Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Прогрессивные и консервативные тенденции казахской литературы XIX века

1500
Прогрессивные и консервативные тенденции казахской литературы XIX века - e-history.kz

Как известно, ростки новых идей, прогрессивных течений формируются в недрах старого общества и крепнут в борьбе с консерватизмом и косностью. Эта тенденция прослеживается и в развитии казахской печатной книги. Во второй половине XIX века, полной общественно-политических и социально-экономических противоречий, в казахской литературе стали проявляться две тенденции: одна - демократическо-просветительская (М. Утемисов, Ш. Жарлыганов, С. Аронов, Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, Абай Кунанбаев) и другая - консервативная (Шортанбай, Дулат, Мурат и др.). 

Шортанбай Канаев (1818-1881). Шортанбай кончил лишь мусульманскую школу и большую часть жизни провел в ауле, поэтому его мировоззрение сформировалось под влиянием кочевой среды. Он придерживался консервативных взглядов, восхвалял прошлое и боялся всего нового. Книгу Ш. Канаева можно назвать исповедью. В конце своей жизни он отрекся от всего земного. Шортанбай сожалеет о бесцельно прожитой жизни и призывает всех людей, особенно знатных, отказаться от богатства, быть справедливыми, помнить о бренности всего живого.

Книга под названием «Поэма Шортанбая и его плач о детях» вышла в 1888 г. в типографии Казанского университета. Впоследствии поэма переиздавалась в 1890, 1894, 1911, 1916 гг. На титуле книги стоит подпись санкт-петербургского цензора, хотя напечатана она в Казани. Подобным просмотрам подвергались и другие казахские книги: центральная власть не всегда доверяла своим провинциальным органам.

Как отрицательный пример автор описывает свою жизнь, полную стяжательства, которое привело его к душевной пустоте. На склоне лет он посылает проклятие на обольстительный мир, на богатство, ибо, как он убедился, именно оно портит людей, делает жестокими. В то же время Шортанбай призывает неукоснительно соблюдать предписания Ислама, он проповедует религиозную идею о предопределении богом судьбы людей, что Всевышний сделал «одних - богатыми, других - бедными, третьих - учеными, четвертых - мудрыми, пятых - верующими, шестых - неверующими». Поэтому, какой бы тяжелой ни была судьба, с ней надо смириться. 

Дулат Бабатаев (1802-1874). Дулат - поэт, идеализировавший патриархальное прошлое. Его критика некоторых пороков своей эпохи имеет социальный смысл. Вместе с тем религиозный характер творчества Дулата говорит о том, что прежде всего он выступает от имени знати, которая искала себе опору в религии. В отличие от Шортанбая Дулат сильнее и острее обличал пороки своего общества, в этом проявляется демократизм в его творчестве. Религиозность Дулата, его искренняя вера в Ислам не перерастает в отречение от реальной жизни. В отдельных стихах он воспевает ум и силу человека, любуется красотой женщины, мечтает иметь семью.

Во второй половине XIX в. в казахской литературе появились записи стихов и импровизаций, рассказывающие о борьбе казахского народа во главе с народными героями Исатаем Таймановым и Махамбетом Утемисовым, Жанхожей Нурмухамбетовым и Бекетом Серкебаевым против угнетения и притеснения со стороны царской администрации и их наместников.

Рукопись «Батыр Жанхожа Нурмухамбетов» была напечатана в 1894 г. в сборнике «Археология, история и этнография» (т. ХХІІ), выпущенном Казанской университетской типографией. Ее перевел на русский язык и подготовил к изданию исследователь И.В. Аничков. Ему же принадлежит и очерк «Киргизский герой Джанходжа Нурмухамедов», в котором автор рассказывает о событиях того времени, о храбром батыре Жанхоже, выступившим против войск Хивинского и Кокандского ханств, против отрядов царской администрации в защиту своей земли, за свободу своего народа. В конце концов, он погибает от рук врагов. В очерке автор отмечает, что эту рукопись он взял у акына Мусабая в Казалинске 7 апреля 1894 г. Она написана арабским письмом. 

Судя по имеющимся материалам, а также исследованиям советских ученых, Ж. Нурмухамедов был народным героем, поднявшим сырдарьинских казахов в 1856-1857 гг. против царизма.

Говоря об истории развития казахской книги, следует сказать о тех деятелях, которые способствовали развитию в крае передовой общественной мысли. Такими личностями были просветители-демократы: Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев. Прогрессивное направление в общественной мысли способствовало духовному подъему казахского народа, его ознакомлению с передовой демократической мыслью.

