Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Город Алмалык и мазар Тоглук-Тимур хана

1909
Город Алмалык и мазар Тоглук-Тимур хана - e-history.kz

Влево от дороги, ведущей из Жаркента в город Кульджа, на левом берегу реки Хоргос, впадающей в реку Или с правой стороны, по прямому направлению от выселка Николаевского (ныне – село Баскуншы Жетысуский области), в расстоянии десяти верст (около 10,5 км) находилось селение Мазар с могилой первого хана Моголистана Туглук-Тимур хана (1329-1362/1363). Вообще, в Илийском крае было два селения под названием Мазар. Один из них - восточный (или Боробогусукский) Мазар - известен тем, что там покоится тело Увайс-хана, но мы расскажем о другом, западном (или Хоргосском) Мазаре.

Во второй половине XIX века в селение Мазар можно было попасть или верхом, или в экипаже из селения Николаевского. Верхом дорога шла прямо из выселка Николаевского или села Хоргосского (Чай-Пузул) на северо-восток. В экипаже же путь лежал через китайское селение Чимпандзи, ибо проехать прямо на Мазар препятствовали арыки. От Чимпандзи Мазар находился верстах в двенадцати (13 км), от русского поста №2 (Николаевский выселок) Чимпандзи отстоял верстах в шести (6,5 км), поэтому через Чимпандзи путь на Мазар составлял около 18 верст, или 19 км.

Между рекой Хоргос и селением Мазар с могилой Туглук-Тимур хана было множество развалин древнейшего и знаменитейшего города Алмалыка. Алмалык впервые упоминается незадолго до монгольского владычества в качестве столицы кочевого владетеля Озара, который прошел славный путь от разбойника и конокрада до завоевания нескольких городов. После усиления монголов он добровольно подчинился Чингизхану. Его династия, по крайней мере, в течение двух поколений, продолжала владеть кульджинским краем. Местоположение Алмалыка точнее всего определено в маршруте Чань-Чуня, который помещал город на расстоянии одного дня пути к западу от выхода из перевала Талки, или вернее из Талкинского ущелья, которое соединяет долину Или с долиной Бороталы. В Талки входило несколько китайских пикетов, а оно само лежало на Императорской дороге. При монгольском владычестве через Илийскую долину проходил один из важнейших торговых путей из Западной Азии в Восточную, что должно было способствовать возвышению главного города края - Алмалыка. От Отрара до Алмалыка насчитывали 45 дней пути, от Алмалыка до Бишбалыка (столицы Уйгурии) - две недели. В качестве главного города чагатайских владений, в котором часто жили ханы, Алмалык был одним из центров деятельности сперва несторианских, затем средневековых европейских миссионеров, распространявших католичество в монгольских владениях. В 30-х годах ХIV в., при хане Дженкши, в Алмалыке католики поставили епископа и построили церковь. Деятельности католиков положило конец гонения против христиан в 1339 (1340) года под предводительством Али-Султана.

Смуты, начавшиеся в XIV в. и продолжавшиеся до XV, привели к разорению Илийской долины, как и всего остального Моголистана. Уже при Бабуре Алмалык более не существовал. Следы его однако в ХVI веке были еще видны, судя по описанию Мухаммед Хайдара. «Другой большой, известный город Алмалык; местоположение его и теперь можно определить; там находится гробница Туглук-Тимур-хана и следы крайне удивительного города. Купол гробницы отличается большой высотой и великолепием; на нем из мозаики сделана надпись: в моей памяти уцелело (только) одно полустишие: «этот дворец - работа мастера Шарбафа». Из этого видно, что строитель был родом из Ирака, где ткачей называют шарбафами. Насколько я помню, на куполе обозначен год 760-й с чем-то».

Туглук-Тимур, умерший в 764 году по хиджре (1362-1363), был первым из правителей восточной части Чагатайского улуса, ставший мусульманином. В Мавераннахре же ханы принимали исламскую религию и раньше.

Насколько гробница Туглук-Тимура была известна еще в XVIII столетии, видно из отчета капитана Унковского, ездившего в 1722 году послом к хунтайджи Цэван-Рабдану. Тогда Унковский помещал гробницу в 2-х верстах от места своего ночлега на берегу реки Алимту. 

К северо-западу от мазара Туглук-Тимур хана располагалось селение Мазар, жители которого, таранчи, занимались хлебопашеством. Сюда съезжалось много земледельцев, преимущественно из Жаркентского уезда, ибо окрестные местности были удобны для хлебопашества и отлично орошены. Кроме того, и воды здесь было очень много.

Мазар располагался фасадом на восток, к стороне селения, и от последнего отделяло его только большое кладбище, на полверсты. В.В. Бартольд писал, что «он (мазар) находится в и версте от таранчинского селения Хорин-Мазар». Однако спустя несколько десятилетий предпринявший поездку в регион фон Кауфман писал, что местные жители такого названия «Хорин» не знали, а просто именовали его Тоглук-Тимур-хан-мазар и Шейх-Мухаммед-Садык-мазар. Как бы то ни было, ширина фасада здания была 5,5 саженей (около 12 м), длиной же около 7 саженей (15 м), высота его 7,5 саж., или 16 м.

