Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Памяти Григория Потанина

2156
Памяти Григория Потанина  - e-history.kz
Казахи называли Г.Н. Потанина «печальником казахов». Ведь Потанин давно и постоянно проявлял интерес к казахам, был знаком с их бытом, нравом и всячески способствовал сохранению самобытной культуры

Сегодня, 181 год назад родился Григорий Николаевич Потанин – великий ученый, публицист, этнограф-путешественник в станице Ямышево Павлодарского уезда ныне Восточно-Казахстанской области.

Языком повседневного общения многих жителей Ямышево, казаков или чебаков (каз. «шабак»), до поднятия Целины, был казахский язык. Ямышево называли на казахском Тузкалой (рус. «Соленый город»), а если на русском, то Ямыш, с ударением на «Я». В их разговоре можно было услышать; А ЩЁ, А ПОЩЕМУ, негодуя на что-нибудь, ИЯ АЛЛА или АЛЛАЙ, АЛЛАЙ, удивляясь, ОЙ-БАЙ, разочаровавшись в чем-нибудь, МЯ САГАН говорили. А казахи говорили; ТЬФУ ЯЗВИЮ, УОТЬ ТЕ НА. Более того, в семье Потаниных в числе реликвий хранилось письмо Абылай хана к Илье Потанину. В памяти старшего поколения сохранилось большое количество фактов, связанных с казахской степью, с ее выдающимися лидерами, с гостеприимством казахского народа. Поэтому неудивительно то, что сын казачьего офицера Николая Ильича Потанина так тянулся к глубокому изучению казахским языком, можно сказать, что он у него был в крови.

С 1846 г. - начала учебы в Омском войсковом училище, позднее реорганизованном в кадетский корпус, он в совершенстве овладевает казахским языком, чему также способствовала его дружба с Чоканом Валихановым.

О языковых перипетиях Чокана и Григория писал академик В. Обручев в книге «Григорий Николаевич Потанин»: «...Обладая незаурядными способностями, он быстро преодолевал трудности, учился отлично и превзошел своих сверстников... Совершенно не зная русского языка, он чувствовал себя первое время одиноким. То же самое испытывал и сын казачьего хорунжего Николая Потанина - Григорий. Увлечение книгами и рисованием сближает мальчиков, делает их друзьями».

В 1863 году он уже был в составе комиссии, обозначившей границу между Россией и Китаем; изучив казахскую письменность, провел сравнительный анализ казахской литературы с литературой алтайских тюрков; тем самым, он внес огромный вклад в историю развития Казахстана и Центрально-Азиатского региона.

И после ранней смерти его близкого друга, соратника Чокана Валиханова, с которым его связывало многое – год рождения, учеба, мировоззрение, происхождение, тяга к знаниям и любовь к родине он продолжил ставшее уже общим ИХ дело жизни. У них были грандиозные планы касательно совместных трудов и путешествий, и, в целом, служению на благо родины. Чокан намеревался заниматься филологией восточных племен, Григорий - собирать коллекцию для Петербургского ботанического сада и для зоологического музея Академии наук. Так, в добавление к своим начинаниям в области науки и путешествий, под его руководством был издан сборник работ Чокана.

Во многом, именно Валиханов оказал влияние на Потанина в его исследовательских изысканиях и заразил его страстью к путешествиям.


На сегодняшний день, Потанин известен научному миру своими путешествиями по Центральной Азии и заметками, трудами, фиксирующими результаты своего исследования.

Кроме географических описаний и путевых заметок, он оставил огромное духовное наследие в виде сотни образцов легенд, преданий, сказок и других видов устного творчества тюрко-монгольских народов. Его труды насчитывают более 600 трудов, многие из которых представляют собой объемные произведения. По подсчетам Н.С. Смирновой наследие Г.Н. Потанина только о казахском народе и применительно к Казахстану составляет примерно 750 печатных листа, т.е. 1,5 тыс. страниц бумаги. Г.Н. Потанин оставил после себя ценные сведения по истории, этнографии и фольклористике казахского народа.


Активную позицию Григорий Николаевич занимал и в общественно-политической жизни. Например, летом 1917 года он участвовал в Первом Всекиргизском съезде в Оренбурге в качестве делегата от Семипалатинской области и, как следствие, был избран делегатом на Всероссийское учредительное собрание. Именно этот съезд явился точкой отсчета функционирования казахской антибольшевистской политической партии «Алаш».

Через год в научных кругах отмечали 80-летие Григория Потанина. В дань уважения, его ученики и соратники выпустили сборники трудов сибирского исследователя, приуроченные к этой юбилейной дате. Среди организаторов события были казахские демократы - Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Муса Шорманов, Алимхан Ермеков, Жакып Акпаев и Миржакып Дулатов. А стихотворение Ахмета «В дар Потанину», и поэма «Ер Сайын» должны были войти в этот сборник. 

Г.Н. Потанина часто характеризовали как благовоспитанного, великодушного и исключительно положительного человека, что подтверждалось фактами из жизни. Более подробно о Потанине писал П.П. Семенов-Тяньшанский, который отметил, что Григорий Николаевич отличался «закаленным трудами и лишениями здоровьем, неимоверной неприхотливостью и выносливостью, достаточным знакомством с местными языками и умением ладить с туземцами, очень хорошими познаниями в обширной области географических и естественных наук, любовью к делу и самоотверженной преданностью науке». Вероятно, эти качества сформировались у Григория Николаевича благодаря близости к кочевому населению Центральной Азии.


А один из лидеров «Алаш» Алимхан Ермеков впоследствии вспоминал, что казахи «называли Г.Н. Потанина «печальником казахов». Ведь Потанин давно и постоянно проявлял интерес к инородцам, знал их быт, нравы и всячески способствовал сохранению самобытной культуры».

У Потанина, к тому же, отмечалось острое чувство патриотизма, которое проявлялось в трепетном отношении к Иртышу, на берегу которого он родился и вырос. В 1877 году во время путешествия в верховья Иртыша он пишет: «Эта местность, где мы живем, настоящая родина человека. Здесь возник первый культ [солнца]. Реки здешние представлялись первым людям материнскими лонами, отцов они видели в горных вершинах. Рай Адама и Евы, я теперь уверен, находился в верховьях Иртыша…».


На 85-м году жизни ушел из жизни великий просветитель и общественный деятель и был похоронен на Преображенском кладбище г.Томска. Позже, в 1956 году по причине ликвидации кладбища могила Потанина была перенесена в Университетскую рощу Томского государственного университета.

Казахский народ хранит вечную память о великом сыне казахских степей, внесшем весомую лепту в развитие отечественной науки, отношений нынешних Казахстана, России и других близлежащих государств. Равным образом, с теплом в душе вспоминают о дружбе Потанина с великом Чоканом.

Так, в одном только Казахстане, а именно, в городах Петропавловске, Алматы, Астане, Семипалатинске названы улицы в честь Потанина, а именем Григория Николаевича названа школа в селе Чёрное Павлодарской области и Павлодарский областной историко-краеведческий музей. 


Материал подготовила Малика МУРСАЛИМОВА


Использованная литература:

Муканов К. Дружба на всю жизнь(Шокан Уалиханов и Григорий Потанин) // Северный Казахстан. – 2005. – 3 окт. – С.5.

Мусин Р. Григорий Потанин: история и жемчужина Казахстана

Сманов Б. Большой друг казахского народа

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?