Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Казахстанская модель экономического развития

7492
Казахстанская модель экономического развития    - e-history.kz

В современной истории Казахстана особое место занимает научное исследование ключевых проблем экономического развития страны с приобретением своей независимости, связанных со становлением рыночной модели хозяйствования. Об исторических аспектах экономических преобразований за 30 лет независимости порталу Qazaqstan Tarihy рассказал старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК к.и.н., доцент Т.М. Аминов.



  

Преобразование социально-экономических отношений в Казахстане, осуществленное по инициативе Первого Президента Н.А. Назарбаева, определило новые приоритеты стратегического развития, связанные прежде всего с трансформацией административно-командной экономики в рыночную. В результате, как весьма убедительно подметил Нурсултан Назарбаев в своей книге «Эра независимости»:

«Всего за четверть века бывшая советская республика, которая в СССР несправедливо числилась среди отстающих, превратилась в современную страну с национальной государственностью, эффективной рыночной экономикой, демократическим общественным устройством и высоким международным авторитетом. ... В этот период страна успешно осуществила «тройной транзит» в экономической, социальной и общественно-политической сферах».

Процесс формирования рыночных отношений в Казахстане оказывает большое влияние на экономику, социальные отношения, культуру и менталитет казахстанского общества. Не является исключением в этом отношении и историческая наука, которая не может не реагировать на происходящие изменения. Под их влиянием в современной историографии наблюдается существенный сдвиг в тематике исследований, идут поиски методов теоретического осмысления материала в свете современных социальных запросов, предъявляемых к историческим работам. Так, неизмеримо возрос интерес к проблемам истории развития рынка и предпринимательской практики, что обусловлено, с одной стороны, сложившейся социальной конъюнктурой, а с другой - явно недостаточным вниманием к данной проблеме, ее фальсификацией, деформированием представлений о позитивном потенциале рынка в советское время.

Современные исследователи проблем бизнеса, изучая перспективы рыночного хозяйства, предпринимают попытки показать, что они весьма значительны и актуальны в сравнении с советской плановой системой, основанной на чрезмерной централизации экономики. На сегодня мы уже имеем ряд работ, посвященных истории рынка и предпринимательства. Часть из них представляет определенную ценность, благодаря введению в научный оборот нового фактического материала, разработке оригинальных концептуальных подходов.

К таким работам мы могли бы отнести монографии ряда ведущих ученых республики - докторов экономических наук, профессоров: Я.А. Аубакирова, Н.К. Исингарина, А.К. Кошанова, О.С. Сабдена, К.А. Сагадиева, С.С. Сатубалдина, А.Е. Есентугелова; докторов исторических наук, профессоров: Б.Г. Аягана, А.М. Ауанасовой, М.Х. Асылбекова, Х.М. Абжанова, Г.М. Карасаева, З.Е. Кабульдинова, М.Ж. Ташенева, С.Н. Мамытовой и других.

К примеру, в сборнике избранных трудов профессора Я.А. Аубакирова, изданном в 2009 году, последовательно раскрыты узловые проблемы становления и развития экономики независимого Казахстана, представлены теоретические воззрения автора на социально-экономические и политические процессы, охватившие страну от начала рыночной перестройки до середины 2000-х гг., включая особенности казахстанской модели рыночной экономики.

В коллективной монографии Института экономики КН МОН РК «Новый Казахстан в новом мире: стратегия экономической трансформации и путь к лидерству», изданной под редакцией профессора О.С. Сабдена, дана развернутая картина трансформации экономики и общества Казахстана за первые 20 лет независимости. Показаны успехи страны в решении стратегических задач, поставленных Президентом РК Н.А. Назарбаевым в его ежегодных посланиях народу Казахстана.

