«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Из народных знаний об окружающем мире

1765
Из народных знаний об окружающем мире
Наиболее важной отличительной чертой традиционной культуры казахов является ее приверженность связи человека и природы.
Природа была для человека бесконечным источником и гарантом жизни. «Казахи придерживались преимущественно шаманских религиозных верований, шаманизм у казахов синкретичен в своей основе. Большое место в нем занимает культ природы и поклонение животным. Вместе с тем шаманизм органически связан с верой в духов. Особенно сильно выражен в нем культ духа предков», вывод из работы Кожахметовой К.Ж., основан на трудах Валиханова Ч.Ч. «Тенгри», «Следы шаманства у киргизов» и других, где отмечалось, что шаманство в том его проявлении, в котором оно было распространено у казахов, представляет собой олицетворение сил природы и почитание духов умерших предков.
Помимо неба («Тенгри»), олицетворялись и другие силы природы, среди которых солнце, звезды, луна. Не менее почитаемыми считались горы, холмы, реки и др. Поклонение духам предков основано на почитании членами рода его родоначальника. «У киргизов почитание арвахов до сих пор во всей силе. Они в трудные минуты жизни призывают имена своих предков, как мусульмане своих святых. Всякую удачу приписывают покровительству арвахов», так повествует Ч. Валиханов в своем сочинении в пяти томах «Следы шаманства у киргизов».

8983bab15b62f3a917ea220a95fd882f.jpg

Особое значение в жизни казахов также имел и бог огня. Верили в то, что огонь имел очистительную силу, был свят. Огонь считался покровителем жилищ, домашним святилищем. «Наряду с шаманскими верованиями и на его основе, но вместе с тем выходившем далеко за его пределы, в казахском народном сознании сформировался целый набор образов, примет и представлений, отражавших их суеверия, которые при своей наивности и простоте в течение длительного времени служили мировоззренческим ориентиром степных народов». Они затрагивали все стороны их жизни, регламентировали и регулировали их поведение и во время хозяйственной деятельности, и в быту, и при лечении людей и животных от разных болезней, и при рождении и воспитании детей, и при внутриродовых и межродовых конфликтах и многое другое. Немало образов, отражавших суеверия древних казахов, служили тем, чтобы нагонять страх наказания необыкновенными и уму непостижимыми чудовищами на людей, отступивших от требований родовых обычаев и общепринятых правил поведения. Однако, другим пророчили благорасположение волшебных существ за праведные поступки и дела. Так, передавая нормы и установки обращения с природой, народ тем самым вносил в систему традиционной педагогической культуры неповторимые образцы нравственного поведения.

4d638bd036ae2bd8edf896e6caf4077f.jpg

Вместе с Тенгри, объектами поклонения у наших предков были Жер (Земля), Су (Вода), способствующие сохранению рода, спасению людей. Поэтому они наделялись божественными чертами. В казахских преданиях понимание Жер-Су идет от времен исхода прототюрков с Алтайского нагорья, вследствие чего до сих пор сохраняется уважение к Алтаю (ақ Алтай, асқар Алтай), который считали местом свиданий Жер-Су с духами предков родов, которые традиционно поделили всю землю казахов между собой. Об этом свидетельствует упоминание о Молочном озере на Алтае (Сүт-көл), на вершине которого находится Алтын Бәйтерек (священный золотой тополь), служащий проводником среднего мира и неба, что звучит как Жер Тәңірі кіндігі (пуповина Земли и Неба), Жер-Су обладала еще одним озером Қызыл-көл (Красное озеро), где обитала знаменитая рыба Кер балық. Рыба содержит в себе прототипы всех вида людей и скота и поддерживает горы всего Жер-Су. Эти зародыши Кер балық передавал Жер-Су, последняя сама наделяла ими духов-покровителей родов, которые уже реализовывали их по своему усмотрению. Так, М.С. Орынбеков отмечает, что «возникновение культов Неба (Тенгри) и Земли-Воды (Жер-Су) было связано с инстинктом благодарности человека, его постоянным стремлением отблагодарить добрых богов, покровительствующих существ, которые спасают в тяжелые времена от голода и бедствий».


Наделение божественной силой объектов окружающей среды не допускало пренебрежительного отношения к природе. Горы, деревья, реки представляли силы реального мира и человек обращался к ним за помощью в трудных погодно-климатических условиях, бытовых неурядицах. По этой причине, человек устраивал различного рода обряды и ритуалы.

Суровая зима, засухи, падеж скота, наводнение и другие стихийные бедствия считались проявлением воли всемогущего Бога — творца природы. В период засухи, например, люди приносили в жертву белую овцу, готовили угощение, и, обращаясь к Богу, заклинали его песней послать дождь. Наиболее характерными из религиозно-обрядовых песен является те, которые посвящены покровителям: лошадям — Жылқышы ата, верблюдам — Ойсылқара, овцам — Шопан ата, козам — Сексек ата. В этих песнях люди, отмечая большое значение домашних животных в своей жизни, обращались к покровителям животных в просьбой предохранять их от болезней и невзгод, и только потом высказывали свою просьбу.


В совремменой жизни многие традиционные обряды исчезли из духовной жизни людей, утратив свою значимость, однако отдельные элементы, среди которых поклонение родовым горам, освящение источников, присутствуют и сегодня. Передавая потомкам устоявшиеся нормы и установки созидательного взаимодействия с миром природы, казахский народ тем самым проявлял заботу о благополучии настоящего и будущего поколений.


Использованная литература:

Асма Калыбекова "Народная мудрость казахов о воспитании", Алматы: БАУР, 2011