Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Историко-культурный потенциал Акмолинской области

1559
Историко-культурный потенциал Акмолинской области - e-history.kz

Фото: Арман Сулейменов

 

18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест (День всемирного наследия), установленный 40 лет назад, в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) при ЮНЕСКО.

О том, какое внимание уделяет государство популяризации национального культурного наследия, казахской культуры, а также культур и традиций этносов, населяющих Казахстан, в частности в Акмолинской области, порталу Qazaqstan Tarihy рассказал кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории государства МНВО РК Д.А. Черниенко. 

 

Обязанность граждан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры отражена в Конституции, ряде президентских Посланий народу Казахстана, Стратегии «Казахстан-2050», «Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года», Законе «О культуре», а также специальных государственных программах, направленных на консолидацию общества вокруг идеи национального развития с учетом исторического и культурного наследия.

Так, в Послании народу Казахстана 2021 года Глава государства К.К. Токаев отметил, что «в вопросах консолидации общества, укрепления национальной идентичности большая роль отводится эффективному использованию исторического наследия и культурного потенциала страны... Наш главный принцип «единство в многообразии» незыблем. Поэтому гармоничное развитие межэтнических отношений всегда было и будет одним из магистральных направлений государственной политики Казахстана. И это не просто риторика, такой подход поддерживает абсолютное большинство казахстанцев. Для наших граждан согласие, толерантность – это сама жизнь, живая реальность, обусловленная взаимопроникновением культур и языков».

Широко известен успешный опыт реализации таких программ как «Мәдени мүра» («Культурное наследие», 2004–2011 гг.), «Ғылыми қазына» («Сокровища науки», 2012–2014 гг.), «Халық тарих толқынында» («Народ в потоке истории», 2014–2016 гг.), «Рухани Жаңғыру» («Духовное возрождение», с 2017 г.), «Ұлы Даланың жеті қыры» («Семь граней Великой Степи», с 2018 г.). Органичной частью программы «Рухани Жаңғыру» стали специализированные проекты национального («Сакральная география Казахстана») и регионально-локального («Туған жер») характера. Подготовлены списки и виртуальные карты объектов общенационального, регионального и локального значения. В результате реализации указанных программ и проектов «повысилась значимость региональной истории, стал очевиден большой потенциал историко-краеведческой деятельности, важность включения региональной истории с древнейших времен до наших дней в качестве обязательной компоненты в систему образования». 

Акмолинская область, как территория, издавна расположенная на важных во все эпохи торгово-транспортных путях, обладает выраженными естественными природно-географическими и сложившимися под влиянием хозяйственной деятельности культурно-историческими особенностями развития и вносит весомый вклад в копилку культурного наследия всего Казахстана.

Среди таких особенностей можно отметить следующие. Во-первых, область относится к историко-географическому региону Сарыарки, являясь его крупнейшей по размерам частью. Во-вторых, с древнейших времен здесь складывалось и развивалось кочевое скотоводческое хозяйство, сохранявшееся длительное время в традиционных формах. В-третьих, на территории области был создан и частично сохранился до наших дней комплекс памятников культур древних тюркских племен и впоследствии казахского народа. Высокая плотность археологических памятников и преемственность древних культур свидетельствуют о непрерывности исторического процесса с глубокой древности до настоящего времени. В-четвертых, современная Акмолинская область имеет многонациональный и поликонфессиональный состав населения, который сформировался под сильным влиянием нескольких «волн» переселенческого движения. В-пятых, преимущественно аграрно-промышленный облик региона предопределил специфику урбанизационных процессов – наличие целой группы малых городов (Кокшетау, Степногорск, Косшы, Щучинск, Атбасар, Макинск, Акколь, Ерейментау, Есиль, Державинск, Степняк), которые возникли на основе дореволюционных военно-торговых поселений или в советский период в целях экономического освоения региона.