В монографии академика НАН РК К.А. Сагадиева «Реформы: аналитический взгляд», состоящей из трех книг, сделан аналитический обзор наиболее важных вопросов развития Казахстана за годы независимости. Она посвящена глубокому осмыслению выдвинутого Главой государства Казахстанского пути, который стал хрестоматией всего мира. Если две первые книги его были посвящены характеристике и анализу начального этапа реформ и их интеллектуального обеспечения, то третья книга содержит авторские размышления о качественно новом этапе развития страны.

В книге другого академика НАН РК Сатубалдина С.С. «Драконы и тигры Азии: сможет ли казахстанский «барс» пройти их тропами?» рассмотрены проблемы и особенности развития казахстанской экономики на основе сравнительно-исторической методики, дающей возможности раскрытия положительного опыта стран Восточной Азии, условно называемых «драконами», и стран Юго-Восточной Азии, называемых «тиграми». В книге широко использованы также материалы российских, китайских, японских, южнокорейских, тайваньских ученых и данные совместных с ними исследований. Автор, в частности, опирается на работы академиков Л.Абалкина и О.Богомолова, профессоров Н.Симония и В.Андрианова, востоковеда С.Авдашевой и др.

В книге профессора А.Е. Есентугелова «Экономика независимого Казахстана: история рыночных реформ» раскрываются наиболее важные причины распада СССР и перехода к рыночной экономике. Автор как участник и свидетель экономических реформ, проводившихся в стране в 1990-х гг., описывает исторические ситуации, связанные с обретением Казахстаном независимости и с введением национальной валюты, пытается определить ключевые проблемы социально-экономического развития Казахстана в ближайшие десятилетия.

Истории реформирования одной из базовых отраслей экономики - системы железных дорог Казахстана посвящены книги профессора, ветерана железнодорожного транспорта, бывшего заместителя министра путей сообщения СССР, известного общественного и государственного деятеля республики Казахстан Н.К. Исингарина: «Железные дороги Казахстана. Становление» (Алматы, 2004), «Железные дороги Казахстана. Развитие» (Алматы, 2005). Большой интерес представляет собой также второе дополненное издание сборника очерков «Известные железнодорожники Казахстана» (Алматы, 2005) ученого, посвященных 210-ти известным железнодорожникам Республики Казахстан.

Проблемам теории и практики радикального рыночного преобразования экономики Казахстана посвящена монография профессора А.К. Кошанова «Трудное восхождение. На путях к рынку». Автор принимал непосредственное участие в научных разработках и обосновании важных решений по формированию рыночной экономики смешанного типа как трансформационной модели Казахстана. Данный труд охватывает этапы научного поиска и в совокупности отражает казахстанский путь становления новой экономики на рыночных началах.

Вопросам экономического развития страны посвящена также коллективная монография ученых Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК «Стратегия экономических реформ Республики Казахстан», изданная под редакцией профессора Б.К. Султанова. В ней исследуются проблемы экономической модернизации страны, участие республики в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, а также развитие взаимоотношений Казахстана с ведущими международными организациями.

Широкий круг вопросов, связанных с практическим воплощением реформаторского курса Лидера Нации, в том числе грандиозных экономических преобразований, нашли отражение в историко-библиографической книге ученых Б.Аягана и А.Ауанасовой «Нурсултан Назарбаев: человек у власти». Книга является продолжением исследований этих же авторов «Нурсултан Абишевич Назарбаев – основатель независимого государства» и «Нурсултан Назарбаев и казахстанская модель строительства государства».

Целью исследования настоящей работы является краткая история перехода Казахстана к рыночной экономике, характеристика основных этапов экономических преобразований, проводимых по инициативе Первого Президента РК Н.А. Назарбаева, а также современных драйверов экономического роста.

Как и большинство постсоветских республик, Казахстан с приобретением независимости погрузился в пучину жесточайшего системного кризиса, который давно уже зрел в недрах советской плановой экономики. Так, за 1990-1994 годы в Казахстане объем производства промышленной продукции сократился вдвое, а в аграрном секторе спад составил одну треть. Республика не имела ни средств, ни рынков сбыта, поэтому остановилось большинство предприятий. Резкое сокращение спроса на продукцию казахстанских предприятий вызвало обвальный спад в экономике, который продолжался вплоть до 1995 года.