О жизни и творчестве казахских просветителей-демократов опубликовано немало монографий и научных исследований. Наиболее значительные из них - труды и исследования М.О. Ауэзова, С.М. Муканова, А.Х. Маргулана. Л.М. Ауэзовой, Х. Суюншалиева, Б.К. Кенжебаева, Б.С. Сулейменова, А. Садыкова и др.

Чокан Чингисович Валиханов (1835-1865). Исторические, этнографические и литературные труды Ч.Ч. Валиханова были опубликованы в 1904 г. в одной книге. Была проделана большую работу по подготовке издания рукописей Валиханова, было собрано более 500 страниц. Сбор, систематизация и издание заняли более тридцати лет. В сочинение вошли все известные работы Ч. Валиханова. Здесь можно найти исторические, географические, этнографические и фольклорные материалы. Наиболее интересные из них: «Очерки Джунгарии», часть киргизского эпоса «Манас», «Киргизское родословие», «Записка о судебной реформе», извлечения из трудов знаменитых историков Востока - Жалаира, Бабура, Абулгази. Сочинение было снабжено именным и географическим указателями, имело иллюстрации.

Чокан Валиханов был высокообразованным и эрудированным человеком своего времени. Молодого Валиханова называли научным светилой, метеором, промелькнувшим на небосклоне Востока. Крупнейшие ученые, писатели и общественные деятели того времени были друзьями и соратниками Ч.Ч. Валиханова, из числа их можно назвать Г.Н. Потанина, П.П. Семенова-Тянь-Шанского, А.Н. Бекетова, Н.М. Ядринцева, А.Н. Майкова, Ф.М. Достоевского, И.Н. Березина, Н.И. Веселовского, С.Ф. Дурова и др.

В 1858-1859 гг. Ч. Валиханов совершил свою знаменитую поездку в малоизвестную для мира провинцию Восточного Туркестана - Кашгарию. Поездка была сопряжена с опасностью для жизни. Он ознакомился с политическим и экономическим устройством края, собрал материалы по истории и этнографии народов, населявших эту страну. Ч. Валиханов приобрел ряд уникальных восточных рукописей, древние грамоты, образцы прикладного и народного декоративного искусства.

Одним из главных результатов этой поездки явился его капитальный труд «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии)». Отрывки из этого труда Ч. Валиханова были опубликованы на английском языке в Лондоне в 1865 г. По охвату материалов, а также по широте и глубине их анализа его работа явилась крупным вкладом в науку. Ученые высоко оценили труд Ч. Валиханова. 

Ч. Валиханова можно отнести к числу первых казахских библиографов и библиофилов. Он проводил большую работу по сбору и изучению материалов казахского устного творчества и считал, что в произведениях устного творчества казахов отражено их прошлое, «их образ жизни, обычаи и нравы современные», что народно-поэтическое творчество дает «полную картину творческой и духовной жизни народа».

Во второй половине XIX века сложилась казахская письменная литература. Большой вклад в ее развитие внес Ибрай Алтынсарин (1841-1889) — виднейший просветитель, педагог, писатель и общественный деятель. Работая долгие годы на ниве просвещения, сначала учителем, а затем инспектором народных училищ Тургайской области, он хорошо знал стремление оседлого населения к получению светского образования, а потому считал своим долгом наладить дело просвещения. Он организовал десятки светских школ, мектебов и медресе в аулах, а также смешанные русско-казахские школы, ремесленные училища в городах, даже женское училище для девушек-казашек. В этих школах воспитывалась целая плеяда казахских учителей и педагогов. Наряду с открытием школ он заботился и о создании хороших учебников. Придерживаясь этой идеи, Алтынсарин написал два учебника для казахских школ. В 1879 г. в Оренбурге были напечатаны «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия». 

Замысел написания хрестоматии зародился у Алтынсарина в 1875 г., после приезда из Петербурга. В 1878 г. он закончил первую часть книги и послал рукопись в Оренбург для получения разрешения на издание. Попечитель народного образования округа отправил ее в Петербург к министру просвещения, тот в свою очередь отослал ее на отзыв старому другу Ибрая Н.И. Ильминскому. Тот высоко оценил рукопись и рекомендовал ее издать. В 1879 г. первая казахская хрестоматия увидела свет. В своей книге Алтынсарин призывает молодежь овладевать знаниями, быть патриотами своей родины, разъясняет значение науки и техники в развитии общественной жизни. Он придавал важное значение нравственному воспитанию учащихся и стремился воспитать у них гуманность, честное отношение к труду. Поэтому Алтынсарин законно считается зачинателем теории обучения и воспитания детей, основоположником педагогической мысли в Казахстане. 

