Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

У истоков создания первой конституции

3748
У истоков создания первой конституции - e-history.kz

Одним из ярких представителей казахской интеллигенции, обучавшихся в конце XIX века в Санкт-Петербургском университете, был известный государственный и общественный деятель, уникальная личность - Барлыбек Сыртанов. В период с 1910 по 1913 гг. Б. Сыртанов тайно подготовил Устав. В этом Уставе показано необходимость существования казахских земель не как части Российской империи, а казахский край должен был выйти из состава России и существовать как отдельное государство в статусе республики. Позднее эти идеи Б. Сыртанова вошли в Программу партии «Алаш». Упомянутый выше Устав можно назвать первой конституцией казахского народа.

Б.Сыртанов родился в 1866 г. В Капальском уезде Арасанской волости Семиреченского края. Его отец имел репутацию уважаемого, смелого, решительного, умного и справедливого человека. Нам представляется правильным, прежде чем перейти к личности Барлыбека Сыртанова, обратиться к сведениям о его родовых корнях. В документах, заполненных им лично, он записал свою фамилию как Сыртанов, а в документах отца мы видим запись «Сырттан». Мы также решили остановиться на варианте написания «Сыртанов», как более удобном для пользования, и не считаем его ошибочным.

Барлыбек получил первые знания в подготовительном пансионе для детей казахов, который открылся в 1874 г. в г. Капал. В Алматинском Центральном музее сохранились документы об этом пансионе. Один из них – рапорты, поданные на имя высокопоставленных сановников Жетысуской области, № 941 от 21 марта 1875 г. и № 189 от 19 января 1876 г. (Алматы, ЦГМ, 44-й фонд, 1 список, 37226 ряд). В них имеется запись, что действительно пансион, открытый для казахских детей, работал с 8 ноября 1874 г., казахский и русский языки в пансионе преподавал великолепно владеющий этими языками Жангозы Тогжанов. В указанном выше рапорте от 1875 г. есть такие данные: 

«В октябре 1874 г. киргиз Арасанской волости Сырттан Бокин привёл в уездное управление двух детей, мальчиков 11-ти и 9-ти лет, и просил принять их в училище с тем условием, чтобы от него не требовали средств ни на учебу, ни на их содержание, а также, чтобы при них находилась их мать, его старшая жена. Дети были приняты и размещены в юрте, данной Сырттаном на первое время, пока не определены средства для найма другой юрты».

Этими двумя сыновьями казаха Сырттана Бокина из Арасанской волости были Барлыбек и его старший брат Турлыбек. В приведённом выше документе из музея говорится о том, что до 1868 г. казахи были против отдавать детей на учёбу, поэтому каждого волостного обязывали отправлять по одному ребёнку; чтобы избавиться от этой повинности, в первое время отправляли беспризорных детей и сирот, хилых, болезненных подростков.

Судя по данным, до марта 1875 г. в названной школе учились только два сына Сырттана, они не знали ни слова по-русски и это вызывало большие затруднения для них. Вот как говорится об этом в рапорте: 

«Дети не знали ни слова по-русски, а по программе училища преподавание велось на русском языке, им это не приносило пользы. Чтобы не погасить их рвения к учёбе, я нашёл им бесплатного преподавателя, который, чтобы приучить их слушать лекции, говорит в замедленном ритме, тренирует, наглядно показывает жестами и мимикой, пишет, учит словам, например, таким, как голова, рука, ноги. Дети Сыртана оказались одарёнными и усердными. После провёденных учительницей уроков они ходили уездное управление и с помощью занятых своей работой служащих – казахов экзаменовались по получаемым ежедневно знаниям».

В конце приведённых выше отчёта – рапорта приводятся такие замечания:

«1874 года в здании Капальского училища с 4 до 6 часов пополудни открыт класс для казахских детей под руководством учителя Буратова. К 1 числу января настоящего года учащихся было уже 16.

Моего старшего помощника Штабс-капитана Изразцова 1876 г.»

 

Итак, пройдя первоначальное обучение в пансионате г.Капала, Барлыбек в 10-летнем возрасте поступил в мужскую гимназию г.Верного. Видимо, вместе с Барлыбеком в Верном учился и Турлыбек. Доказательством может служить стихотворение Жамбыла Жабаева «Сырттану» (Ж.Жабаев. Собрание сочинений в 2-х томах, изд-во «Жазушы», 1982 г., 1 т., с.32). В нём поэт говорит о том, что дети, отданные на учёбу, оправдают надежды Сыртана.

