Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

История административно-территориальных преобразований (период независимости)

1005
История административно-территориальных преобразований  (период независимости) - e-history.kz

Послания Президента народу Казахстана, вошедшие в политическую практику с 1997 года,  определяют основные направления жизнедеятельности государства на протяжении конкретного периода, ставят  новые, глобальные задачи для перспективного развития страны. Актуальной проблемой для суверенного государства являлось совершенствование административно-территориального устройства страны, осуществление последовательной региональной политики. 

Значимость данных проблем не в последнюю очередь была обусловлена обширной территорией страны, сформировавшейся на протяжении веков и тысячелетий. «Наша священная земля, унаследованная от предков, – наше главное богатство. Она не была нам «подарена» кем-либо. Отечественная история началась не в 1991-м или 1936 годах. Наши предки жили здесь во времена Казахского ханства, в эпоху Золотой Орды, Тюркского каганата, гуннов, саков. Другими словами, корни нашей национальной истории уходят далеко вглубь времен», подчеркивалось в программной статье Главы государства «Независимость превыше всего» [1].  Вопросы управления столь обширной территорией,  рационального местоположения казахстанских городов, требовали пристального внимания центральной власти уже в первые годы независимости. «В связи с этим в административно-территориальном делении Казахстана произошли определенные изменения, связанные главным образом с изменениями выполняемых функций в новом политико-государственном устройстве и названии областей, районов, городов и сельских населённых пунктов. В наследство от советской власти независимому Казахстану досталось административно-территориальное устройство, включающее в себя 19 областей, 216 районных административно-территориальных единиц общей численностью населения около 16,5 млн. человек» [2].

В 1997 году в стране была проведена административно-территориальная реформа, в результате которой были объединены и переструктурированы территории ряда областей, соответственно изменились их границы. Так, в  соответствии со статьей 9 Закона Республики Казахстан «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» Указом Президента Республики Казахстан от 22 апреля 1997 года № 3466 «О мерах по оптимизации административно-территориального устройства Республики Казахстан» были упразднены две области: Талдыкорганская, Тургайская область [3]. В ходе реформы 1997 года Жезказганская область была объединена с Карагандинской, Кокшетауская   с  Северо-Казахстанской, Семипалатинская с Восточно-Казахстанской областями. Талдыкорганская область была присоединена к Алматинской области, Тургайская область разделена между Акмолинской и Костанайской областями, то есть произошло укрупнение ряда областей, за счет упразднения Жезказганской, Кокшетауской, Семипалатинской, Талдыкорганской и Тургайской области. Также произошли изменения (через слияние районов) в их внутренней структуре. Основной целью реформы 1997 года являлась оптимизация административного устройства, сокращение числа дотационных областей, то есть превалировали причины политического и экономического характера [4, с.167]. Сторонники оптимизации рассчитывали на экономию за счет сокращения административного аппарата, других расходов. Однако, оптимизация обернулась оттоком населения, кризисом ряда отраслей производства. Важным событием 1997 года являлся перенос столицы республики в г. Акмолу (г. Астана). Возрастание роли столичного города в условиях суверенного Казахстана способствовало повышению статуса Акмолинской области, утверждение столицы независимого государства в «сердцевинном регионе» как важного элемента функционирования государства, главного административного центра страны, оказывало существенное влияние на интенсивное развитие прилегающих территорий.Значительные изменения в административно-территориальном устройстве страны происходят в 2018 году, Указом от 19 июня 2018 года Южно-Казахстанская область была переименована в Туркестанскую, областным центром стал город Туркестан, Шымкент был выведен из состава области, получив статус города республиканского значения. Город Туркестан, важнейший историко-политический центр страны, на протяжении веков являвшийся основой политической и духовной жизни Казахского ханства и всего тюркского мира, обрел значимый статус в период независимости [5].

Президент Республики Казахстан К.-К. Токаев буквально с первых шагов своей деятельности, последовательно и планомерно определял дальнейшие меры по совершенствованию административно-территориального устройства страны. Так, в  Послании «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» (2019), важным ориентиром государственного строительства было определено совершенствование региональной политики, в особый раздел выделено ключевое направление «Сильные регионы – сильная страна», предусматривающее повышение эффективности работы местных органов власти, управляемой урбанизации и единой жилищной политики [6]. Характеризуя отдельные аспекты процесса урбанизации в республике, Глава государства отмечал появление ряда проблем, которые являются неизменными спутниками процесса урбанизации: «Большое количество населения городов республиканского значения это уже не предмет гордости, а основание для обеспокоенности с точки зрения полного обеспечения социально-экономических потребностей жителей» [6]. Поэтому в Послании было конкретно обозначено главное направление контроля урбанизационных процессов, «управляемая урбанизация», способствующая сбалансированному развитию казахстанских регионов. Правительству также было поручено принять действенные меры по управлению миграционными процессами.

