцев. На 2015-2016 годы дополнительно увеличено финансирование строительства арендного жилья на сумму 180 млрд тенге.

6. Социальная инфраструктура. В эту область государством дополнительно направляются 70 млрд тенге для решения проблем ветхого жилья и трехсменного обучения. Для сокращения дефицита мест в дошкольных организациях в течение 3-х лет дополнительно выделяются 20 млрд тенге. В рамках программы индустриализации будет направлено 10 млрд тенге (до 2017 года) в отобранные 10 вузов, на базе которых будет обеспечиваться связь науки с отраслями экономики и подготовка кадров.

7. Поддержка малого и среднего бизнеса и деловой активности. На ноябрь 2014 года полностью освоены 100 млрд тенге на поддержку и кредитование МСБ. Что позволило создать 4,5 тыс рабочих мест. Спрос на эти средства превысил предложение на 23 млрд тенге. Эффективное использование кредитных линий АБР, ЕБРР, Всемирного банка на общую сумму 155 млрд тенге в 2015-2017 годах позволит развивать МСБ и деловую активность.

В реализации Новой Экономической Политики намерены участвовать более 100 зарубежных компаний, общий инвестиционный портфель которых составляет 6 трлн тенге, доля государства – 15%.

Из Национального Фонда для поддержки экономического роста и занятости в 2014-2015 годы, выделен второй транш в 500 млрд тенге из общей суммы в один триллион тенге. Дополнительно Президент поручил выделить из Национального фонда до 3 млрд долл. США ежегодно на период 2015, 2016 и 2017 годы.

К траншам предлагается:

1. дополнительно выделить 100 млрд тенге на льготное кредитование малого и среднего бизнеса, а также крупного предпринимательства для реализации проектов в пищевой и химической промышленности, машиностроении, а также в сфере услуг;

2. оздоровить банковский сектор с выкупом государства проблемных кредитов в 2015 году;

3. провести капитализацию Национального Фонда проблемных кредитов в размере 250 млрд тенге;

4. привлечь инвестиции в сумме 81 млрд тенге на завершение строительства первого комплекса «сухого порта», инфраструктуры специальных экономических зон «Хоргос – Восточные ворота» и «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырау и Таразе;

5. выделить кредиты на строительство комплекса ЭКСПО-2017 в сумме 40 млрд тенге к дополнительно к уже направленным 25 млрд;

6. увеличить потенциал столичного аэропорта, выделив до 29 млрд тенге на строительство нового терминала и реконструкцию взлетно-посадочной полосы.

Программа «Нұрлы Жол» - это своего рода дорожная карта Казахстана. Как будет развиваться наша страна, какие цели, задачи поставлены перед правительством и обществом, и какие механизмы будут задействованы в реализации поставленных задач, на все эти вопросы данное послание дает твердый ответ.

Несомненный приоритет отдан экономике, оно и понятно, на фоне происходящих экономических трансформаций, эта сфера требует самого пристального внимания. При этом, Глава государства справедливо рассчитывает на мультипликативный эффект от новой экономической политики, то есть реализация ГП ФИИР даст толчок развитию других отраслей экономики: производство цемента, металла, техники, битума, оборудования и сопутствующих услуг. Создание транспортной сети позволят Казахстану обновить экономику и общество. Она свяжет центр с регионами, ускорит и увеличит грузопотоки, объемы транзита через страну. Финансовые вливания позволят улучшить социальную инфраструктуру. Только за счет строительства дорог будут созданы новые 200 тысяч рабочих мест. В итоге это отразится на благосостоянии и качестве жизни каждого казахстанца.

Президент не свернет свои социальные обязательства, несмотря на то, что мировую экономику ждут «глобальные испытания». Несомненно, важнейшим остаются социальные проблемы, остро стоящие перед рядовыми казахстанцами. Школы будут отремонтированы и откажутся от «трехсменки», образование и наука получат новый импульс развития, направленного прежде всего на его практическое применение. Строительство социального арендного жилья с правом выкупа позволит многим семьям приобрести долгожданную крышу над головой за небольшие проценты, модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства позволит привести в порядок те мелочи, на которые приходилось раньше закрывать глаза. Жители старых и ветхих домов смогут забыть страхи остаться под завалами и переедут в новые квартиры. И это не пустые обещания. 23 года независимости доказали, что Нурсултан Назарбаев слов на ветер не бросает.

Успехи нашего государства высоко оценили мировые политики. Например, глава Чешской Республики Милош Земан бывал в Казахстане 12-13 лет назад. «Я могу наблюдать невероятный прогресс, например, в строительстве столицы», - отметил М.Земан. По мнению политика, Казахстан станет одним из важных игроков в мировой экономике. «Страны, которые раньше считались экономическим чудом, например, Германия, Япония, Южная Корея, с ними можно сравнить Среднюю Азию, а особенно Казахстан. Поскольку Казахстан - центр тяжести экономического чуда», - сказал глава Чешской Республики.

Таким образом, всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности заложенный в Стратегии «Казахстан-2050» в качестве доминанты позволяет утверждать, что, по сути, Новая Экономическая политика, заложенная в Послании Президента народу Казахстана «Нұрлы Жол», фактически доказывает корректировку взглядов, планов Лидера на 2015 год.

В условиях кризиса Лидер Казахстана — это глава, личность, контролирующая операции и способная синтезировать контекст отношений между властными структурами. Он конструирует, контролирует, развивает, управляет ими в соответствии с конкретной целью – вхождение Казахстана в число 30 конкурентоспособных государств мира. При этом Лидер Казахстана, не возвышаясь над другими властными структурами, выстраивает и совершенствует конструкцию экономической политики с учетом мировых тенденций.

Алима АУАНАСОВА

доктор исторических наук, профессор,

главный научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?