«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

История символов государства

1039
История символов государства

Казахстанские государственные символы своими корнями уходят в глубокую древность. На территории Казахстана использование особых знаков, обладающих универсальной природой, служила для выражения определенной мысли или слова, действия или системы. Символы стали своего рода языком, дошедшим из того времени, когда концептуальные понятия не были еще выработаны.

 



Все начиналось с символов как общественного элемента, имеющего глубокие исторические корни и тесно связанного с развитием цивилизации. Выбор того или иного символа, знака существовал в этнокультурной среде казахов. Например, в народной казахской традиции сохранились следы упоминаний о животных-покровителях и предках – тотемах. Здесь наблюдается большое разнообразие и представлены не только традиционный волк (Бори), но и ворон (Карга), верблюд (Бура), Цапля (Тырнаклы), Пегий или Гнедой конь (Айгыр), а также мистические - Черная рыба (Карабалык) и Красный червь (Кызылкурт).

В средневековье в тюркском обществе байрак – символ царя, служил для подачи знаков и команд войску. Знамена, как символы власти казахских ханов, являлись одним из эффективных средств управления войсками во время марша и в бою.

В период средневековья эволюция флагов становится элементом военно-политической геральдики. Наличие множества военно-политических символов в тюркской культуре свидетельствует об эволюции тюркских символов в рамках военно-политических процессов.

Казахские знамена в ХVI-ХVIII веках выполняли, по меньшей мере, две функции: они были важными священными символами и эффективным средством управления войсками в военных компаниях. Знамя имел каждый род, каждый правитель.

Эволюция казахских гербов насчитывает несколько десятков столетий. Прототипами современных политических гербов являются гербовые печати. Прообразами геральдических печатей в казахском обществе были тамги, которые выполняли функцию знака родовой принадлежности и племенного герба для обозначения границ территории. Тамга употреблялись в виде гербов, печатей взамен подписей. Печати и тамги правителей и султанов, старшин и биев, как политическая символика Казахского ханства, помогают проследить общие тенденции политического и социального развития.

Казахская традиция связывает происхождение тамг с деятельностью хана Тауке, составителя степного уложения «Жеты Жаргы», в котором дословно говорится о том, что каждый казахский род должен иметь собственную тамгу. Однако общетюркская традиция возводит распределение имен родов, их тамг и уранов (боевых кличей) к легендарному Огуз хану.

В целом в системе казахских тамг довольно четко прослеживаются закономерности: в Старшем жузе преобладает круглая форма, в Среднем - кроме этого часто встречается множество черточек, подпорок и углов, а в Младшем - наибольшее разнообразие форм, свидетельствующее о его сложном родоплеменном составе.

У простейших тамг множество вариантов расшифровки. Так, уйсунский символ (три горизонтальные волнистые линии, или, как вариант, две волнистые линии над стрелкой) может быть трактовкой древнетюркского понятия Йер-Сув (Жер-Су), а может (во втором варианте) - графемой, обозначающей «десятистрельных тюрок» - народ Западно-тюркского каганата (VI-VII вв.). Точно так же вертикальные линии могут быть и мировым древом, и копьем воина, и посохом пастуха, и жезлом вождя или шамана.

При изучении тамг и их названий важно помнить о традиции языковых табу (запретов), сознательном отказе упоминать важные понятия всуе, говорить иносказательно. Пример - тамга дулатов, имеющая вид окружности, которую в народе называют «донгелек» - круг, хотя известно поэтическое выражение «кун танбалы дулат» - «дулаты с солнечной тамгой». Еще одним примером, является прямой или косой крест у рода керей. Их тамга называется «Ашамай» - седло для верблюда. Хотя, как известно, некоторые ученые считают, что в XI веке кереиты (кереи) приняли христианство несторианского толка и наносили себе краской кресты на лоб, так же, как и племя найманы.

О юрте, напоминает тамга рода конырат, которая представляет собой знак в виде буквы «П» и называется «босага» - дверь юрты. У найманов зафиксировано более двадцати вариантов и модификаций тамг, что свидетельствует о богатой истории племени. Одна из основных тамг называется «Ергенек». По мнению исследователя А. Ордабаева, это тот случай, когда графическая форма уже ни о чем не говорит, но название тамги, смысл которого также утрачен, может прояснить. Это слово обозначает «трон» и является отражением величия государства найманов, созданного незадолго до возвышения империи Чингисхана. Похожая графема являлась тамгой правящих родов первых чингизидов и туркменских правителей.

Только после отделения Золотой орды от других монгольских улусов на территории Казахстана оформилась другая чингизидская тамга, напоминающая по форме гребень - тарак. Ее производная стала тамгой рода, получившего от этого свое название - таракты. По мнению А. Ордабаева, гребень символизировал высокое социальное положение этого рода как «конюшего» при правящей династии. Роль конюшего в степи очень важна, и тамга-гребенка была «подарена» лишь одному роду из каждого казахского жуза. В Старшем жузе это род жалаир, в Среднем - таракты, в Младшем - табын. Такие роды называли «нокта агасы», то есть «старшие по ханским коням», и по старшинству они следовали сразу за чингизидами и другими уважаемыми родами. В качестве примера глубокой древности происхождения тамг учеными приводится долго считавшиеся загадочными знаки родов шомекей и каракесек. Коромыслообразные знаки, встречающиеся также на оленных камнях Южной Сибири, Алтая и Монголии, оказались центральными бляхами колесничих эпохи бронзы, являвшихся главенствующим - военным сословием в первых обществах степи. И их потомки, видимо, не исчезли, а сохранились в составе казахского народа, пронеся свой загадочный знак сквозь тысячелетия.

