Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Голодомор в Казахстане: Новые страшные факты нашли в архивах

1605
Голодомор в Казахстане: Новые страшные факты нашли в архивах - e-history.kz
В Семее стали доступны ранее неопубликованные исторические документы из казахстанских и российских архивов.
Командировки в архивы Казахстана и России позволили семейским архивистам взглянуть на историю в деталях. 


Один из своих сборников они посвятили голодомору в Казахстане — «История величайшей трагедии казахского народа 1932-1933 годов». Директор Центра документации новейшей истории ВКО Гульнара Касымова привела шокирующие отрывки из документов, свидетельствующих об общем состоянии народа, доведенного до отчаяния из-за массового голода. Документы к этому сборнику были выявлены в Новосибирском государственном архиве.  

«Больше всего в этом сборнике потрясла жуткая история женщины-казашки, которая в период массовой откочевки людей оказалась на железной дороге в Новосибирске. Доведенная до отчаяния из-за голода она оставила на морозе умирать двух своих малолетних детей. Это был 1932 год. Людей-беженцев нигде не ждали. Ее спрашивали: зачем вы оставили своих детей? Она отвечала: если дети будут умирать медленной смертью, от голода, так пусть лучше как мы — в одночасье», — рассказывает Касымова. 


Оставшееся казахское население встретило смерть прямо в юртах. В документах зафиксированы и жуткие факты каннибализма того времени. Шокирующие рассказы нагляднее любых цифр и статистики рисуют реальность 80-летней давности. «То ли человек, то ли что-то непонятное вылетело из юрты и умчалось в степь. Когда зашли в юрту, то увидели человеческие кости и как варят человека, доедают его останки. Это просто страшная трагедия. Есть масса фактов, когда в больнице в Семее дети, мертвые уже, штабелями укладывались. Да и потом много свидетелей того времени помнят, как по городу в то время по утрам проезжали и собирали тела людей, погибших от голода», — добавила Касымова, зачитывая фрагменты из документов. 

1b487ce409949b3717ae4aff022a703c.jpg

«Тема голодомора очень долго умалчивалась, российские ученые долго отказывались ее признавать, занижая статистику погибших и мигрировавших из-за голода. А ведь Казахстан потерял миллионы людей. Этот период сейчас все глубже изучается. Наша задача — раскрыть эту тему, дополнить ее подробными деталями. Наше дело, дело архивистов, — создать источниковедческую базу, массив документов для дальнейших исследований историков, ученых», — говорит директор ЦДНИ в Семее. 


По мнению профессора, историка Амантая Исина, который активно сотрудничает с государственным архивом Семея, работа, проводимая архивистами, позволяет составить истинную картину разных эпох. «В определенные периоды истории акцент всегда делался на той идеологической системе, которая у нас господствовала, вот, к примеру, мы и советское время. Ясное дело, многие процессы в нашей истории замалчивались. Например, голод, левые движения, восстания в степи против Советов и многие другие. Они присутствуют в документах, я неоднократно знакомился с такими материалами по 1928-1930 годам. 


Эти факты в свое время скрывались. Дело изменилось с 90-х годов, когда стали появляться уже новые направления в развитии истории на основе ранее недоступных материалов. Вот такие документы как раз и представлены в коллекции семейского архива», — говорит ученый. По словам Амантая Исина, учебные пособия по истории для школьников и студентов уже давно нуждаются в пересмотре, поскольку имеют большие расхождения с действительными данными. «В архивах хранится масса фактов, которые невозможно включить в какие-то учебные пособия. Это все должно стать материалом для глубоких научных исследований. Презентованная коллекция сборников бесценна, поскольку отражает всю историческую хронологию: период упадка государственности царского времени, возрождение советской государственности и, наконец, формирование и развитие нашей государственности», — сказал Исин. 


