Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Пояс безопасности

1817
Пояс безопасности  - e-history.kz
История делимитации границы Центральноазиатскими республиками – это один из важных этапов строительства независимого государства

В советские времена границы между соседними республиками являлись внутренними административно-территориальными и формально обозначались только на картах, но не на местности. В конце 80-х – начале 90-х годов в радикально настроенная часть общества нередко высказывала идеи о необходимости исторического подхода к размежеванию территорий. Подобные ревизии были чреваты серьезными осложнениями в международных отношениях и могли явиться причиной острых конфликтов на постсоветском пространстве. Здравый смысл восторжествовал и после распада СССР союзные республики заявили о неизменности существующих границ.

Однако автоматически вопросы безопасности разрешить было невозможно. Не случайно Президент РК Н.А. Назарбаев в работе «Критическое десятилетие» подчеркнул необходимость создания «поясов безопасности» по всем азимутам потенциальных угроз и вызовов». Среди комплекса мер, которые следует предпринять в рамках единой концепции безопасности, Глава государства отметил необходимость завершения делимитации границ между всеми республиками. Открытые неконтролируемые рубежи активно используются для незаконного вывоза сырья, цветных металлов, энергоносителей, а активизация нелегального оборота наркотиков, оружия, нелегальной миграции представляет реальную угрозу национальной безопасности.

В соответствии с Постановлением Правительства РК от 1 сентября 1999 года была образована правительственная Комиссия Республики Казахстан по делимитации государственной границы Республики Казахстан с Кыргызстаном, Российской Федерацией, Туркменистаном и Узбекистаном. Министерство иностранных дел РК координировало ход переговоров со всеми приграничными государствами в соответствии с поставленной задачей по обеспечению дипломатическими средствами и методами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и нерушимости границ РК.

Узбекистан

Административная граница между Казахской ССР и Узбекской ССР была самой урегулированной. Сложность же состояла в том, что 200 километров границы с Узбекистаном (общая протяженность 2351 километр) проходили по густонаселенной местности как со стороны Казахстана, так и со стороны Узбекистана. Это Сарыагашский и Махтааральский районы в Южно-Казахстанской области и Ташкентская и Джизакская области Узбекистана. Ряд населенных пунктов срослись, да так, что порою, линия границы проходила по дворам, рассекала села. Однако, чтобы избежать взаимных территориальных претензий, сторонами за основу были приняты существующие в регионе административно-территориальные границы, установленные в 1950-е – 1960-е годы.

Переговоры с Ташкентом были самыми сложными. В феврале 2000 года в Ташкенте прошел первый раунд переговоров правительственных делегаций двух стран по согласованию линии прохождения совместной границы. В ходе переговоров было достигнуто взаимопонимание относительно правовых основ юридического оформления границы. За основу были взяты официальные акты органов высшей законодательной власти бывшего СССР, Казахской ССР и Узбекской ССР, в которых содержалось описание линии прохождения административной границы между республиками.

В ходе второго раунда переговоров (Астана, 17–21 мая 2000 года) было доработано и утверждено Положение об организации и порядке ведения переговоров по делимитации государственной границы между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан, что позволило приступить к практической делимитации.

На казахстанско-узбекской границе имелись участки различной степени сложности. Наиболее сложными были участки, изменения на которых проходили по договоренности между местными органами власти (обмены земельными участками под сельхозугодья, возведение хозяйственных построек, расширение районов санитарно-курортного лечения и т. д.) или в силу каких-либо географических процессов (изменение рельефа местности, русел рек). Решения по этим участкам не были санкционированы и закреплены высшими органами законодательной власти в установленном порядке. Был и еще один блок проблем – объекты совместного пользования, которые пересекали линию государственной границы (железнодорожные магистрали, автомобильные дороги и т. д.). Эти и другие проблемы и являлись предметом обсуждения сторон на переговорах по делимитации границы. Дело дошло до того, что в поселке Багыс возникла идея «независимого Багысстана». Правительственной делегации пришлось работать не просто в сложной, а в накаленной обстановке. И весь Багыс в конце концов отошел к Казахстану. А поселок Туркестанец, созданный в свое время для сельскохозяйственных нужд Туркестанского военного округа и земли вокруг трех аулов, расположенных в кызылкумских песках, отошли к Узбекистану.

Необходимо подчеркнуть, что классических «пограничных спорных вопросов» в виде взаимных территориальных претензий, незаконного владения чужой территорией и т. д. между Казахстаном и Узбекистаном не существует. Главное заключается в том, что делимитация границы автоматически порождает и проблему обеспечения региональной безопасности. Узбекистан входит в Центральноазиатские структуры и, казалось бы, тесно связан с другими государствами региона, но эти контакты в большей степени носят экономический характер. Узбекистан имеет особую позицию и по отношению к «афганской проблеме», на угрозу со стороны которой неоднократно указывал Президент Республики Казахстан. Все это оказывает серьезное воздействие на региональную безопасность и выводит проблему делимитации и демаркации границы с Узбекистаном на качественно новый уровень.

Туркменистан

Проще всего прошла делимитация с Туркменией, которая считалась самой быстрой по времени, поскольку граница проходила по южной оконечности плато Устюрт по пустыне всего 426 километров. В качестве основы для подготовки делимитации границы были приняты Постановления Президиума ЦИК СССР от 27 декабря 1932 года и листы-документы топографических карт 1972 года.

В ходе первого раунда переговоров в Ашгабаде в ноябре 2000 года была согласована методика описания прохождения линии государственной границы, а также список топографических карт для нанесения линии границы. В ходе второго раунда переговоров в Ашгабаде в апреле 2001 года сторонами был согласован проект Договора о делимитации и процессе демаркации казахстанско-туркменской государственной границы. Главами обоих государств 5 июля 2001 года в Астане в рамках визита в Казахстан Президента Туркменистана был подписан этот Договор, в котором было описано 425,8 км границы, за исключением 280 метров, примыкающего к стыку государственных границ Казахстана, Туркменистана и Республики Узбекистан.

В ноябре-декабре 2001 года в Ашгабаде на трехсторонней встрече делегаций был согласован и парафирован Договор между Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном о районе точки стыка государственных границ. Итоговая протяженность сухопутного участка казахстанско-туркменской государственной границы составила 426,08 км.

Кыргызстан

Примерно такая же ситуация сложилась на границе с Кыргызстаном. Переговоры по делимитации казахстанско-кыргызской государственной границы проводились с ноября 1999 года по декабрь 2001 года на основе Договора о вечной дружбе от 8 апреля 1997 года и Меморандума о делимитации государственной границы между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой от 17 июля 1998 года. На встречах рабочих групп были выявлены ряд участков, где имелись расхождения между географическими рубежами и описанием границы. С августа по ноябрь 2001 года делегации провели несколько рабочих встреч с полевыми выездами на местность, в результате которых линия казахстанско-кыргызской государственной границы была согласована на всем ее протяжении без каких-либо «окон». Договор между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой о казахстанско-кыргызской государственной границе был подписан в Астане 15 декабря 2001 года и затем ратифицирован Парламентом Республики Казахстан в июле 2003 года.

На сегодняшний день полностью урегулирован вопрос делимитации границы с Кыргызской Республикой, Туркменистаном и Республикой Узбекистан. Протяженность границы с Кыргызстаном составила около 1242 км, с Туркменистаном – около 426 км, с Узбекистаном – 2351 км.

Арман СУЛЕЙМЕНОВ

использованы фото с сайта "Пограничная служба КНБ РК"

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?