Указанные и другие особенности нашли отражение в историографии, неоднократно становились предметом научных исследований. Специалистам хорошо известны глубокие исследования по ботайской и атбасарской археологическим культурам В.Ф. Зайберта. Подготовлены публикации, посвященные отдельным историческим объектам – археолого-этнографическому комплексу Кумай (Досымбаева А., Нускабай А.), некрополю Караоткель (Кошман Т., Хабдулина М., Дукомбайев А.), городищу Бытыгай (Сакенов С., Бурбаева С., Букешева Г., Кукушкин А.), культовым памятникам Тенгиз-Коргалжинской впадины (Хабдулина М.), предпринята попытка классификации и анализа исторических объектов на территории области (Капышев А. и Искаков Д.).

Информация по Акмолинской области нашла отражение в справочно-энциклопедических изданиях республиканского уровня: «Историко-культурное наследие Акмолинской области. Свод памятников» (Алматы, 2008), «Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Акмолинская область» (Алматы, 2009), «Сакральные объекты Казахстана общенационального значения» (Астана, 2017), «Региональные сакральные объекты Казахстана» (Астана, 2017), «Сакральный Казахстан: энциклопедия. Т. 1: Астана. Алматы. Акмолинская область. Алматинская область» (Алматы, 2017), «Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Акмолинская область» (Вып. 1. Астана, 2018), «Культурное наследие Акмолинской области: новые исследования» (Астана, 2021).

В Государственном списке памятников истории и культуры республиканского значения, Акмолинская область представлена 5 памятниками, из них три – градостроительства и архитектуры: дом-музей В.В. Куйбышева (1889–1905 гг., здание Музея истории города Кокшетау), могила народного композитора Биржана Кожагулова (1950 г., г. Степняк), мавзолей Ботагай (Богатай) XIV–XV вв. (с. Коргалжын); два – сооружения монументального искусства: памятник Шокану Валиханову (1971 г., г. Кокшетау), архитектурно-мемориальный монумент (2004 г., пос. Бурабай, поляна Абылай хана).

Среди сакральных объектов общенационального значения в Акмолинской области расположены 11. Из них три в Бурабайском районе: Поляна Абылай хана, Пещера Кенесары, святая гора Окжетпес; два в Ерейментауском районе: Археолого-этнографический комплекс «Кумай» (с. Торгай), Захоронение Олжабай батыра (с. Олжабай батыр); два в Коргалжынском районе: мазар «Беспакыр» (с. Абай), мавзолей «Ботагай» (п. Коргалжын); а также мавзолей-некрополь Кабанбай батыра в с. Қабанбай батыр Целиноградского района, мавзолей Баубек батыра в с. Ишимское Жаксынский района, Комплекс объектов, связанных с именем Науан Хазрета в г. Кокшетау, «Тоғыз әулие» в Астраханском районе

Место захоронения Балкадиши (с. Кеноткель)

Статус регионального значения в Акмолинской области имеют 35 сакральных объектов, из них почти треть (11) расположены в Зерендинском районе: мавзолеи  Уали хана (с. Казахстан), Богембая би (с. Богембай би), батыра Косагалы Толекулы (с. Алексеевка), места захоронения Балкадиши (с. Кеноткель), возлюбленной Акана серэ Актокты (с. Кызылагаш), Дүйсен би (с. Айдарлы), Монтай батыра (с. Молодежное), Асата би Алпысулы (с. Малое Тукти), Калак батыра (с. Кусеп), Тиржан кажы (с. Байтерек), гора «Айдаһар үңгірі» (с. Ульгили).

Четыре памятника расположены в Ерейментауском районе: комплекс объектов, связанных с именем Богенбай батыра (г. Степногорск), место захоронения Үмбетей жырау (ст. Коржынколь), мавзолей Саккулака би (г. Ерейментау), мазар Едыге би Толебайулы (с. Елтай). Также четыре памятника находятся в Коргалжынском районе: место захоронение Марии Рекиной (Жагоркызы) (с. Сабынды), мазары Каныкей (с. Амангелди), кажи Алиптомара (с. Абай), Ак Едила Кожи кажы (с. Жумай). 