И. Алтынсарин мечтал о светлом будущем своего народа. Он изобличал вред отсталости и бескультурья, боролся за прогрессивное развитие родного народа и потому посвятил свою жизнь делу просвещения. 

Абай Кунанбаев (1845-1904). Ни одно произведение Абая не было издано при его жизни, если не считать одного или двух стихотворений, напечатанных в степной газете «Дала уалаяты». Первый сборник стихов Абая вышел в 1909 г. в Петербурге, рукопись к печати подготовил племянник поэта Какитай Кунанбаев. Стихи Абая в степи передавались из уст в уста певцами-акынами, кроме того, они распространялись в виде рукописей. Каждый образованный казах считал за честь иметь такую рукопись. Переписчиками произведений Абая были известный каллиграф Мурсеит Бикин, Махмуд-мулла, Магзум-мулла и др. 

Какитай с детства собирал стихи великого поэта и бережно хранил их. В 1907 г. он встретился в Казани с агентом петербургской типографии Бораганского и заключил с ним договор на издание стихов Абая. Но в типографии не нашлось человека, хорошо знавшего казахский язык, и Какитай сам взялся редактировать и корректировать рукопись. В результате издание затянулось и книга вышла в свет через два года в 1909 г. Заслуга Какитая огромна: он не только обработал произведения Абая, но и спас их от гибели. Чтобы отыскать какой-либо стих Абая, он обходил знакомых и друзей поэта, объезжал многие аулы, все буквально собирая по листочкам. Вот один из примеров:

«Однажды, писал в своих воспоминаниях сын Какитая Архам Исхаков, - отец приказал мне оседлать коней. - Ты поедешь со мной в одно место, сказал он. Сев на коней, мы поехали из Акчоки в Жидебай, за сорок пять километров и к вечеру приехали в аул муллы Махмуда.

Махмуд радушно встретил нас и приказал жене подать ужин. Мой отец прервал его: «Я приехал не за ужином, а за Вадимом. Прошу сначала вернуть его мне».

Махмуд стал его уговаривать отдохнуть с дороги, обещая позже найти «Вадима». Но Какитай был неумолим. «Мне очень хочется посмотреть на эту рукопись», — сказал он. Растерянный Махмуд вынужден был открыть сундук и искать рукопись. После долгих поисков он достал из кипы разных бумаг несколько листов, написанных рукой Абая. Это была лермонтовская поэма «Вадим», переведенная Абаем.

- Вы даете не все. Где же остальные страницы рукописи? - возмущенно спросил Какитай. - Почему она так истрепана и настолько замызгана, что в некоторых местах записи стерлись?

Пристыженный Махмуд вынужден был признаться, что однажды сундук остался открытым и его сынишка Кутиш поиграл с рукописью. После чего многие страницы оказались изорванными. Эти листы сохранились случайно.

Отец был в гневе.

Абай сделал тебя человеком, Махмуд! Твоего отца облагодетельствовал его отец. А ты оказался не только недостойным звания муллы, но хуже простого мусульманина. Как у тебя хватило совести позволить своему сопляку-сыну играть с такой драгоценностью?

Сказав это, отец встал с места, взял рукопись «Вадима» и, отказавшись от ужина, рассерженный покинул дом Махмуда».

То, что сейчас находится в собрании сочинений Абая, это начало поэмы «Вадим», спасенное Какитаем.

Так изо дня в день Какитай разыскивал разошедшиеся в свое время по рукам рукописи Абая, в одних не было начала, в других - середины, в третьих - концовки, а также не поставлены даты. Потребовалась большая кропотливая работа, чтобы собрать творческое наследие Абая, что и было выполнено Какитаем, знавшим наизусть большинство стихов Абая.

Творчество Абая продолжало прогрессивное направление в общественной мысли казахского народа, начатое Ч. Валихановым и И. Алтынсариным.

Великий мыслитель, основоположник казахской письменной литературы, неутомимый просветитель Абай стоит в ряду великих писателей Востока. Три титана общественной мысли казахского народа – Чокан - совершил подвиг в науке, Алтынсарин - в просвещении и Абай - в литературе. Имена их стоят особняком в истории Средней Азии и Казахстана. Они проложили путь к новым общественным идеалам, борясь с закоснелым общественным строем, экономической и культурной отсталостью края. 

Страстное устремление в будущее, непоколебимая верность гуманистическим принципам и идеалам, смелое поэтическое новаторство — эти черты творчества Абая обусловили его непреходящую ценность.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?