Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Становление столицы и Акмолинская СЭЗ

1309
Становление столицы и Акмолинская СЭЗ - e-history.kz

Сегодня, 6 июля, вся страна отмечает День Столицы. Город Нур-Султан – это современный мегаполис, население которого превысило миллион человек. О том, как строилась новая столица Казахстана в середине 90-х годов прошлого века и какую роль при этом сыграла Акмолинская СЭЗ порталу Qazaqstan Tarihy рассказал старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК, доктор PhD Куаныш Аканов.


 


Как известно, 6 июля 1994 года Первый Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выступил перед депутатами Верховного Совета с инициативой переноса центра государства из г. Алматы в г. Акмолу. Ситуация в Акмоле была не простая, но потенциал у города был. Для быстрого развития будущей столицы Казахстана г. Акмолы (ныне Нур-Султан), в 1996 году была создана Акмолинская специальная экономическая зона, которая сыграла важную роль в становлении города.

Накануне переезда чиновников обстановка в будущем столичном граде была довольно сложная. Первый Президент отмечал, что жители испытывали проблемы с хроническими невыплатами пенсий, проходили митинги, строители не получали зарплату в связи с нехваткой денежных средств, а их норма питания составляла полстакана сметаны, сарделька и яйцо. Нынешний Глава государства, в ту пору Министр иностранных дел Республики Казахстан К-Ж.К. Токаев, вспоминал, что во время посещения дипломатическим корпусом Акмолы в декабре 1995 года, их встретили «неуютный провинциальный аэропорт» и «вросшие в землю одноэтажные развалюхи».

Газетные публикации середины 1990-х годов свидетельствовали о таких ситуациях, когда пенсионеры в Акмоле, стоя в огромных очередях, жгли костры у почтовых отделений в ожидании пенсии. А в районах Акмолинской области люди готовили пищу на кострах из-за отсутствия газа и электроэнергии, выходили на площадь, требуя от властей погашения многочисленных задолженностей по выплатам пенсий. Местные газеты за январь 1997 года сообщали о холоде в акмолинских квартирах и о наличии запаса угля всего на несколько дней. Причиной была массовая задолженность жителей города энергетикам – 270 млн. тенге.

В таких условиях происходило создание Акмолинской специальной экономической зоны, инициатором которой Н.А. Назарбаев называл тогдашнего акима Акмолы А.К. Булекпаева. В мемуарной работе «В сердце Евразии» Первый Президент Казахстана вспоминал, что именно А. Булекпаев поставил вопрос о создании СЭЗ и впоследствии в ноябре 1996 года стал ее первым председателем. Было проведено расширенное совещание по образованию специальной экономической зоны. Соответствующий указ был подписан Главой государства 6 октября 1996 года. Успешная деятельность экономической структуры позволила сосредоточить финансы для строительства новых жилых массивов. При этом 60% средств аккумулированных в рамках функционирования экономической зоны направлялись в городской бюджет, а 40 % шли на развитие области. Первый Президент Казахстана отмечал весомый вклад экономической зоны в решение финансовых проблем по возведению столицы, считая, что без ее функционирования было бы невозможно выполнить весь масштабный объем строительных работ. СЭЗ охватывала всю территорию города, чьи административные границы были ее пределами.

Распоряжением Государственной комиссии РК по передислокации высших и центральных госорганов в г. Акмолу сформировалась рабочая группа во главе с Б.Ф. Досмагамбетовым. В ее состав вошли аким города А.К. Булекпаев, а также ряд других руководителей государственных финансовых и социально-политических структур и их заместители.

16 января 1997 года распоряжением акима города Акмолы сформировалась постоянная городская комиссия для проведения тендеров и конкурсов на подрядные работы. В состав комиссии вошли: Ф.Х. Галимов – первый заместитель акима г. Акмолы, председатель комиссии; К.К. Исламов – директор Фонда экономического и социального развития СЭЗ; Т.Е. Ералиев – главный архитектор г. Акмолы, а также ряд служащих городских коммунальных служб. Комиссии было предоставлено право, в случае необходимости, привлекать к работе специалистов с учетом специфики по конкретным видам строительных работ.

В январе 1997 года было разработано положение о фонде экономического и социального развития специальной экономической зоны под контролем специального органа – Административного совета. Как свидетельствуют документы, принимались решения по строительству здания «VIP» акмолинского аэропорта, развитию средств городских телекоммуникаций до 2000 года, предоставлении земельного участка для размещения монумента жертвам политических репрессий и тоталитаризма.