В таких весьма трудных для страны условиях Елбасы Н.А. Назарбаев в своей работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» сформулировал экономическую стратегию страны на ближайшие три года. Элементами становления рыночной экономики в республике были определены: передача собственности в частные руки, урегулирование денежных оборотов, укрепление банковской системы; свободное ценнообразование и активизация внешней торговли; приглашение иностранных инвесторов.

Суть решительных мер, принятых Н.А. Назарбаевым для стабилизации экономики в начале 1990-х годов (названных «шоковыми»), заключалась: в отказе от государственного регулирования цен на основные продукты питания и товары народного потребления, банкротстве нерентабельных предприятий, приватизации большей части государственных активов, создании условий для свободного продвижения товаров, привлечения иностранного капитала и т.д.

По мнению академика К.А. Сагадиева, чтобы начать переход к свободному рынку, надо было реализовать три его непременных условия. Первое – отменить практику централизованного установления государством цен на товары и услуги, передав их регулирование в конкурентную, рыночную среду. Второе – расформировать государственную и общественную собственность и провести ее приватизацию для того, чтобы каждый гражданин общества мог заняться своим делом и обеспечить себя достатком. Третье – экономика, как и общество в целом, должна быть открытой для установления связей с другими государствами с целью привлечения инвестиций, обмена технологиями и передовым опытом.

Процесс приватизации государственной собственности в Казахстане начался официально с принятия 22 июня 1992 года Программы разгосударствления и приватизации на 1991-1992 годы. Основной формой приватизации по этой программе была передача предприятий в коллективную или акционерную собственность. Согласно аналитической записке Госкомстата РК, представленной Мажилису Парламента РК, на начало 1991 года в промышленности было приватизировано 23% от числа государственных предприятий, в строительстве – 40%, в сельском хозяйстве и торговле – 23%, в общественном питании – 8%. Приватизировались в основном мелкие и средние объекты этих отраслей.

Как показали итоги единовременного выборочного обследования отношения населения к приватизации, проведенного Госкомстатом РК в сентябре 1992 года, мнения опрошенных лиц по этому вопросу оказались неоднозначными, хотя преобладающее большинство опрошенных поддерживают процесс приватизации. Но при этом выяснилось, что при приватизации не всегда учитывалось мнение трудового коллектива, что противоречит основным положениям самого Закона «О разгосударствлении и приватизации».

В сложившихся условиях, по мнению профессора А.Е. Есентугелова, нужно было попытаться нормализовать ситуацию в стране, продавая государственные предприятия в руки эффективных частных собственников. При этом он отмечал, что на Западе экономика успешно развивается частными собственниками, почему бы и нам не попробовать, так как рыночная экономика все равно будет базироваться на частной собственности. Кроме того, только частники могли вкладывать инвестиции в развитие своих владений. Поэтому введение свободных цен и частной собственности является необходимым и неизбежным, первоочередным и основополагающим условием трансформации плановой экономики в рыночную. Отсюда необходимость, наряду с введением свободных цен на все товары и услуги, первоочередного осуществления приватизации государственной собственности.

Уроки первого этапа приватизации в Казахстане показали ограниченность существовавших инструментов преобразования собственности, разрабатываемых с ориентацией на мнение трудового коллектива, что для того времени было оправданным и неизбежным исходом дела. Малая и массовая приватизация как через купоны, так и через непрозрачные аукционы, стала больше тормозом, чем фактором оздоровления предприятий и роста экономики. Раздача собственности под девизом социальной справедливости, продажа предприятий на непрозрачных аукционах и конкурсах стали прикрытием закулисного раздела основной части собственности между небольшой группой влиятельных как на республиканском, так и на местном уровне государственных чиновников. Поэтому приватизацию собственности в Казахстане народ окрестил «прихватизацией». Она породила крупномасштабную коррупцию, взяточничество и злоупотребление служебным положением. Таков был итог индивидуальной и особенно массовой приватизации собственности в Казахстане.