Со слов Жамбыла, записанных в пояснение к этому стихотворению, отмечается: 

«Сыртан, с надеждой избавиться от унижений из-за бедности, от язвительных насмешек богатеев, привёз двоих детей, Барлыбека и Турлыбека, учиться в Верный, стихотворение написано по этому поводу».

В 1886 г. Барлыбек с отличием окончил мужскую гимназию г. Верного. Несмотря на бытовые трудности и социальные проблемы, юный ученик ставит перед собой цель продолжить образование. Да и директор гимназии Д. Новак обратил внимание на его одарённость, умственные способности, стремление к образованию и написал ходатайство на имя военного губернатора Жетысуйского области о выделении финансирования на обучение Б. Сыртанова в Санкт-Петербургском университете.

На основании этого ходатайства в 1886 г. Барлыбек поступил на факультет востоковедения в Санкт-Петербургский университет. Вместе с ним обучается молодёжь из других областей. Среди них Бахытжан Каратаев, Жиханша Сейдалин, Мамбетали Сердалин, Абдолла Темиров и другие. Б.Сыртанов, объединившись с другими разумными, рассудительными студентами выпускных курсов, активно участвует в создании общества «Земляки». На собраниях общества казахская молодёжь поднимала и обсуждала проблемы жизни и существования своего народа, который не мог освободиться от оков невежества и покорности. Обладая познаниями из разных областей науки, они мечтали вести народ по пути истинного освобождения и цивилизованного развития. Вместе с тем молодые люди знакомятся с сочинениями Н. Чернышевского, В. Белинского, Н. Добролюбова, А. Герцена.

Свидетельство.JPG


В музее Санкт-Петербургского университета хранятся аттестат успеваемости и свидетельство об окончании вуза Б. Сыртанова. В аттестате имеется запись о том, что поведение Б. Сыртанов отличное; посещаемость и подготовка к занятиям, а также выполнение письменных работ отличные; интерес ко всем предметам, прилежание отличное. Показана следующая успеваемость по предметам:

Закон Божий –

Русский язык и письмо – 4 (хорошо)

Логика – 4 (хорошо)

Латинский язык – 4 (хорошо)

Греческий язык – освобождён от изучения

Математика - 4 (хорошо)

Физика. Математическая география - 5 (очень хорошо)

Краткое природоведение - 4 (хорошо)

История - 5 (очень хорошо)

География - 5 (очень хорошо)

Немецкий язык - 5 (очень хорошо)

 

Студент Б. Сыртанов хорошо успевал по основным предметам.

В свидетельстве зарегистрировано, что Б. Сыртанов был принят на факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета в августе 1886 г. на отделение арабо-персидско- турецко- татарского языков. Здесь он прослушал курсы: арабский язык, история арабского литературы, персидский язык, история персидской литературы, турецко-татарский язык, история тюркских племён, османский язык, история османского языка, история русского государственного права, международное право, полицейское право, финансовое право и др.

Приведём такой факт из студенческой поры Б. Сыртанов в Санкт-Петербургском университете. Известный Шорманов обращается в одном из писем к Григорию Потанину: 

«Из наших молодых казахов в вузах обучается 30 человек. Среди них в Петербурге учится Барлыбек Сыртанов. Обратите на него внимание». 

Это письмо, написанное в 1887 г., наглядно показывает, с каким участием относился уважаемый представитель старшего поколения из Баянаула к молодому человеку из Жетысу.

Покушение на Александра II группой революционеров вместе с А.Ульяновым в 1887 г. оказало огромное влияние на становление мировоззрения Б. Сыртанов. Демократические, революционные и научные традиции Санкт-Петербургского университета стали образцом и оставили неизгладимый след в развитии его общественно-политических взглядов.

В 1890-м году Б. Сыртанов, как и предполагал, закончил факультет востоковедения Санкт-Петербургского университета и получил диплом с отличием по специальности арабо-персидский и турецко-татарский языки. Он являлся одним из первых казахов, выходцев из Жетысу, получивших высшее образование в стенах университета.

