Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Школа молодых археологов

1983
Школа молодых археологов - e-history.kz


В конце ноября 2021 года более 50 студентов-историков Актюбинского государственного университета им. К. Жубанова, Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова, Оренбургского государственного педагогического университета и Оренбургского государственного университета в Оренбурге прошли обучение в Школе молодых археологов России и Казахстана, побывали на лекциях, мастер-классах профессиональных археологов двух стран.



Организаторами Школы выступили совместно Оренбургский государственный педагогический университет, НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета и АНО «Содружество народов Евразии».

Так, корифей оренбургской археологии, основательница постоянно действующей в регионе археологической экспедиции, лаборатории ОГПУ и научной школы Нина Моргунова прочитала будущим исследователям фундаментальную лекцию о методике поиска и обнаружения на местности древних поселений и могил, их систематических раскопок, анализа и датировки находок.


2. Моргунова.jpg

Нина Моргунова

Научный сотрудник Института археологии РАН Екатерина Клещенко из Москвы раскрыла особенности изучения погребений с кремациями, когда из минимума сгоревших останков ученые умудряются извлечь информацию о поле, возрасте похороненных и даже об их одежде и украшениях по следам оплавленного металла, стекла и др.


4. Хмелевская.jpg

Ольга Хмелевская

Специалист музея археологии ОГПУ Ольга Хмелевская на конкретных примерах поделилась секретами профессионального мастерства по консервации, обработке археологических находок в полевых условиях, без которой на открытом воздухе они могут распасться в считанные дни.

В рамках Школы были представлены современные возможности экспериментальной археологии, которая позволяет опытным путем проверить научные гипотезы, восстановить технологии древних людей, орудия, определив их эффективность и предназначение. Например, зав. Музеем археологии ОГПУ Людмила Краева рассказала об экспериментах российских специалистов по воссозданию гончарных приемов различных археологических культур: заготовке глины, подготовке формовочной массы, подбору добавок (раковины, слюды, талька и др.), лепке, орнаментации и обжигу керамики. А зав. лаборатории Института степи УрО РАН Сергей Богданов представил результаты современных опытов по выплавке из руды меди, отливке и ковке изделий по технологиям бронзового века.


8. Богданов.jpg

зав. лаборатории Института степи УрО РАН Сергей Богданов

Профессиональные знания студентов также расширили лекции по социальной структуре древних обществ сотрудника ОГПУ Айрата Файзуллина, по ранним кочевникам Южного Урала от московского специалиста Центра палеоэтнологических исследований Алины Чирковой, по средневековым золотоордынским городам в бассейне реки Урал от профессора ЗКГУ Мурата Сдыкова, по намогильным памятникам казахского населения от проректора АГУ Рахыма Бекназарова.


7. Бекназаров.jpg

Проректор АГУ Рахым Бекназаров


Занятия дополнили виртуальные экскурсии по экспозиции «Золото сарматских вождей» Оренбургского губернаторского музея, фондам Музея археологии ОГПУ и др.


10. Экскурсия.jpg


Закономерно особое внимание в рамках Школы было уделено вопросам сохранения археологического наследия Казахстана и России, в обсуждении которых приняли участие: сотрудник Института этнологии и антропологии РАН из Москвы Эмма Зиливинская, зав. археологической лабораторией ОГПУ Лидия Купцова, директор НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ Веналий Амелин, директор Института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа ОГУ Юлия Кудашова и др.


6. Вопрос из зала.jpg


В целом международная встреча подтвердила необходимость развития сотрудничества между выросшими из советской науки национальными научными школами Казахстана и России, совместного изучения трансграничных археологических культур, обмена научными результатами для понимания общих исторических процессов в евразийских степях, кооперации в подготовке новых профессиональных кадров.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?