И теперь необходимо было принимать однозначное решение о переходе от массовой инициативной приватизации к приватизации по единому сценарию.

Началом второго этапа приватизации в Казахстане (1993-1995) стало принятие «Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан». По мнению профессора Б.Г. Аягана и других известных ученых, это был наиболее массовый и сложный период в истории приватизации, которая осуществлялась по четырем основным на­правлениям: малая приватизация; массовая приватизация; приватизация по индивидуальным проектам; приватизация агропромышленного комплекса.

Третий этап приватизации (1996-1998) стал этапом перехода к сектор­ным программам, когда началась приватизация в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли, а также в социальной сфере - здравоохранении, образовании, науке и культуре. Именно в этот период начали формироваться отечественные полноценные инвесторы, способные выкупать крупные промышленные предприятия.

Четвертый этап приватизации начался с 1999 года и продолжается по настоящее время, который характеризуется новыми подходами к распределению полномочий между различными уровнями государственного управления в вопросах регулирования и распоряжения государственной собственностью. Начало четвертому этапу приватизации было положено Программой приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999-2000 годы.

В результате этих мер с конца 1994 г. наметились первые признаки перелома в экономике: наметилась тенденция снижения спада производства валового продукта; снижение уровня инфляции. При этом оживлению экономики во-многом способствовало введение в 1993 году национальной валюты – тенге, что позволило стране проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, а вместе с этим начать реальные полномасштабные реформы.

Принципиально важным шагом в реформировании аграрного сектора стало регулирование земельных отношений, введение частной собственности на землю. Реформа в аграрном секторе была направлена на устранение моно­полии государственной собственности в сельском хозяйстве, на преобра­зование колхозов и совхозов в фермерские и крестьянские хозяйства. Как показал анализ архивных документов, в результатах рыночных преобразований в данной отрасли, как и во всех других сферах экономики страны, был заинтересован сам Глава государства. Так, выступая на одном из очередных совещаний с акимами областей 10 марта 1998 года, Н.А. Назарбаев акцентировал внимание собравшихся на следующем:

«Углубление экономической реформы в агропромышленном секторе – вопрос для нашего государства судьбоносный... Но не все до конца осознали, что начало устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки наступит тогда, когда организационно-экономические, технологические и все ресурсные факторы будут рассмотрены в комплексе».

Для этого он призвал членов Правительства и акимов работать в едином ключе по совершенствованию государственного регулирования и поддержки всего АПК как по горизонтали, так и по вертикали, как в центре, так и в регионах.

И перемены в лучшую сторону по указанным вопросам не замедлили свершиться. Так, к примеру, в анализе состояния агропромышленного сектора страны, сделанном Казахским институтом стратегических исследований при Президенте РК в 2002 году, отмечено, что к числу позитивных тенденций в развитии агропродовольственного сектора можно отнести активное развитие многоукладной экономики в сельском хозяйстве, значительное увеличение доли субъектов агробизнеса. В ходе осуществления аграрной реформы была создана новая структура, основанная на многообразии форм собственности.

Процесс перехода к частной собственности должен был стать необратимым. Этого требовала сама логика того периода. В Казахстане, вплоть до кризиса 2008 года и после него, экономика развивалась быстрыми темпами благодаря вхождению в рыночные отношения, когда республика выбрала свой евразийский путь развития, впитав в себя все то положительное, что было накоплено наиболее развитыми странами мира. Ориентация на малый и средний бизнес, привлечение иностранных инвесторов позволило РК достойно выйти из всех кризисов и оставить далеко позади себя большинство стран на постсоветском пространстве.