Казахские тамги, как печати времени, сопровождали казахский народ на протяжении всей его истории. Они хранят много загадок, которые ждут своего разрешения, чтобы обогатить духовное наследие нации.

Очередным этапом в развитии государственной символики стали 60-е годы ХIХ века, когда территория Казахстана окончательно вошла в состав Российской империи. В результате проведенной реформы административного управления краем, в 1867 году были созданы Семиреченская и Сырдарьинская области в составе Туркестанского генерал-губернаторства, в 1868 году - Уральская и Тургайская области в составе Оренбургского генерал-губернаторства, Акмолинская и Семипалатинская области в составе Западно-Сибирского (позднее Степное) генерал-губернаторства. Каждая из областей имела свой герб. У Семиреченской области он представлял собой червленый щит, на котором было изображение крупного золотого полумесяца. Золотую главу щита венчали российские Государственные орлы. Золотой щит Сырдарьинской области разделял «лазуревый волнообразный пояс, в верхней и нижней части которого размещались зеленые опрокинутые виноградные листья».

Зеленый щит Уральской области украшали три серебряные горы: на средней из них, в свою очередь, была золотая булава, а на крайних такого же цвета - бунчуки. Над ними - золотые полумесяцы концами вверх, увенчанные золотыми же остриями копий. В лазуревой, волнообразной оконечности щита - еще одно изображение - серебряной рыбы. Щит Тургайской области был червленый. На нем два золотых крест-накрест положенных копья, по бокам которых такие же конские головы с лазуревыми глазами и языками. Зеленое поле щита Акмолинской области занимал серебряный памятник с двумя остроконечными башнями и куполом в середине, а во главе щита - золотой полумесяц. В гербе Семипалатинской области на лазуревом щите был изображен золотой с червлеными глазами и уздой верблюд, над которым располагались серебряные полумесяц и пятиконечная звезда. Каждый щит областей венчала древняя царская корона и окружали золотые дубовые листья, соединенные Александровской лентой, что символизировало вхождение в Российскую империю. Все отличительные знаки областных гербов характеризовали основные занятия жителей, природные богатства, принадлежность населения к определенному виду религии.

Следующий этап был связан с советским прошлым. 26 марта 1937 года Чрезвычайный Х Всеказахский съезд Советов принял Конституцию Казахской ССР, в статье 121 которой содержалось описание герба: «Государственный герб Казахской Советской Социалистической Республики состоит из изображения золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест, рукоятками книзу, на красном фоне в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на казахском и русском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Наверху герба имеется пятиконечная звезда, а в нижней его части - надпись «Казахская С.С.Р.» на казахском и русском языках.

Был объявлен конкурс на лучшее графическое изображение по описанию в Конституции и 16 мая 1937 года лучшим был признан рисунок герба художников Черкеса и Нифонтова (Никифорова). Президиум Верховного Совета Казахской ССР 28 января 1939 года своим указом внес изменения в герб, изменив в нём все надписи на казахском языке в латинизированном алфавите, на надписи в алфавите на основе русской азбуки. Одновременно молот стал изображаться наложенным на серп, а не наоборот, как было до этого с 1937 года. В 1978 году было принято новое Положение о Государственном гербе Казахской ССР, в соответствии с которым серп стал вновь изображаться наложенным на молот (как это было изображено в гербе СССР и большинства союзных ССР за исключением Латвийской ССР), была уменьшена интенсивность красного фона, уменьшено количество лучей солнца, аббревиатура на казахском языке «K (с хвостиком) GGК» была изменена на «К (с хвостиком) ССР».

Распад Советского Союза и изменение политической системы после 1991 года позволили Казахстану внести изменения в государственную символику, которая стала наполняться национальными элементами. 4 июня 1992 года навсегда останется в истории как день рождения государственного герба и государственного флага Республики Казахстан. Новые политические символы отражали очередной этап в развитии государственности, показывает историко-культурную связь прошлого и настоящего, определяет стремление казахстанского общества в будущее.

Герб суверенного Казахстана является результатом творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова. Выиграть участие на разработку проекта нового герба им было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба.

Казахстанский флаг - голубого цвета свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства. Свет – источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца на флаге одновременно имеют форму зерна – основы изобилия и благополучия.

В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел, или беркут. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков – это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее.

Вместе с тем орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто попытается ограничить его свободу. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана к высотам мировой цивилизации.

Элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент қошқар-мүйіз (бараньи рога).

В конкурсе, посвященном разработке государственного флага, принимали участие более 600 проектов. После предварительного отбора четыре наиболее интересных проекта были выдвинуты комиссией на обсуждение Верховного Совета республики.

Казахстанский флаг стал результатом творческих исканий, самоотверженного труда художника Шакена Ниязбекова.

Таким образом, государственные символы Казахстана имеют многовековую историю. Они несут в себе информационную составляющую, позволяют изучить закономерности исторического развития, менталитет нации и приоритеты состоявшегося государства.