 

 памятник жертвам репрессии.jpg

На закладке монумента жертвам политических репрессий и тоталитаризма. Фото И. Бургандинова

 

На территории СЭЗ действовал льготный режим налогообложения, а при ввозе товаров таможенные пошлины и налоги не взимались. Товары, произведенные или переработанные на территории СЭЗ, при экспорте и вывозе также освобождались от уплаты таможенных пошлин. Поэтому продукции с пометкой «Сделано в Акмоле» было легче конкурировать с аналогичными товарами, произведенными в других регионах и за рубежом. Режим также благоприятствовал субъектам по строительству недвижимости. Благодаря этому казахстанские фирмы могли выгодно сотрудничать с иностранными компаниями, получая инвестиции, улучшая технологии строительства и развертывая местное производство. Так, при содействии французских бизнесменов на территории СЭЗ был запущен завод по производству кирпича из местного сырья с производством 10 млн. штук в год. Был также заключен договор с Малайзией по программе жилищного строительства на 50 млн. долларов США.

 

сэз.jpg

Бизнес-центр на территории Акмолинской СЭЗ. Фото И. Бургандинова

 

 

В декабре 1997 года акимом г. Акмолы был назначен А. Джаксыбеков. Также А. Джаксыбеков сменил А. Булекпаева на посту председателя Административного совета Акмолинской СЭЗ. В первый год своего функционирования в фонде СЭЗ удалось аккумулировать около 70 млн. долларов. За счет прямых инвестиций иностранных компаний было собрано 200 млн. долларов. Впоследствии на эти деньги были построены жилые микрорайоны, монумент «Астана-Байтерек», новое здание акимата, первая резиденция Президента и многие другие административные и социальные объекты столицы. Уже в первое полугодие 1997 года бюджет Акмолинской СЭЗ был выполнен на 88,9 %.

Ежегодно увеличивались инвестиции в бюджет города. Только в одном 1997 году в основной капитал столицы было вложено 17946,6 млн. тенге капитальных вложений, что превысило уровень 1996 года в 5,4 раза. Особенно заметным был рост инвестиций в жилищное строительство. В том же году объем строительно-монтажных работ составил 14,3 млрд. тенге, что в 6,1 раза превышало уровень 1996 года. Именно в эту отрасль экономики города активно вкладывали свои инвестиции турецкие, израильские, итальянские и другие зарубежные компании, а также казахстанские фирмы «Астана-холдинг», «Раимбек», «Акцепт», «Диамонд» и другие.

Заработанные экономической зоной средства позволяли оперативно решать возникающие проблемы города. В середине марта 1997 года фондом экономического и социального развития Акмолинской СЭЗ было выделено 50 млн. тенге городскому управлению труда социальной защиты населения для выплаты пенсий и пособий. Благодаря полученной прибыли уже к середине августа 1997 года городу удалось полностью выплатить пенсии за июнь. Задолженность пенсионному фонду снизилась на 300 млн. тенге, по зарплате – на 153,2 млн. тенге. В мае 1997 года разрабатывался вопрос теплового обеспечения города путем распределения средств на ремонт ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Новые технологии применялись при строительстве жилых домов, для теплоснабжения которых был предусмотрен автономный обогрев посредством миникотелен «Рапид», утеплителей и тройного остекленения. В начале февраля 1998 года распоряжением акима города Акмолы, исполнявшего также обязанности Председателя Административного совета Акмолинской специальной экономической зоны, директором Фонда экономического и социального развития (ФЭСР) Акмолинской СЭЗ Исламовым К.К. были перечислены пять миллионов тенге городскому Фонду поддержки малообеспеченных граждан. Кроме того выделялось пятьдесят три миллиона двести тысяч тенге Управлению капитального строительства (УКС) «Астана-Недвижимость» для реконструкции Центра здоровья детей Казахстана «Бобек».

31 марта 1999 года указом Президента Республики Казахстан «Некоторые вопросы специальных экономических зон в Республике Казахстан» Акмолинская СЭЗ была переименована в специальную экономическую зону города Астана. К 2000 году СЭЗ г. Астана практически выполнила свои основные задачи, связанные с созданием в городе столичной инфраструктуры и была упразднена Указом Президента Республики Казахстан от 28 июля 2000 года.

За период с 1997 по 2000 годы произошли изменения не только во внешнем облике города, но и в реальном секторе экономики и в социальной сфере. Почти на 20% вырос внешнеторговый оборот, объем налоговых платежей увеличился более чем в 4 раза, ежегодный объем привлеченных инвестиций в основной капитал возрос в 2,9 раза. Общая сумма инвестиций в экономику города за четыре года после официального объявления Астаны столицей Казахстана составила свыше 150 млрд. тенге, ввод построенного жилья увеличился на 20%. За 4 года было построено свыше 500 тыс. кв. метров современного жилья.

За эти годы руководством страны были сделаны первые шаги, определившие дальнейшее направление формирования столичного облика новой столицы и становления ее инфраструктуры. Акмолинская специальная экономическая зона привлекла посредством инвесторов дополнительные финансовые вливания в бюджеты города и области. Получила новый стимул отрасль жилищного строительства. Сформировались новые микрорайоны и автомагистрали. Впоследствии успешный опыт функционирования Акмолинской СЭЗ способствовал запуску СЭЗ «Астана – новый город». Но это уже другая история.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?