В современной истории Казахстана важное место занимает изучение роли государства в создании собственной, оптимальной модели экономических преобразований. В своем Послании народу Казахстана 1997 года Первый Президент РК представил видение будущего страны, которое ознаменовало начало второго этапа становления казахстанской экономики (1998–2005 гг.).

По мнению российского общественного деятеля, известного ученого и писателя Роя Медведева, Послание Н.А. Назарбаева народу Казахстана 1997 года «Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года» во многих отношениях является уникальным документом, и не только для стран СНГ. По его словам, в нем «речь шла о мощном историческом скачке, осуществленном страной, - скачке гораздо более масштабном, чем весь тот крайне противоречивый и трудный путь, который был проделан Казахстаном за все XX столетие».

Такое же мнение было высказано профессором Я.А. Аубакировым в 2008 году. Он, в частности, отмечал:

«Переход к рыночным отношениям позволил Казахстану еще в 1997 году выдвинуть стратегию развития республики до 2030. Это был первый в странах СНГ долгосрочный план развития. По этому поводу Президент страны справедливо заметил, что это был великий выбор еще не окрепшего молодого независимого государства. Мы перестали быть государством третьего мира. Это итог напряженного труда всех казахстанцев, реализации всех направлений, предусмотренных в долгосрочной стратегии «Казахстан – 2030». Президент страны выдвинул грандиозную цель, которая служила вдохновляющим фактором поступательного развития страны».

Как свидетельствует история рыночных преобразований, значительный перелом в экономике страны произошел в 2000 году. Объем ВВП в 2000 г. увеличился на 9,8%, и это был лучший результат в СНГ. В целом прирост ВВП в республике за 2000-2004 гг. составлял в среднем 10% в год, и уже в 2003 году ВВП Казахстана превзошел уровень 1991 г. на 6,2%. Общий объем прямых иностранных инвестиций в экономику республики превысил уже в 2003 г. 30 млрд. долларов, и они продолжали поступать с каждым годом во все больших размерах.

В 2000 году ЕС, а в 2002-м – США признали Казахстан в качестве страны с рыночной экономикой. В настоящее время в мировой экономике Казахстан относится к числу стран с развивающимися рынками. У республики сформировались все направления и формы международных экономических отношений: торговые, инвестиционные, научно-технические, валютные и др.

По инициативе Главы государства к началу 2000-х годов в Казахстане основополагающие экономические реформы в основном были проведены. Институт собственности был приведен в соответствие с требованиями рыночного хозяйства.

Перед Казахстаном в 2000-х годах стояла задача повышения конкурентоспособности своей экономики, без решения которой нельзя было занять достойное место в числе развитых стран. Конкретизации путей достижения именно этой цели и было посвящено Послание Первого Президента РК от 18 января 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира».

Основным результатом развития экономики Казахстана в 2000-х годах стала макроэкономическая стабильность, которой удалось добиться благодаря осуществлению ряда государственных программ: диверсификации, созданию институтов развития, холдингов, социально-предпринимательских корпораций и Национального фонда. В 1996-2005 годах среднегодовой темп роста ВВП составлял 8,5%, в 2001-2007 годах – 10%.

На третьем этапе экономического развития продолжается реализация «Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003–2015 годы». Главной целью этой программы была обеспечение нового качественного уровня развития экономики, способного производить конкурентоспособную и экспортоориентированную продукцию в не сырьевых отраслях.

В 2010 году в Казахстане был утвержден Стратегический план развития РК до 2020 года. В этом же году стартовала Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИИР) на 2012–2014 годы. В программу вошли 10 отраслевых программ, «Карта индустриализации на 2010–2020 годы» и «Схема рационального размещения производственных мощностей». Механизмом реализации ГПФИИР на региональном уровне стала программа «Дорожная карта бизнеса до 2020 года», направленная на усиление бизнес-активности и создание инфраструктуры поддержки предпринимательства.

