«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Узбекали Жанибеков любил свой народ

617
Узбекали Жанибеков любил свой народ

В конце августа в духовной столице тюркского мира – городе Туркестане прошли памятные мероприятия, посвященные 90-летию Узбекали Жанибекова: круглый стол, тематическая выставка, презентация книги о Жанибекове «Ұлттық ұйытқысы» и концерт этнографической группы «Туран». К Туркестану Узбекали Жанибеков имеет непосредственное отношение: в 70-е годы прошлого века он стал инициатором реставрации мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи, внес огромный вклад в создание на базе мавзолея Аулие музея-заповедника «Азрет Султан». В целях популяризации наследия деятеля, внесшего особый вклад в возрождение национальной культуры, Министерство культуры и спорта учредило специальный приз имени Узбекали Жанибекова на республиканском фестивале «Рухани қазына». По поручению министра культуры и спорта А.Р. Раимкуловой мавзолей Узбекали Жанибекова, расположенный в Туркестанской области возле мавзолея Арыстанбаб, будет передан в ведение Отрарского музея-заповедника.

Узбекали Жанибеков родился 28 августа 1931 года в ауле Сарыкамыс Отрарского района Туркестанской области. Его детство совсем не было похоже на дни сегодняшних детей. Будучи ребенком, он очень любил вечера, когда мог уединиться и уделить время учебе. Помимо выполнения дежурных заданий это время можно было посвятить прочтению книг, одолженных в школьной библиотеке, среди которых были захватывающие приключения, проникновенные стихотворения казахских поэтов, а также исторические повести. Благодаря им появлялась возможность пофантазировать и помечтать. 

Узбекали с детства был деловым человеком. Он не ленился, брался за любую работу, выполнял все хорошо. Отец все время говорил: «мой Узбекали родился на родине аль-Фараби, даст Аллах, он будет таким же выдающимся как аль-Фараби!». Для того, чтобы он учился создавали все условия, делали все возможное. В школьные годы проявлял большую активность, проводил мероприятие, помогал взрослым. Однажды в школе шла подготовка к концерту, он тогда был учеником 5-го класса. На концерте он впервые исполнил популярную в то время песню про паровоз. Все, кто тогда пришел на концерт, говорили: «у парня есть будущее, он может стать артистом!».

Юность Узбекали пришлась на послевоенные годы. Как пишет сам У. Жанибеков в своей книге «Тагдыр тагылымы», они были представителями поколения людей, которые начинали смотреть на мир по-другому. Действительно, ведь дети войны поневоле стали свидетелями истории самой огромный страны на земле, а в итоге, и ее развала.


IMG_5862.JPG


В послевоенные годы настало время бурной трудовой деятельности, сначала в должности простого учителя, потом первым секретарем казахстанского комитета комсомола, заместителем председателя облисполкома и, в дальнейшем, видным партийным деятелем, заместителем министра культуры в дальнейшем возглавил это министерство, затем был назначен секретарем ЦК КПК по идеологии. Компетентность, инициативность, ответственность помогли добиться высот в карьере. Именно такие качества Узбекали Жанибеков всегда старался применить к своим подчиненным.

У.Жанибеков был открыт для всех, чтобы зайти к нему на чай, нужно было всего лишь позвонить и договориться о встрече. Но и строгости ему было не занимать, как истинный антибюрократ, он был требователен не только к окружающим, но и к самому себе, пропадал на работе до полуночи и такой же отдачи ждал от остальных. Он с самого начала своего трудового пути старался избегать формализма и действий ради галочки.


IMG_5858.JPG


Когда работал в комсомоле, он требовал просто какие-то невероятные вещи, - вспоминает коллега Гайникен Бибатырова, которая работала первым секретарем горкома комсомола, - если вечер проводишь, чтобы любое мероприятие прошло не бесследно, а оставило свет в душе молодежи.

Будучи потом первым секретарем ЦК комсомола Казахстана, он помогал росту казахстанских юношей и девушек. Например, в составе первой делегации советской молодежи, которая поехала в США, были такие знаменитости, как Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский и, в том числе, наш президент Нурсултан Абишевич Назарбаев. В то время лауреатами премии Ленинского комсомола стали Олжас Сулейменов, Молдагалиев, много нынешних аксакалов казахстанской поэзии. Узбекали Жанибеков был очень одаренный, талантливый человек и большой трудяга. Он никогда не думал о себе, с утра до ночи работал как пчелка, все бумаги, которые выходили из-под его пера, никогда никто не исправлял, потому что он придавал значение каждому слову, каждому предложению, чтобы не было потом стыдно. При жизни некоторые его побаивались, потому что у него был очень сложный характер, он любил людей, которые умеют трудиться, а людей, которые любят легкую жизнь, не приветствовал.