После окончания университета Б. Сыртанов в 1891-1894 г. работал в г. Ташкенте в Туркестанской генерал-губернаторской казённой палате. 29 сентября 1894 г. приказом военного губернатора Жетысу был назначен заведующим отделом делопроизводства областного управления. После этого исполнял обязанности младшего чиновника по особым поручениям. Работая в областном управлении Жетысу, он считал своим долгом оказывать помощь представителя казахского народа в защите от притеснений российских чиновников. Для этого им с помощью гражданина Ахметкарима Зейнуллина в г. Казани было приобретено типографическое оборудование с арабским шрифтом и в газете «Семиреченские областные ведомости» открыт «Туземный отдел». В публикуемых здесь материалах открыто описывалось тяжёлое положение местного населения, когда казахи лишались не только собственной земли, но и личной свободы. Уместно вспомнить, что, благодаря непосредственному влиянию и помощи Б. Сыртанова, первые казахские интеллигенты, будущие известные деятели М. Тынышбаев, С. Аманжолов, О. Жандосов Ж. Барибаев и другие окончили гимназию г. Верного.

В 1903-1907 гг. Б. Сыртанов участвовал в в обследовании пограничной линии между Россией и Китаем. Он высказал протест по поводу заселения российскими переселенцами Семиречья и отнятия лучших пастбищ и пахотных земель у коренных жителей. Как носитель передовых идей своей эпохи и гражданин он выступал против реакционной политики П.А.Стольпина. В журнале «Айкап» он публиковал статьи о социально-политических проблемах казахского народа.

На Всеобщем съезде казахов Б. Сыртанов в качестве основных выдвинул следующие проблемы:

1)            Вернуть насильно отнятые у казахского народа земли;

2)            Провести выборы представителей казахского народа в Государственную Думу;

3)            Провести выборы духовных муфтиев согласно местным нуждам;

4)            Уравнять права местного населения с правами русских.

Эти вопросы были особо значимыми для того времени.

Чтобы остановить попытки разбазаривания земель в крае, Б. Сыртанов 21 октября 1910 г. собирает казахов Узынагашской области и проводит специальной совет. Он выступает с докладом о тяжёлых последствиях притеснений вследствие отнятия земли у казахов. В своём докладе он открыто сказал: 

«Мой народ, крестьяне каждый день заселяют наши земли, наше положение ухудшается, всё труднее становится выживать, лучшие земли стали собственностью крестьян, бедные казахи изгнаны на бесплодные земли. Теперь не время молчать. Надо проснуться, наш главный долг – сохранить землю предков, где перерезано пуповина каждого из нас. Чтобы остановить нашествие «домотканых кафтанов» (карашекпендилер, т.е. крестьян), нам нужно объединятся». 

Б. Сыртанов. «Жерді қорғау» Барлыбек Сыртановтың мұрағаты, 1 том, с.13

В период с 1910 по 1913 гг. Б. Сыртанов тайно подготовил Устав, в котором предусматривал возможность выхода казахского края из состава Российской империи. В этом Уставе показано необходимость существования казахских земель не как части Российской империи, а в качестве доминиона (как государства в составе союза дружественных стран, по приему Австралийского Союза, Новой Зеландии). По этой модели казахский край должен был выйти из состава России и существовать как отдельное государство в статусе республики. Устав состоял из нескольких пунктов. Основная идея - достижение казахским народом независимости, признание его не как Российской колонии, а как доминиона России (точнее говоря, как самостоятельного союзного государства в составе империи). Позднее эти идеи Б. Сыртанова вошли в Программу партии «Алаш». Упомянутый выше Устав можно назвать первой конституцией казахского народа.

Документ называется «Устав казахского государства». Подробный анализ Устава сделан известным журналистом О.Акыпбековым в статье «Барлыбек Сыртанов. Что мы знаем о первой казахской конституции, написанной им?» (газета «Егемен Казахстан», 26 апреля 2066 г.), поэтому мы не будем останавливаться на этом.