В современных условиях меняющегося мира, нарастания глобализации и усиления конкуренции на мировых рынках выдвигается проблема поиска новых моделей социально-экономического развития, диверсификации источников и факторов экономического роста. В связи с этим в сложившихся новых геополитических условиях и усиления кризисных явлений в мировой экономической системе, по мнению ряда известных отечественных ученых, для Казахстана необходим не просто экономический рост в его количественном выражении, а изменение его качества, проявляющееся в инновационном характере развития, обеспечивающем конкурентоспособность национальных производителей как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Данное положение более конкретно было раскрыто в Послании Елбасы Н.А. Назарбаева от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». По его утверждению, великие перемены, происходящие на наших глазах – это одновременно исторический вызов и шанс для нации. Только те народы, которым удастся опередить будущее и решительно пойти навстречу вызовам, а не стоять и ждать, окажутся победителями. Для достижения этой цели необходимо было обеспечить реализацию Третьей модернизации Казахстана, создать новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны.

Параллельно с созданием новых индустрий Н.А. Назарбаевым была поставлена задача продолжить развитие традиционных базовых отраслей, как основных драйверов роста экономики Казахстана. Это промышленность, АПК, транспорт и логистика, строительный сектор и другие. По мнению Елбасы, горно-металлургический и нефтегазовый комплексы страны также должны сохранить свое стратегическое значение для устойчивости экономического роста. В условиях замедления мирового спроса на минеральное сырье нужно выходить на новые рынки и расширять географию поставок.

Горнодобывающая отрасль Казахстана, составляет почти 60% всего промышленного производства страны, а удельный вес нефти и газа в этом секторе достиг около 80%. Согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК производство нефти в стране в 2017 году – достигло 86,2 млн тонн – это 110,5% к уровню 2016 года. По итогам 2017 года добыча газа составила 52,9 млрд кубометров, что на 14% превышает объем добычи в 2016 году.

Как показывает мировой опыт, в период нарастания кризисных явлений более устойчивой к ним остается обрабатывающая промышленность. Благодаря индустриализации в Казахстане обрабатывающую промышленность привлекательной смогли сделать для инвестиций. В результате инвестиции в основной капитал за счет поддержанных в рамках гос­программы проектов 1-й пятилетки составили 6,527 трлн. тенге, или 23,5% от инвестиций в основной капитал по всей экономике, а в 2015 году этот показатель увеличился уже до 26,4% (1,855 трлн. тенге).

Новым драйвером экономики должен стать аграрный сектор. Агропромышленный комплекс Казахстана имеет перспективное будущее. По многим позициям мы можем быть одними из крупнейших в мире производителей аграрной экспортной продукции. Особенно по производству экологически чистых продуктов питания. Бренд made in Kazakhstan должен стать эталоном такой продукции. Необходимо обеспечить переход от сырьевого производства к выпуску качественной, переработанной продукции. Только тогда Казахстан сможет конкурировать на международных рынках.

Важным этапом в дальнейшем развитии рыночных отношений в аграрном секторе было принятие Земельного кодекса РК от 20 июня 2003 года, в который внесен ряд поправок в 2015 году. Сегодня в отрасли наблюдаются существенные преобразования. По поручению Н.А. Назарбаева была разработана Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017–2021 годы. Данная программа предусматривала, что в ближайшие пять лет производство и переработка сельхозпродукции должны были стать основным источником диверсификации и драйвером экономического роста.

За годы независимости, расформировав совхозы и колхозы, мы в массовом порядке перешли на модель фермерских (крестьянских) хозяйств. Но оказалось, что она не жизнеспособна на наших степных просторах, где самая низкая плотность населения и где в связи с этим нет густой сети дорог, связи, объектов энергоснабжения, школ и больниц. Это создавало серьезные житейские проблемы. Пришло понимание того, что в казахстанском сельском хозяйстве надо вернуться к кооперативной форме хозяйствования. По инициативе Елбасы 29 октября 2015 года был принят Закон «О сельскохозяйственных кооперативах». Кооперативы начали создаваться, но очень медленными темпами. Но впереди есть все возможности устранить эти и другие недостатки.