Решение указанных проблем последовательно актуализировалось в Послании Главы государства «Казахстан в новой реальности: время действий» (2020). Так, в разделе «Сбалансированное территориальное развитие» было показано, что будут существенно перестроены подходы к территориальному и пространственному развитию обширной территории страны. Важная роль отводилась в Послании сложной проблеме моногородов, ставилась задача придать «второе дыхание» нашим моногородам, при активном участии градообразующих предприятий» [7]. Системное решение указанных проблем было озвучено в Послании Главы государства «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» (2021) [8]. В нем конкретно указывалось на необходимость совершенствования региональной политики, первостепенное внимание фокусировалось на снижении дисбалансов в социально-экономическом развитии, правильном сочетании специфических для каждого региона задач с общенациональными приоритетами.  В Послании подчеркивалось: «Казахстан находится в русле устойчивой тенденции на урбанизацию. Города-миллионники должны стать опорой глобальной конкурентоспособности Казахстана, а областные центры точками роста регионов» [8]. Исследователи отмечают, по итогам 2022 года уровень урбанизации в Казахстане почти дошёл до той планки, которой власти намеревались достигнуть только к 2025 году. «За последние годы (с 2018-го по 2022-й) доля городского населения в стране увеличилась почти на 4 процентных пункта, с 57,6% до 61,5%. Удельный вес сельчан соответственно уменьшился, составив к 1 января 2023 года 38,5%» [9]. Таким образом, при проведении целенаправленной политики Казахстан может стать лидером урбанизационных процессов в центральноазиатском регионе. 

Перспективное отражение данные вопросы находят в новых решениях в области административно-территориального развития, озвученных в Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана: «Новый Казахстан: Путь обновления и модернизации» (2022), в котором были намечены кардинальные трансформации по совершенствованию административно-территориального устройства страны, подчеркивалось: «Прогресс нашей страны напрямую зависит от процветания регионов. Принцип «сильные регионы – сильная страна» остается неизменным. В этой связи очень важно, чтобы административно-территориальное устройство страны было оптимальным. Ранее Шымкент получил статус города республиканского значения, а Южно-Казахстанская область была переименована в Туркестанскую, ее административным центром стал город Туркестан. Это были правильные решения, поддержанные народом». В своей статье «Независимость превыше всего» я писал, что этот опыт получит свое продолжение» [1]. 

Практической реализацией данных инициатив явились административно-территориальные преобразования, озвученные в Послании Президента страны народу Казахстана «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» от 16 марта 2022 года. Так, в соответствии с Указом Президента РК от 3 мая 2022 г. № 887, в Казахстане в 2022 году были образованы три новые области: область Абай, с центром в городе Семее; Улытауская область, на территории бывшей Жезказганской области, центром которой вновь стал г. Жезказган. Кроме того, Алматинская область была разделена на две части: Жетысускую и Алматинскую области. Центром Жетысуской области стал г. Талдыкорган. Центром Алматинской области стал г. Капшагай, при этом возрождая память о великих деятелях нашей истории, Глава государства предложил город Капшагай переименовать в честь Динмухамеда Кунаева, выдающейся личности в истории страны [10]. «На 1 декабря 2022 года по количеству населения лидирует Туркестанская область – свыше 2 млн. 116 человек, самая малочисленная область Улытау – более 221 тыс.человек». 

Таким образом, вопросы совершенствования административно-территориального устройства страны, осуществления последовательной региональной политики учитывают конкурентные преимущества разных регионов, занимают особое место  в перспективах развития государств.

 

С.А. Багдатова

в.н.с. Института истории 

государства МНВО РК

 

Литература:

1.Токаев К.-К. Независимость превыше всего / https://kazpravda.kz/n/polnyy-tekst-stati-tokaeva-nezavisimost-prevyshe-vsego/ 6 января 2021 г.

2. Как стало 14 областей / https://e-history.kz/ru/news/show/3967

3. Указ Президента Республики Казахстан от 22 апреля 1997 года № 3466 «О мерах по оптимизации административно-территориального устройства Республики Казахстан» / https://adilet.zan.kz/rus/docs/U970003466_

4. Современная история Казахстана. Алматы. Раритет, 2010. - 432 с.

5.Возрождение столицы тюркского мира / https://e-history.kz/ru/news/show/32943. 01.09.2021. 

6. Послание Президента РК  К.-К. Токаева народу Казахстана Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана (2019) / https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1900002019.

7. Послание Президента РК  К.-К. Токаева  народу Казахстана. Казахстан в новой реальности: время действий / 

8.  Послание Президента РК  К.-К. Токаева народу Казахстана. Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны. https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048. 01.09.2021.

9. В Казахстане усилился разрыв между численностью городского и сельского населения / https://inbusiness.kz/ru/news/v-kazahstane-usililsya-razryv-mezhdu-chislennostyu-gorodskogo-i-selskogo-naseleniya.

10. Послание Президента РК  К.-К. Токаева народу Казахстана Новый Казахстан: путь обновления и  модернизации // https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1623953

11. Сколько областей в Казахстане: факты и история Опубликовано: 20 февраля 2023. https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1718527-skolko-oblastej-v-kazahstane/

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?