В коллекции также представлены документы из раздела «Торговые связи Семипалатинского Прииртышья XVIII-XX веков», отражающие роль Семипалатинска. Имевший первоначально военное значение, по мере своего развития он приобретал характер большого торгового центра. Архивные документы отражают роль города в развитии и укреплении экономических и политических связей не только с Россией и Средней Азией, но и с Западным Китаем. «Среди ценных документов есть предписания, рапорты, распоряжения семипалатинского военного губернатора об организации торговых связей в области; список азиатских купцов — ташкентцев, кокандцев, бухарцев; документы об учреждении ярмарок, базаров; ведомость о количестве книжных лавок, магазинов; ведомости купеческих доходов от вывоза и ввоза товаров через Семипалатинскую пограничную таможню в 1803-1824 годах; ведомости ввозимых азиатских товаров и так далее», — перечислила Касымова. 


Отдельный раздел посвящен зарождению и развитию основных отраслей горнорудной промышленности в Восточном Казахстане — о золотых приисках, кому принадлежали, какой был их оборот. Раздел «Переселенческая политика царского правительства в Восточном Казахстане XVIII-XX веков» содержит справки канцелярии степного генерал-губернатора о водворении в Киргизской степи русских поселений; сведения из журнала особой комиссии по вопросу колонизации Акмолинской и Семипалатинской областей переселенцами из европейской России. 


Раздел «Противостояние» включает в себя редкие документы о Семипалатинском ядерном полигоне: письменные обращения жителей региона в Москву с просьбой закрыть полигон и прекратить ядерные испытания, заключения ученых о вреде радиации для здоровья, жизни восточноказахстанцев и экологии этого региона. 


В настоящее время сотрудники ЦДНИ работают над выпуском нового сборника по истории народного образования в Восточном Казахстане, опубликовать который планируется в 2016 году. 


«Там можно найти очень интересные факты о дореволюционной школе в Семее. И советского периода — какие школы, когда строились, кто работал, возможно, даже отчеты о деятельности школ и так далее. Я намерена обязательно с ними поработать», — говорит член городского краеведческого общества «Прииртышье» Любовь Кравченко. 


«Не у всех есть возможность съездить в Санкт-Петербург, чтобы ознакомиться с историческими документами. Теперь это можно сделать в Семее. Но мы всегда предупреждаем, что при использовании того или иного документа всегда надо делать ссылку на архив, где хранится этот документ», — говорит Касымова. 


Вместе с тем, в честь 550-летия Казахского ханства в городе презентована уникальная коллекция документов из федеральных архивов России, Центрального государственного архива Казахстана и архива Президента РК. Эта коллекция составлена из двух описей. В первую вошли 508 документов из казахстанских архивов за период с 1821 по 1992 год; во вторую — 187 документов из российских архивов с 1791 по 1933 год. Цель работы, проделанной сотрудниками Центра документации новейшей истории Семея (ЦДНИ), — создание целостной картины исторического развития Восточно-Казахстанского региона за период с XVIII до начала XX столетия. Для этого сотрудники выезжали в архивы Москвы, Санкт-Петербурга, Центральный архив Министерства обороны РФ, Омский, Томский, Новосибирский областные архивы, центр хранения архивного фонда Алтайского края. 


Коллекция состоит из 9 тематических разделов. Архивные документы отражают методы административно-территориального управления регионом Восточного Казахстана, начиная с XVIII века и по 1939 год. Наиболее интересные из них: указы Николая I об учреждении Кокпектинского окружного приказа и об образовании Семипалатинской области, записки об образовании волостей Семипалатинской области, положение об управлении ею и многие другие. 


Один экземпляр уникальной коллекции находится в читальном зале ЦДНИ, он также имеется и в электронном варианте. Описи будут пополняться. В будущем сотрудники Семейского архива по мере возможности хотят поработать с архивами Оренбурга, Ташкента, Омской области, Санкт-Петербурга. 


 http://tengrinews.kz/article/252/

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?