Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Казахстан обречен быть успешным!

2986
Казахстан обречен быть успешным! - e-history.kz

На прошедших 20 ноября 2022 года президентских выборах с заметным отрывом от других претендентов победил ныне действующий президент К. Токаев, набрав почти 82% голосов избирателей. Это очень большой вотум доверия населения к своему руководителю. Накануне торжественной инаугурации президента директор Института истории и этнологии им.Ч.Валиханова профессор Зиябек Кабульдинов высказался о перспективах Казахстана под руководством К.К. Токаева через призму истории нашей страны.

Внимательное и весьма скрупулезное знакомство с насыщенной и разносторонней предвыборной программой президента К.Токаева вселяет всем нам большие надежды. Если в ближайшее время реально начнет сбываться то, что обещает Глава государства – мы должны оказаться если не в списке первой дюжины наиболее развитых государств мира, то по крайне мере из почти 15 постсоветских государств мы точно будем играть первую скрипку по всем основным составляющим и позициям: в экономике, социальной сфере, культуре, спорте, искусстве, туризме, в военном деле. 

Поэтому мы должны всемерно поддержать нашего президента. Во всем. Во всех его новых позитивных и добрых начинаниях. Во благо народа. Во имя будущего Казахстана. Поддержали на выборах – поддержим и в его разворачивающихся реформаторских шагах! 

Для лицезрения грядущих кардинальных и позитивных изменений нам не придется долго ждать: они сразу должны реализовываться. Если таковых положительных изменений не будет в первые 7 месяцев, то их не будет и в оставшееся почти 7 лет. Поэтому многое зависит от первых месяцев семилетней кропотливой работы президента вместе с нами.

Почему, по мнению З.Е. Кабульдинова, мы обречены быть успешными? Реформы, которые затеял новоизбранный президент, должны и обязаны стать успешными и результативными. На него работает целый комплекс историко-культурных, социально-экономических предпосылок и ментальных особенностей нашего народа. Среди них:

ПЕРВОЕ. По современным меркам мы имеем обширную территорию, занимающую девятое место в мире. У нас свободно могут разместиться такие государства, как Греция, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция и Швеция, вместе взятые или одновременно 5 Франций. Мы находимся в самом центре Евразии, на перекрестке цивилизации и стран. Безусловно, этим выгодным положением должен воспользоваться президент.

ВТОРОЕ. Казахстан занимает 6-е место в мире по запасам природных ископаемых, в том числе обладает огромными запасами стратегически важного для ядерной отрасли урана. В недрах республики выявлены 99 из 117 компонентов периодической таблицы химических элементов Менделеева: нефть, газ, уран, свинец, цинк, медь, молибден, золото, алюминий, железо, марганец, уголь и другие. Эти несметные природные богатства должны служить народу! 

ТРЕТЬЕ. В стране около 48 000 больших и малых озер. Это – туризм, развитие рыбной отрасли, отдых, огромные запасы пресной и питьевой воды… 

ЧЕТВЕРТОЕ. Земля Казахстана является прародиной домашних яблок. Знаменитый алматинский апорт – бренд нашей страны – ведет свою родословную от дикой яблони Сиверса, произраставшей в предгорьях Заилийского Алатау. 

ПЯТОЕ. Первые люди освоили просторы Казахстана более одного миллиона лет назад! Сколько открытий сделано нашими археологами!? Сколько сакральных объектов должны служить во благо нашего народа!

ШЕСТОЕ. Здесь около 6-ти тысяч лет назад возникла такая форма экономики, как кочевое скотоводство. На севере Казахстана в местности Ботай впервые в мире была приручена лошадь, и тогда же люди научились изготавливать целебный напиток из кобыльего молока – кумыс. Нашими предками были созданы первые колесницы, конская упряжь, псалии.

СЕДЬМОЕ. Наша история – это история почти трех тысяч лет непрерывной государственности. Более двух десятков государств, основанных на нашей земле, оставили яркий след в мировой истории. Самые ранние из них были созданы древними сакскими (скифскими) народами, прославившими свое имя храбростью и свободолюбием. Как писал знаменитый древнегреческий ученый Геродот: «у скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством; их жилища – в кибитках. Как же такому народу не быть неодолимым и неприступным?» Современные казахи – прямые потомки и наследники отважных саков и гуннов. Вот куда уходят наши корни!

ВОСЬМОЕ. За счет скотоводства казахи, вплоть до начала XIX века, до отмены ханской власти в 1822-1824 гг., были весьма состоятельными и богатыми. Об этом писал еще писал Ш. Уалиханов: «Сибирские киргизы (казахи-авт.) до основания внешних приказов были богаче – это факт, не подвергающийся ни малейшему сомнению». Степные богачи могли иметь в собственности до 25 тысяч одних только лошадей, не зная счета прочему скоту, а самый захудалый кочевник обладал по крайней мере десятком лошадей и парой сотен овец. Об этом ярко написал еще известный российский исследователь Я. Гавердовский в самом начале XIX века: «Прежде признавали бедным того киргизца, который не мог насчитать в своем табуне 1000 овец и 100 лошадей ... ныне начальник семьи, обладающий 5000 лошадьми, 20 000 овец и 1000 верблюдов, может назваться кочевым Крезом». 

