Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Традиционная жизнь в степи: казахский народный календарь

6076
Традиционная жизнь в степи: казахский народный календарь - e-history.kz
В давние времена казахи ориентировались по звездам, солнцу и луне. В традиционном календаре казахов было 12 месяцев по 30 дней, оставшиеся 5–6 дней назывались бесқонақ - 5 гостей.
По местоположению Уркер (созвездие Плеяды, рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца) на небе казахи определяли месяцы и дни, что необходимо для точных сроков выпаса, случки и окота животных, перекочевок и многих других хозяйственных работ. 

Об Уркере (Тельце) существует казахский миф

«Когда то давным-давно на Земле было всегда тепло, люди и животные благоденствовали. Это случилось потому, что животные поймали Уркера и не отпускали с Земли. Уркера держали верблюд, лошадь, овца, корова, и вот наступила очередь козы. Животные предупредили ее, чтобы она была внимательна, но коза отвлеклась и вертела головой. Уркер улучил момент и вырвался из-под копыт козы, разорвав его. С тех пор у козы раздвоенное копыто. Животные рассердились на козу, и когда Бог раздавал всем хвосты, попросили козе самый никчемный хвост. Поэтому бог дал козе маленький хвост. Уркер же окончательно вырвался на свободу и стал летать, как хотелось ему, а не людям и животным. И с тех пор, когда Уркер приближается к Земле, наступают теплые времена, всему живому хорошо, когда он удаляется, то наступает холод, и все живое страдает». 

6482b936297df367c3c046b48adc8d82.jpg

В хозяйстве кочевника были все виды животных, но курица, чей помет, как известно, является отравой для овец, не могла быть в его хозяйстве. О ней и не идет речь в календаре. Словом тауық (производное — от тау — гора) в тюркских языках обозначают не только курицу, но и саок диких птиц с гребешком. В казахском — тауық называют самок фазанов и куропаток. Скорее всего, среди животных мушеля фигурировала не курица, а одна из диких птиц. Не случайно, В.Михайлов отмечал в 1903 году, что «туркмены не знают, что тауық — это курица». 

Поэтому в контексте календаря более приемлем перевод тауық как птица. Таким образом, казахский мушель состоит из годов: мышь - тышқан, корова - сиыр, барс - барыс, заяц - кояң, волк - ұлу, змея - жылан, лошадь - жылқы, овца - қой, плеяды - мешін, птица - тауық, собака - ит, кабан -доңыз. 

ef29856722e1a8c733ce3888eefa4918.jpg


Нет сомнений в том, что порядок следования годов в календаре не случаен, в нем закодированы особая информация и тайный смысл. Сюжет такого расположения изложен в известной сказке, распротсраненной в овсем тюркском мире «Как животные встречали Новый год». Где по сюжету, среди всех животных, выстроившихся встречать рассвет, первой его увидела мышь с головы верблюда, с нее и началось летоисчисление. А верблюд так и не удостоился чести именовать собою год. 

Цикл из 12 сдвоенных единиц образует сутки, цикл из 30 суток образует месяц, цикл из 12 месяцев образует год, цикл из 12 лет образует мушель, цикл из 5 мушелей образует 60-летний круг, называемый толық мүшел — который сам, в свою очередь, бесконечно повторяется. Кругам времени подчинена и жизнь отдельного человека. 

Человеческая жизнь — это цепочка мушелей — двенадцатилетий. У каждого человека через 12 лет наступает мүшелі жас — возраст мушеля, переходный период, сопровождающийся неустойчивостью, а порой и временным ухудшением здоровья. По закону подобия порождающим также психологические и социальные сложности. Это 13-й, 25-й, 37-й, 49-й, 61-й, 73-й и следующие годы жизни, требующие особого внимания, осмотрительности, осторожности. 

8659c06c9d81309c3deed78f604c6499.jpg


Эти мушели совпадают с известными современной медицине периодами перестроек гормональной системы человека, на время выводящих организм и психику из состояния устойчивого равновесия. 13 лет — период полового созревания, 25 лет — прекращение выработки гормона роста, конец физической молодости, 37 лет — известный период психологических кризисов, из -за чего он назван американскими учеными «теневая черта человеческой жизни», 49 лет — выключение функции воспроизводства. 

Прохождение мушелей сопровождалось охранительными акциями, помогающими человеку утвердиться в состоянии нового качественного равновесия. Переходы мифологически осмыслялись как смерть в одном качестве и рождение в другом. У казахов по истечении рубежного периода необходимо отдать свою любимую ношеную вещь младшему, с пожеланием, чтобы и он благополучно миновал свой мүшелі жас. Этот обычая имеет сходство с обычаем раздачи вещей умершего старца, прожившего долгую, счастливую жизнь. С переходными годами были связаня серьезные обряды. 

8dd63b978fa5c90d887216c2e0e4e471.jpg


Так, празднование 13-летия мальчика включало торжественный обряд сажания его в полном боевом снаряжении на коня. Позже этот обряд не сохранился, под воздействием мусульманства, обряд превращения мальчика в полноценного члена общества совместился в обрядом обрезания, производившимся в 5 или 7 лет. Но только с 13 лет юноша мог наравне со взрослыми участвовать в воинских походах и барымте. Женили, как правило с 15 лет. Для девочек допускалось, в порядке исключения, вступление в брак с 12 лет. «Если девица не менее двенадцати лет скроется от родителей и станет жить у постороннего киргиза, то родители отдают замуж за этого киргиза по предварительному о том согласию и назначения калыма» (Бидосов М., Байбеков А. «Обряды и обычаи казахской степи глазами офицера русской армии»).

166c0c7e951a443090020a6dd7c48fe9.jpg


 В свою очередь в 25 лет мужчина вступал в мушель зрелости, а в 49 - в мушель старости. Каждая возрастная группа характеризуется своим местом в социальной структуре, своим образом жизни, стереотипным поведением, своим отношгением к миру материальных и духовных ценностей. Детство — до 12 лет, молодость — 12–24 лет, зрелость — 24–38 лет, старость — с 39 лет. 

Такая система возрастной стратификации с ее поведенческими стереотипами была путеводной нитью для каждого человека. Полноценно проходя все стадии, ступени жизни, он реализует представления общества о содержании и формах проявления сущности каждого мушеля.

По материалам книги А.Калыбековой "Народная мудрость казахов о воспитании". - Изд.3-е. - Алматы: БАУР, 2011.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?