Общую структуру Устава казахского государства 4 части, 28 пунктов (статей), в конце запись о времени и мете написания: «13 июня 1911 г. С.Петербург», роспись «С.Б.Алашиснкий». «С.Б.Алашинский» - один из псевдонимов Барлыбека Сыртанова. Известно, что под некоторыми его исследовательскими материалами стоит подпись «Сын Алатау». Если опираться на приведенные данные, понятно, что «Устав казахского государства» появился в Санкт-Петербурге. Отсюда вполне законно возникает вопрос: что явилось причиной возникает вопрос: ято явилось причиной написания этого документа? Ряд ценных данных найден ученым Сакеном Узбекулы, который первым изучил жизнь, политические, правовые взгляды Барлыбека Сыртанова и опубликовал книгу о нём, опираясь на архивные документы, он приходит к такому результату:

«В 1911 г. казахи, киргизы, узбеки, татары, ногайцы Алматинской области несмотря на то, что Барлыбек Сыртанов хворал, посылают его в Санкт-Петербург с особым прошением о предъявлении своих претензий по поводу политики насильственного отъёма земли царским правительством. Выполняя порученный наказ, он дежурит у дверей царских чиновников. Но кто же будет прислушиваться к нему. Российский твердолобый замкнутый чиновничий аппарат не проявляет внимания к национальным интересам.

Во время этих хлопот Барлыбек Сыртанов встретился с позже ставшим известным всем мусульманам Алиханом Букейхановым. Здесь два защитника народа обсуждали вопросы о будущем народа, его независимости и освобождении. Эти их встречи Алихан Букейханов поручил Барлыбеку Сыртанову подготовить опубликованные документов о независимости казахов».

Мы отметили главную особенность Устава – хотя документ создан европейски образованным гражданином, получившим восточное воспитание, в нём выражены дух, боль за необъятную казахскую степь, стремление восполнить всё недостающее для неё. Вызывает беспокойство отсутствие этих национальных особенностей, казахского духа в сегодняшних наших законах периода независимости. Пусть простит меня читатель! Предвижу возможные обвинения в заносчивых националистических тенденциях в наш век глобализации. Нечего скрывать, почти все наши законы готовятся на русском языке, только потом переводятся на казахский язык, после этого невозможно понять смысл в варианте закона на казахском языке, не заглядывая в вариант на русском языке. Я говорю о языке – о том, что у меня в сердце, разговор совершенно другой, как сказано выше. Также вызывает досаду, что у нас стало обыкновением привлекать зарубежных экспертов для принятия законов. Возможно, и нужно опираться на опыт цивилизованных передовых государств, ушедших в своём развитии далеко вперёд, но есть мнение, что эти огромные финансовые расходы можно было бы направить на другие цели.

Разумеется, нашим депутатам Парламента как законодательного органа не дано быть профессионалами такого уровня, как Алихан, Жакып, Барлыбек. Однако, в первую очередь, эти люди должны быть во всеоружии идеологии Алаша, национальных обычаев. Во время написания каждого закона они должны непоколебимо мыслить: «Какую пользу я могу принести народу, принявшему конституцию, что я в силах сделать для народа, какие упущения смогу восполнить, каким должно быть образцовое служение народу».

Таким образом, первым, кто исследовал жизнь и деятельность Барлыбека Сыртанова, нашёл и собрал очень ценные архивные документы и издал книгу, стал юрист и учёный Сакен Озбекулы. Также во многом благодаря инициативе и хлопотам учёного средней школе в родном ауле Б.Сыртанов (Арасан, Алматинская область, Аксуйский район) присвоено его имя.

По исследованиям Сакена Озбекулы, Кыдыралы, прадед Барлыбека Сыртанова, при жизни был назван «милосердный Кыдырали би» (би – судья), в округе пользовался хорошей репутацией, личным авторитетом. Мухаметжан Тынышбаев своё время так же отзывался о нём.

26 ноября 1914 года Б. Сыртанов тяжело заболел и безвременно скончался. Похоронен в г. Капал.

Ещё при жизни Б. Сыртанов его служение родному народу было высоко оценено. Так, современник Бахытжан Каратаев отмечает с особым уважением в одном и писем: «По-моему, народ доверяет только тебе. Только ты обладаешь правом говорить «я служил народу». (Е. Фёдоров. «Очерки национально – освободительного движения в Средней Азии», Ташкент, 1925, с.25).

Среди казахской интеллигенции – выпускников Санкт – Петербургского университета Барлыбек Сыртанов занимает особое место. В условиях независимости и зарождения новейшей истории особую значимость имеет изучение его жизни и деятельность, оставившего богатое наследие, необходимое для воспитания подрастающего поколения.

Н.О. ДУЛАТБЕКОВ,

доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент

 Национальной Академии наук Республики Казахстан

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?