Здание было выстроено не из китайского кирпича, а из жженого красного кирпича сартовского приготовления. Это было единственное здание в Илийском крае, построенное не из китайского кирпича. Кирпичи, по свидетельству местных шейхов, «делались сартами при эмире Кюргень (Гюреган), жена которого была дочь Туглук-Тимур хана».

Вся фасадная часть с входной дверью была украшена изразцами. Остальные же стены и купол представляли собой простую кирпичную кладку. Стены даже не были оштукатурены.

Надписи на фасаде шли в две линии. Верхняя часть с надписями разрушилась, и прочитать ее было сложно.

Срединная надпись над входом:

«Скажи: Боже, Царь Царства! Ты даешь царство, кому хочешь, и отъемлешь царство, у кого хочешь. Ты возвышаешь, кого хочешь, и унижаешь, кого хочешь. Благо в Твоей руке, потому что Ты Всемогущ. Ты скрываешь ночь во дне и день скрываешь в ночи; изводишь живое из мертвого и мертвое изводишь из живого; и кого хочешь - наделяешь потребным для жизни без счета. Да возвеличится Его слава!».

По фасаду сверху вниз с левой стороны входа:

«Великий Султан, любящий добрых и достойных людей, сохраняющий крепость ислама, уважающий толпы добрых людей, с неба дающий победоносную помощь, побеждающий неприятеля, обнаруживающий великие слова Божьи, славнейший из султанов по победам».

По фасаду сверху вниз с правой стороны входа:

«Самая благородная из людей, прощающая, жена падишаха настоящего времени. Красивая, как Балькис, уважаемая женщинами, избранная среди женщин всего света, госпожа Биби-Фарика. Дай Бог быть ей всегда красивой; жизнь ее да будет длинной; она известна и на востоке, и на западе».

Изразцы, которыми был облицован фасад, был зеленого, белого, голубого и коричневого цветов.

Над входной дверью была крупная пробоина. Таранчи говорили, что здесь была надпись с датой о времени смерти похороненного здесь лица, сделанная золотыми буквами, но солоны во время осады спасавшихся в здании таранчи сбили эту надпись.

Внутри здание было 4 сажени длины и 4 сажени ширины (8,5 м).

Стены в нижнем этаже украшались двойными нишами с южной и северной сторон, с западной же стороны была одинарная глубокая ниша. Всего в нижнем этаже здания три больших ниши и одна входная у двери. По углам в стенах были сделаны четыре маленькие худжры с дверями. Из двух находящихся справа и слева от входа шли вверх лестницы, по которым взбирались на крытую галерею, окружавшую все здание. С этой галереи также можно было попасть на крышу и на купол.

В верхнем ярусе тоже были ниши, а затем высился купол.

Посредине здания тянулось (метра на два) продолговатое надгробие из кирпичей, обмазанных глиной. Никаких камней с надписями или чего-либо подобного не было. Надгробие же было сделано аляповато.

Похоронены в этом здании были сам Туглук-Тимур хан, его жена Биби-Карие и пятеро детей - всего семь человек. Так толковали местные шейхи, призванные преемственно охранять эти могилы.

Подземелья, как в самаркандском Гур-Эмире, здесь не было, и хода в подполье не существует. Могилы этих семи лиц заключались в склепе из дерева. Склеп и могилы видели таранчи, когда здание мазара было сожжено солонами. Несмотря на существование этого здания свыше 550 лет, изразцы и вся кладка сохранились прекрасно. От здания старой постройки сохранилась только нижняя половина. Верхняя часть здания, по словам местных шейхов-таранчей, была разрушена во время восстания таранчей в Илийском крае. Мазар был ими подожжен, а купол пал.

К слову, подожжен был мазар солонами после того, как в него, спасаясь от борьбы с окрестным населением, вошли таранчи. Из 80 скрывшихся в мазаре таранчей четверо сгорело, остальные спаслись от огня. В числе погибших были Абды-Вали-шейх и Муфта-Вали-шейх, братья шейха у мазара Туглука-Тимур хана по имени Багра. В 1902 году Багра шейху было 46 лет, а во время восстания, которое он видел своими глазами, - 6 лет.

 

С водворением в крае таранчинского правительства мазар был восстановлен: пришлось сделать новую постройку с куполом до 5 аршин (3,5 м). Средства на это были пожертвованы таранчинским султаном и самим населением.