Культовый комплекс Биржан сала

В пяти районах находятся по два памятника – Аккольский: места захоронения Казы батыра, Орес ханым (с. Урюпинка); Биржан сал: Культовый комплекс Биржан сала, место захоронения Ангал батыра (г. Степняк); Жаксынский: место захоронения әулие Қылышбая, мавзолей «Қос бейіт» (с. Тирисаккан); Жаркаинский: мавзолей Кызылтам (Ахмета) (с. Далабай), место захоронения Кабыл батыра; Целиноградский: мавзолей Нияза би (с. Тайтобе), захоронение Әздемай сал Көтербайұлы (с. Қоянды).

Комплекс Балуан Шолака, с. Вознесенка Буландинского района

Еще в пяти районах имеется по одному памятнику – мавзолей Пан Нурмаганбета (с.Жибек жолы Аршалынского района), место захоронения Киикбай батыра Байгараулы (с. Сергеевка Атбасарского района), комплекс Балуан Шолака (с. Вознесенка Буландинского района), красное дерево Абылай-хана (оз. малое Чебачие Бурабайского района), мавзолей Бектемира суфу (с. Жалманкулак Егиндикольского района)

В действующей редакции государственного списка памятников истории и культуры местного значения значится 1034 объекта, из них памятников археологии – 977, памятников (сооружений) монументального искусства (ПМИ) – 35, памятников градостроительства и архитектуры (ГиА) – 22. 

К памятникам археологии относятся могильники (471), курганы (298), поселения (92), стоянки (85), местонахождения (10), кыстау (6), зимовки (4), курганное поле (1), мастерская (1), стелы (1), городище (1), менгир (1), ограда (1), каменное изваяние (1), укрепление (1), жальник (1), выработка-каменоломня (1), грунтовое захоронение (1).

К сооружениям монументального искусства – памятники (17), бюсты (6), обелиски (4), мемориальные доски (2), братские могилы (2), скульптура (1), стела (1), могила (1), место захоронения (1).

К градостроению и архитектуре – исторические здания (9), мазары (5), дома (4), мавзолеи (2), магазин (1), трактор (1). 

Распределение объектов по городам и районам (по числу памятников): Зерендинский – 226 (археология – 224, ПМИ – 1, ГиА – 1), Биржан сал район – 208 (все – археология), Атбасарский – 120 (археология – 114, ПМИ – 4, ГиА – 2), Буландинский – 83 (все – археология), Жаксынский – 53 (археология – 49, ПМИ – 3, ГиА – 1), Сандыктауский – 51 (все – археология), Бурабайский – 42 (все – археология), Аккольский – 42 (археология – 41, ПМИ – 1), Жаркаинский – 34 (археология – 31, ПМИ – 2, ГиА – 1), Есильский – 32 (археология – 29, ПМИ – 2, ГиА – 1), Целиноградский – 28 (археология – 26, ПМИ – 2), Ерейментауский – 27 (археология – 26, ГиА – 1), г. Кокшетау – 24 (ПМИ – 14, ГиА – 10), Астраханский – 22 (все – археология), Коргалжынский – 15 (археология – 8, ПМИ – 3, ГиА – 4), Шортандинский – 13 (археология – 12, ПМИ – 1), Аршалынский – 11 (археология – 10, ПМИ – 1), Егиндыкольский – 2 (археология – 1, ГиА – 1), г. Степногорск – 1 (ПМИ)

Таким образом, Акмолинская область обладает значительным историко-культурным потенциалом, требующим дальнейшего государственного учета, сохранения, изучения и всесторонней популяризации.

Опросы
Кому принадлежит наследие Золотой орды (Ұлық Ұлыс)?