IMG_5859.JPG


Имя Узбекали Жанибекова в Тургайском крае известно почти всем. Этот благодатный край сумел взбудоражить даже самую искушенную публику и в этом есть большая заслуга Узбекали Жанибекова. Узбекали Жанибеков был первым секретарем Центрального Комитета ЛКСМ Казахстана, но с образованием Тургайской области его направили туда секретарем по идеологии Тургайского областного комитета Коммунистической партии Казахстана. Для тургайской молодежи того времени это был настоящий праздник. Многие тогда говорили: «пришел человек, проявляющий заботу о молодых, защищающий молодых казахстанцев». В нем видели такого близкого себе человека, он всегда выделялся своих рядов был примером для всех. С приходом на новую должность, Узбекали взял под свою опеку первых секретарей районов комитета Комсомола, которые относились к Тургайской области. Относился к ним, как к младшим братьям, как к сыновьям. Всем проводимым мероприятиям всегда придавал национальное значение, национальный уровень, уделял большое внимание развитию национальной культуры. Культура развивает разум, лучшие человеческие качества, способствует развитию внутреннего мира народа. Узбекали способствовал развитию культуры с национальной точки зрения, в этом одно из главных его достижений. Он сотворил практически невозможное, даже самые нереальные мечты воплощались в жизнь. Во всем, что бы он ни делал, он ставил высокую планку. Жанибеков не делил казахскую землю на части. Приехав в тургайские степи этот уникальный человек стал истинным патриотом Тургайской области и всячески старался поднять статус промышленного города. Для него не существовало такого понятия, как «периферия». Благодаря его огромным усилиям не столь известный стране регион буквально засверкал своим творческим потенциалом. Он действительно не вписывался в привычный облик представителя советской номенклатуры. Таким образом Узбекали удалось в маленьком городке Аркалыке воссоздать островок возрожденной национальной культуры без директив и постановлений.

Узбекали Жанибеков старался вникать во все нюансы деятельности вверенных ему подразделений. Допоздна пропадал на репетициях, интересовался репертуаром, качеством костюмов и реквизита, уровнем исполнения. Узбекали Жанибеков был влюблен в культурное наследие своего народа, разбирался во многих сферах национального творчества и при этом обладал тонким чутьем на все новое современное и актуальное.

Так при помощи Узбекали Жанибекова в Аркалыке появился первый казахский профессиональный театр. Его актерский состав был полностью сформирован из выпускников Московского театрального училища имени М.С. Щепкина, актеры ощущали поистине отеческую заботу Узбекали Жанибекова при его поддержке актеры получили квартиры, дефицитные в то время теплые овчинные полушубки, выданные по распоряжению секретаря обкома партии. 

Музыка в исполнении ансамбля «Шертер» казалась чем-то необычным, все удивлялись необычному звучанию музыки. Поисками народников занимался Болат Сарыбаев и нашлось несколько инструментальщиков в национальном стиле. Но продвигать их было крайне сложно. Этим занялся Узбекали Жанибеков. После приезда в Алматы, будучи министром культуры, в 1981 году он открыл музей музыкальных инструментов имени Ыкыласа, где было выставлено множество национальных инструментов. Из числа музейных работников был создан ансамбль «Сазген сазы». Позже, когда он переехал в Алматинскую область и возглавил комитет облисполкома, содействовал созданию при Алматинской областной филармонии имени Суюмбая таких ансамблей как «Адырна», танцевального ансамбля «Алтынай», эстрадной группы «Аркас».

Домрист ансамбля «Шертер» Абжан Сарсенбаев вспоминал, что после окончания студии он приехал в Аркалык и стал солистом ансамбля «Шертер», который находился при Тургайской областной филармонии. Тогда он и познакомился с Узбекали Жанибековым. Поначалу было тяжело с костюмами, инструментами и даже жильем. Узбекали старался помочь всем, не только артистом ансамбля «Шертер». Он помогал приобрести жилье артистам местного театра, был опекуном артистов сцены. Еще одно хорошее качество Узбекали – ко всему относился требовательно, к сценической культуре, сценическим костюмам. Если артисты одевались как попало, не только на сцене, даже в повседневной жизни, делал замечание: «с вас люди пример берут, будьте культурнее».


IMG_5855.JPG


Когда Узбекали Жанибеков работал секретарем по идеологии стал собирать позабытые казахские традиции и обычаи, музыкальные инструменты. В музеях он придавал огромное значение казахским коврам, паласам, а также уделял большое внимание узорам и орнаментам. Много работал, чтобы все это было пригодным и стало примером последующим поколениям. Раньше все лозунги писали только на русском языке, он призвал все совхозы района писать только на казахском языке. Местное население этому очень обрадовалось. Все с радостью поговаривали: «казах пришел!». На самом деле этот человек очень много сделал, уделял внимание забытым традициям и обычаям, собирал, искал музыкальные инструменты, слишком старые приводил в пригодность. Узбекали Жанибеков умел преодолевать препятствия, он никогда не относился к своим обязанностям формально, собственноручно принимал участие в формировании фондов музея, построении экспозиций, организации научно-исследовательских экспедиций и выездных выставок. Он с таким фанатизмом занимался поиском и сбором материалов, что из своих служебных командировок всегда возвращался нагруженный экспонатами, порой отличавшимися грандиозными габаритами, для которых приходилось подыскивать специальные транспортные средства. Сам лично собирал ковры, потому что был знатоком казахского орнамента и узоров.

Продолжение следует.