Ограду вокруг мазара сделал, по словам таранчей, отец известного жаркентского предпринимателя и мецената Вали-Ахуна Юлдашева. С тех пор мазар не ремонтировался. Новая кладка кирпичей не отличалась от старой, и вообще реставрация произведена в задней части здания весьма умело. Фасад же сохранился в целости и не был поврежден. Арабские надписи все сохранились в целости и их можно было легко прочитать. Только в верхней части надписи сокрушились и отпали, отчего чтение было затруднено. К слову, это описание резко отличается от того, что писал Бартольд: «новая кладка кирпичей заметно отличается от старой», «надпись (арабская) есть только в верхней, новой части здания». Кроме того, персидской надписи, о которой говорил Мухаммед-Хайдар, тоже было незаметно.

По рассказу таранчи, в Самарканде была мечеть Ханым. Сама ханым была дочерью Туглук-Тимур хана, и этот надгробный памятник Туглук-Тимур хану сделала она.

У местных шейхов нет шежире или биографии о Туглук-Тимур хане. Они говорили, что шежире погибло во время восстания таранчей в начале 1860-х годов. Смутно они указывали, что шежире должно быть у таранчи, живших близ современного села Шелек, или в Талгаре у казия Таира-хаджи, или же в селении Карама.

Шежире сгорела во время сожжения и разграбления солонами селения Мазар. Она хранилась у шейха Аиб-хаджи, который ушел в 1901 году вторично в Мекку. Остался здесь сын его Мустафа-хаджи. Шейхи довольствовался теперь маленькой книжкой о Туглук-Тимур хане, составленной Темюр-Ахуном, восьмым предком нынешнего шейха.

Байнаман.

По рассказам мазарских шейхов Туглук-Тимур хан жил в местности Байнаман, которая находилась на запад от Кера или Кегеня, места, на котором проводился международный съезд с китайцами. Жил он там с семьей.

Местность Байнаман находится от реки Кеген в 4 км к западу от места съезда. На площадках пригорков в начале прошлого столетия можно было найти следы жилья - три четырехугольника («төрткіл» по-казахски или «дорбульджин» по-калмыцки), обнесенные стенами или валом. Каждый четырехугольник был в полкилометра длиной и шириной. Прекрасно были заметны места входа внутрь четырехугольника - ворота. Стены, естественно, давно изгладились, у стен снаружи был ров. У стен одного из торткулей заметны кусты карагача и следы правильной посадки карагачей снаружи за стеной или валом.

Один торткуль (дорбульджин) от другого находился на расстоянии километра. Между ними были ключи, водой которых пользовались жители этих мест. Следов строений внутри четырехугольников незаметно, но, вероятно, за стеной стояли юрты.

Вид с этих мест на долину был прекраснейший: далеко видны все пункты Илийской долины.

Алмалык.

На юго-запад от обоих мазаров (Туглук-Тимур-хана и Шейх-Мухаммед-Садыка) протекала река Кеген, которая впадала в реку Или. Поселения, существовавшие здесь прежде, от которых остались обширные следы и развалины, питались водой из рек Кеген и Хоргос. Та местность, которая лежала к северу и западу от селений - мазаров, называется Кер. На Кере на реке Кеген всегда ставили международный съезд русско- и китайско-подданных для решения взаимных дел и претензий. На восток от Кера находилась местность Алмалык. На Алмалыке находилась, между прочим, горка Азан-дун или Азан-тюбе (тепе), где аулие Аршеддин выкрикивал азан, привлекая правоверных на молитву.

На запад от Кера располагалась местность Байнаман, где проживал Туглук-Тимур хан. Название Алматы или Алмалык носили здесь многие местности. Кроме названия города Алмалыка существует название реки Алмату или Алимату, Алимту.  Селение Мазар-Шейха Мухаммед Садыка находится на местности «Алматы-аузы». На правой стороне реки Хоргос, у выхода его из гор, также есть местность Алмалы (или, как пишут на картах, Алмоллы). У Кульджи тоже есть урочище Алматы. Словом, вся эта местность по левую сторону реки Хоргос носила название Алматы или Алмалык.

Гробница Шир-Али-хана.

Рядом с гробницей Туглук-Тимур хана (на юг от последней) находилось другое здание с гробницей Шир-Али хана, - внука Туглук-Тимур хана.

Здание это было в том же стиле, но несколько меньших размеров. Имеет по фасаду 3 сажени 2 аршина (8 м), в длину же - 4 сажени и 1,5 аршина (9,5 м).

На здании не было никаких надписей. Сложено оно было также из кирпича, нигде не оштукатурено ни снаружи, ни внутри. В могиле, по словам шейхов, покоились тела пяти человек: сам Шир-Али-хан, его жена и трое детей.

По рассказам таранчей, «Шир-Али-хан был ханом после Туглук-Тимура, который при жизни еще поставил его ханом.

Дочь Туглук-Тимур хана была замужем за Тимурленгом и у них был сын Шир-Али хан, тот самый, который и был охоронен в здешнем Мазаре». По другим рассказам, «Шир-Али-хан есть внук Туглук-Тимур-хана от четвертого потомка и в мазаре лежит труп только его одного». Во всяком случае, более точные сведения изложены в прилагаемой записке о Туглук-Тимур хане, извлеченной из «Тарихи-Рашиди».

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?