Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Семей: На стыке девяти дорог

1696
Семей: На стыке девяти дорог  - e-history.kz
Здание вокзала древнего города Семей, расположенного на развилке девяти дорог, имеет вековую историю

 В 1915 году построили вокзал и одновременно железную дорогу Семипалатинск-Николаевка. «Алтай» – так называлась новая станция. 

Заглянуть в глубины города помогут ее предыдущие названия: Семей – Жетышатыр – Тасмечеть – Семипалат. Мнения ученых касательно этимологии названия города расходятся: лингвисты уверены, что оно связано с названием горы Семей, другие исследователи из-за отсутствия доказательств, полагают, что название произошло от «города из семи палат». 

Торговые пути Семея всегда были хорошо развиты. Ежегодно через город проходило до 3000 верблюжьих караванов. За ними следовал полный оживленный базарный гам. Во время постоянных ярмарок торговые караваны Семея кроме традиционных ярмарок, как Москва – Средняя Азия – Китай, имели торговые отношения с купцами Константинополя. Об этом свидетельствуют архивные данные. В 1814 году, выехавший из Семея грузинский дворянин Семен Мадатов повел свой караван через Кульджу, Кашгар, Жаркент, Тибет, Кашмир и на обратной дороге проехал через Тюмень, Казань, Москву. Таким образом, он показал купцам города новый путь. 

На гербе города того времени был изображен верблюд, в качестве мусульманского знака – полумесяц и звезда Сириус. А на верхней части герба красовался символ подвластности – корона белого царя. Там где идет торговля, будут и коммуникации. Опираясь на научно-технические возможности нового времени, администрация для совершенствования скорости средств связи и коммуникаций решает построить железную дорогу. Проект начинают с густонаселенных регионов с процветающей торговлей. Поэтому Семей становится центром торговых путей. 

Строительство железной дороги Турксиб (Туркестан – Семей) началось весной 1927 года с южной станции «Луговая» и завершается на станции «Айнабулак» 28 апреля 1930 года. Вместе с этим в Семее был перекинут мост через реку Иртыш. Это стало значимым событием для инфраструктуры, которую связывает только водные пути. Семейский участок железной дороги до 1934 года был в составе Алтайской дороги, до 1958 года входил в состав пятого отделения Томской железной дороги. Дорога «Новый Семипалатинск – Конечная» , ведущая на ядерный полигон , также входила в Семейский участок. С 1958 года железнодорожные пути и здания, относящиеся к ним, перешли в отделение Казахской железной дороги. 

2f3120aa4453c99e06f59cdbde58a544.jpg

На территории города есть две станции: «Семей» и «Новый Семей». В 1972 году на месте старого вокзала был возведен новый современный вокзал. На сегодняшний день Семейская железная дорога относится к АО НК «Қазақстан темір жолы» и продолжает работать по семи направлениям. За год отделение перевозит свыше 1,5 млн. пассажиров, 332,3 млн. ед. груза. В трех учреждениях трудится 1768 человек. 

Заңғар КӘРІМХАН

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111) 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?