Это могли делать только трудолюбивые и храбрые люди! В ауле должны появиться или вернуться знатные скотоводы. Казахстан должен превратиться в животноводческую державу, как в свое время об этом мечтал Жумабай Шаяхметов, первый секретарь компартии Казахстана (1946-1954 гг.).

ДЕВЯТОЕ. При этом издревле наши предки возводили поселения и города, занимались земледелием, торговлей, ремеслами и различными промыслами. Скотоводческое и земледельческое население было комбинировано, сплетено множеством социальных, политических, экономических нитей в единое целое. 

ДЕСЯТОЕ. Казахстан – земля древних традиций богатой городской культуры. Через города Казахстана (Тараз, Суяб, Отрар, Испиджаб и др.) пролегали отдельные маршруты Великого Шелкового пути. Казахстан был в какой-то степени «спинным хребтом» этого торгового маршрута. Никогда не верьте тем, кто лукаво и ложно шепчет, что «Мы построили Вам города!» 

ОДИННАДЦАТОЕ. С древности на территории Казахстана добывались медь и олово. Простейшие предметы из меди изготавливались на территории Казахстана еще в эпоху энеолита (III тыс. до н.э.), но расцвет металлургии наступил в начале II–I тыс. до н.э. В Центральном Казахстане крупнейшими центрами металлургии были поселения Атасу, Мыржик, Бугалы; на севере – Бозшаколь, в центре – Успенское, Алтынтобе, Кенказган; на юге – Коунрад в Северном Прибалхашье. 

ДВЕНАДЦАТОЕ. Мы никогда не были рабами и крепостными крестьянами, поэтому имеем неистребимый дух свободы и независимости! Наши древние законы запрещали нам брать рабов из числа своих соплеменников. Только за последние почти 200 лет мы почти 400 раз поднимали восстания ради свободы и независимости. В этой связи еще IV веке до нашей эры персидский царь Дарий, еле спасшийся от гибели в степях современного Казахстана, был вынужден откровенно признать: «Они любят свободу больше, чем золото и пурпурные ткани. Их нельзя подкупить как вавилонских купцов или египетских жрецов. Их нельзя запугать, ибо всегда они могут укрыться от врага в бесконечных просторах своей страны и всюду найти пастбища для своих стад и новые пахотные земли и всегда вернуться на старые места и отомстить тому, кто занял их. Мы чуть было не погибли в этой проклятой стране. Лучше никогда не встречаться во второй раз с храбрым свободолюбивым скифским (сакским-авт.) народом». 

Русский офицер Семен Броневский писал, что «козак, знаменует человека свободного, чуждаго всякого подчинения, и волю свою ставящего выше всех обстоятельств, презирающего своих солтанов (потомков Чингисхана-авт.) и беев (судей-авт.), если это не согласуется с его выгодами и внутренними побуждениями». И так продолжалось из века в век, из тысячелетия в тысячелетие.

ТРИНАДЦАТОЕ. Мы издревле и до сих пор хорошо знаем свое происхождение через древний обычай знать имена своих 7-х предков: сегодня практически такого народа в мире почти нет. Мы до сих пор не допустили кровосмешения, через обычай не вступать в брак ближе 7 колена. Об этом написал еще в XIX веке Л.Мейер: «Ничего нет легче, как составить родословную киргизского народа или даже несколько их, - стоит только расспросить несколько киргизов и записать их предания». Исследователь этой же эпохи венгр Вамбери писал, что если встречаются два казаха, то одним из первых и обязательных друг другу является вопрос о своем происхождении, о знании ими, как минимум, семерых своих предков. 

ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ. Казахи – народ отважных воинов. Наш скотоводческий образ жизни сделал нас таковыми. Известный английский ученый нового времени Д. Флэтчер искренне восхищался мужеством степняков: «Смерть до того презирают, что охотнее соглашаются умереть, нежели уступить неприятелю, если уже не могут сражаться или помочь себе!».

ПЯТНАДЦАТОЕ. Мы были и есть народ, для которого гостеприимство было возведено в ранг высших неписанных законов. Гость всегда находился под защитой хозяина, в том числе и иностранцы. Об этом хорошо написал другой немецкий исследователь этого же столетия Ф. фон Хелльвальд: «Киргиз-кайсаки в высшей степени гостеприимны, так что чужестранец может спокойно спать в юрте, не боясь быть ограбленным или убитым».

ШЕСТНАДЦАТОЕ. Мы всегда уважали старших, невзирая на национальное, религиозное и иное происхождение. В конце ХІХ в. немецкий исследователь Ф. фон Шварц писал: «Кроме султанов и батыров, у киргиз-кайсаков пользуются особым уважением и почетом еще и все старые мужчины, невзирая на их происхождение».

СЕМНАДЦАТОЕ. Мы уважительно относились к своим предкам, еще со времен древних саков, захоронения которых считаем сакральными. «Места, где лежат кости предков, считают священными, за могилами и целостью ограды смотрят зорко» (Н.Зеланд «Киргизы: этнологические очерки»).