По мнению ученых Казахстанского института стратегических исследований, в настоящее время в агропромышленном секторе сложились следующие основные проблемы, препятствующие его активному развитию: ограниченность финансовых ресурсов, высокие проценты по кредитам, неразвитость земельных отношений, высокие тарифы на транспортировку продукции, слабо развитая инфрастуктура села, отсутствие эффективной системы страхования и др. Следовательно, АПК, как никогда нуждается в поддержке, контроле и регулировании со стороны государства.

Как показало изучение ряда документов, опубликованных на страницах периодической печати, среди основных драйверов роста экономики Казахстана важное место отводится развитию транспортной инфраструктуры на основе реализации Государственной программы «Нұрлы жол».

Старт масштабному и динамичному процессу реализации инфраструктурных проектов в транзитно-транспортной сфере республики был задан Н.А.Назарбаевым в 2015 году. В своем Послании народу «Нұрлы жол – путь в будущее» Елбасы выступил с четким планом развития Казахстана в период замедления роста глобальной экономики.

Программа состоит из 13 ключевых направлений, 8 из которых связаны с созданием эффективной транспортно-логистической, индустриальной, туристической, энергетической, жилищной и образовательной инфраструктуры, проектов «Дорожной карты бизнеса-2020».

Таким образом, с первых дней своего суверенитета Казахстан по инициативе Первого Президента Н.А. Назарбаева, последовательно внедряя в жизнь приоритетные направления экономики – основные драйверы ее устойчивого роста, сумел реализовать далеко идущие цели, позволяющие стране подняться на новые горизонты успеха. В 2012 году Казахстан вошел в число 50-ти самых конкурентоспособных экономик мира. В стране создан сильный национальный бизнес. В рейтинге Всемирного Банка «Doing Business» Казахстан занял 35-е место.

Благодаря экономической состоятельности государства, стабильности, благоприятному инвестиционному климату, крупнейшие транснациональные корпорации работают во всех секторах экономики Казахстана. Общий объем прямых иностранных инвестиций за годы независимости составил 265 млрд. долларов США.

Настроение любого народа зависит от уровня жизни. А уровень жизни – от состояния экономики, ее эффективности. Вот уже четверть века, как мы в этой сфере начали и продолжаем проводить реформы. В настоящее время в нашей экономике порядка 90% – это объекты частной собственности. Со 170 государствами мира РК имеет экономические связи. Казахстан 30 ноября 2015 года принят в члены Всемирной торговой организации, активно сотрудничает со всеми международными организациями, занимающимися вопросами экономики, а также со 164 государствами-членами ВТО.

Следуя стратегическому курсу Елбасы, благодаря принятым мерам в рамках государственных и отраслевых программ наблюдалась позитивная тенденция во всех сферах экономики и в 2017 году. Основными драйверами роста экономики стали промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь.

Успехи в области экономики находят свое отражение в решении социальных проблем. На совместном заседании Палат Парламента страны 5 марта 2018 года Елбасы выдвинул новые социальные инициативы: поддержка наиболее уязвимых слоев населения; вопросы жилищного строительства и развития рынка недвижимости; переход на современные принципы и стандарты в организации сферы образования и здравоохранения; создание эффективной системы развития трудовых ресурсов.

Таким образом, за тридцать лет своей независимости Казахстан состоялся как политически стабильное государство с динамично развивающейся экономикой. В ходе масштабных структурных реформ в стране созданы новые высокотехнологичные отрасли: нефтехимическая, автомобильная промышленность, железнодорожное машиностроение, IT-технологии, производство космических спутников и других.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?