ВОСЕМЬНАДЦАТОЕ. Мы всегда прибегали на помощь друг другу в самое трудное время: у нас хорошо функционировали традиции взаимопомощи и сострадания.

ДЕВЯТНАДЦАТОЕ. Мы были народом музыкальным и поэтичным. Об этом же говорит и знаменитый венгр Вамбери Г., выгодно ставя казахов в этом плане намного выше многих европейских народов: «Восток искони был страною поэтических грез, и чем более общественная жизнь сохранила на себе отпечатки первобытности, т.е. чем юнее цивилизация, тем общее склонность к поэзии и басне, тем сильнее страсть к сверхъестественным гиперболам и вымыслам. Поэтому никто не должен удивляться тому, что у обитателей киргизской палатки более наклонности к поэзии, чем членов образованного общества в Париже или Лондоне… Сказок или рассказов о геройских подвигах, изложенных в стихах или прозе, у кочевников очень много. В них преобладают более литературный характер турецких племен южной Сибири, чем южных среднеазиатских соседей». 

ДВАДЦАТОЕ. Мы были всегда детолюбивы. Например, Абылай имел 70 детей, великий Абай – 20 детей. Особое и трепетное отношение казахов к своим детям зафиксировал известный советский исследователь Н.Малицкий: «Детей казахи очень любят, и колыбельные песенки матерей-казашек представляют иногда верх нежности и изящества».

ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЕ. Мы были честолюбивы, совестливы.

ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ. У нас практически не было умышленных убийств: за это карали кунами и смертной казнью. Так, по переписи населения Российской империи 1897 года на 207 тысяч казахов в Букеевской Орде не было ни одного случая умышленного убийства!

ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ. У нас раньше не было тюрем, детских домов и домов престарелых… среди казахов практически отсутствовало такое позорное явление как воровство, о чем отмечал в середине XIX века М.И. Красовский: «Воровство…в степи, собственно между киргизами почти не имеет места».

ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ. Мы были верны слову! Мы были прирожденными ораторами. Известный российский ученый Б. Куфтин писал: «В разговоре киргиз-казахи являются прирожденными ораторами». Польский ссыльный Б. Залесский отмечал: «Казахи красноречивы, и сами они считают это признаком хорошего воспитания или благородного происхождения». 

ДВАДЦАТЬ ПЯТОЕ. Известный русский историк А. Седельников писал: «Среди тюрков, кочующих в Азии, киргиз-кайсаки – наиболее культурный народ, ему предстоит лучшее будущее». Сегодня мы даем своим детям качественное образование через «Назарбаев университет», президентскую программу «Болашак», КИМЭП, сеть филиалов ведущих вузов мира.

ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЕ. Мы были народом долгожителей. И эту традицию надо возрождать. По словам известного российского исследователя XVIII века И.Г. Андреева «многие между ими (казахи авт.) в самой глубочайшей старости доживают до 100 лет и более; не утратя не токмо зрения, ни памяти, но ниже зубов, и свободно могут ездить верхом без всяких припадков».

ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЕ. Большинство исследователей отмечают, что степняки сильно привязаны к родной земле и старались не покидать кочевья своих предков. В этой связи не случайно появление среди нас пословицы «Лучше быть бедняком в своем Отечестве, чем султаном в чужом».

ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЕ. До прихода большевиков мы имели уникальный суд биев, который ждет своего возрождения. Суд биев пользовался большим авторитетом среди населения степи. Нередко и русское население Казахстана во многих случаях предпочитало имперскому суду суд казахских биев. К примеру, весьма примечателен такой факт: в период с 1859 по 1865 годы в Кокчетавском внешнем округе было зафиксировано 117 обращений к суду биев русских. О преимуществе суда биев хорошо заметил А. Гейнс, исследовавший быт и обычное право казахов: «Суд биев скор и производится на словах, он довольно справедлив и всегда бескорыстен, и потому пользуется уважением не только казахов, но и разночинцев и казаков, из которых многие идут в суд биев».

ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТОЕ. Раньше в летнее время казахи жили в юртах. В редких случаях у бедной части казахов она служила и в качестве зимнего жилища. В этом случае юрту покрывали несколькими слоями войлока и обкладывали снегом. В южных регионах в юрте жили, как правило, круглый год. Немецкий ученый Ф. фон Шварц, живший на юге Казахстана, восхищенно писал: «Исключительным жилищем киргиз-кайсаков и зимой, и летом является юрта, одно из самых практичных изобретений, которое когда-либо сделал человек».

ТРИДЦАТОЕ. Мы имеем богатейший казахский язык, который не исчерпал своих возможностей.

ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ. Современный Казахстан проводит многовекторную внешнюю политику, эффективно взаимодействуя с Китаем, Россией, Турцией, Европейским Союзом, США и другими «полюсами» современного мира. Наша страна не имеет конфликтов со своими соседями и часто выступает в роли посредника при решении международных проблем. Об авторитете Казахстана в мире свидетельствует его выдвижение для председательства в авторитетных международных организациях.

С такими и другими историко-культурными ценностями наш президент и наш народ обречен на успех, уверен Зиябек Кабульдинов.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?