Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Казахстану нужна комплексная программа изучения массового голода

1727
Казахстану нужна комплексная программа изучения массового голода - e-history.kz

Сегодня Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова совместно с  ДПК «Ак жол» и «Институтом  культуры и духовного развития Алаш» провели Международную онлайн-конференцию «Алаш и трагедия Ашаршылык: причины и последствия», посвященную Дню памяти жертв политических репрессии. На этом высоком научном форуме была презентована уникальная книга  «ӘУЛИЕ - АТА ӨҢІРІНДЕГІ АШАРШЫЛЫҚ», подготовленная и изданная на базе Института истории и этнологии.

Директор Института З. Кабульдинов считает, что не следует политизировать тему голода, но надо активно ее изучать, в том числе и силами зарубежных коллег:

«Как известно, массовый голод в начале 30-х годов минувшего века имел место и в Казахстане, и в Украине, и в России. Отдельные его очаги были и в ряде других республик бывшего Советского Союза. Эта общая трагедия, пережитая представителями разных народов. Поэтому эту тему не стоит политизировать и тщетно искать виновных в одном из столиц СНГ или обвинять в этой трагедии какой-то отдельно взятый народ. Это контрпродуктивно и ни к чему хорошему не приведет. Более того, наоборот, надо усилиями ученых из разных стран активнее и сообща изучать эту непростую проблему. К примеру, жизнь и деятельность Алихана Бокейхана активно изучается моим другом, талантливым российским ученым, экс-вице-губернатором Новосибирской области, экс-директором Института истории СО РАН, д.и.н., профессором В.И. Козодой. Опираясь на новые архивные материалы, пересматривая некоторые ошибочные эпизоды из его жизни и деятельности, он поднимает эту сыгравшую ключевую роль в истории не только Казахстана, но и в масштабах всей Российской империи личность до общеимперского уровня. Сейчас он ищет спонсоров. Скоро его книга будет издана в России и будет презентована в Казахстане. Разве это плохо? Почему бы Зиябеку Кабульдинову не написать монографию о генерале Колпаковском? Мы все выиграем от такого подхода. 

В Жамбылской области живет известный краевед, бывший учитель истории, уникальный человек Тунгышбек Байкулов. Скоро ему исполнится 75 лет. Он выпускник КазНУ им. аль-Фараби, работал учителем, директором ряда школ Жамбылской области. С этим талантливым человеком меня связывает давняя дружба и совместная научная работа по сбору материалов о голоде на территории Жамбылской области, основанная исключительно на воспоминаниях живых свидетелей Ашаршылық. Мы разработали ему вопросник, с которым он объезжает все районы Жамбылской области и опрашивает 90, 100 и более -летних свидетелей голода, которые своими глазами видели и на себе ощутили эту страшную трагедию. К сожалению, мы «видим» голод только через архивные материалы, но глазами самого казахского народа, пережившего эту страшную катастрофу, нет... В этом плане собиратель материалов по голоду Т. Байкулов осуществляет уникальную и бесподобную работу. По сути это его третья книга или третий том, материалы для которых он собрал лично. С недавнего времени он работает в нашем институте рядовым научным сотрудником.


Книга «ӘУЛИЕ-АТА ӨҢІРІНДЕГІ АШАРШЫЛЫҚ» издана на базе ИИЭ в конце 2020 года. Здесь приведены материалы по Байзаковскому, Жуалинскому, Жамбылскому, Кордайскому, Меркенскому, Мойынкумскому, Сарысускому, Таласскому, Шускому районам, по району имени Турара Рыскулова и по городу Тараз. 


IMG_6182.jpg



В основном материалы эти представлены воспоминаниями людей старшего поколения, кому сегодня 90-100 и более лет. Они поведали то, чего мы не встретим ни в одном архиве мира. Эти люди передали нам такую информацию, свидетелями которой они были сами или пережили ее. Одним словом теперь мы увидим голод глазами самого казахского народа. Вот имена некоторых из них: Марзия Ибрагимова (Герой социалистического труда, 101 год, Байзаковский район),  Аширбек Сарсенбиев (95 лет, Байзаковский район), Омирбек Медетбеков (98 лет , Меркинский район), Каныбетов Спан (97 лет, Меркинский район), Сман Кошекулы (105 лет, Сарысуйский район), Насибекук Танатарулы (103 года, г.Тараз),  Темешалы Барболулы (96 лет, Шуский район),  Махмуд Бесимбайулы (95 лет, г. Тараз), Бердалы Карымсаков (95 лет, г. Тараз) и т.д. Самое интересное то, что эти материалы собрал один человек, пенсионного возраста, движимый чувством патриотизма и неистовым уважением к нашим предкам. Собиратель живых свидетельств Тунгышбек Байкулов достоин высокой государственной награды. Он достоин того, чтобы стать Почетным гражданином Жамбылской области. За почти 7 лет он собрал почти 1700 страниц живых свидетельств голода, опросив почти 100 информаторов старшего поколения и издав три книги. Не считаясь со своим личным временем, объезжая на свои скромные пенсионные деньги все районы Жамбылской области, он выполняет работу целого Института! Он выполнил работу, которую за 90 лет не сделал ни один ученый, ни один НИИ, ни один вуз Казахстана! Почему мы не обращаем внимание на таких героев нашего времени как Т. Байкулов? Почему его обходят стороной государственные награды и государственные стипендии?


В целях систематизации и активизации работы по изучению этой щекотливой, но важной темы по части сбора воспоминаний очевидцев массового голода в Казахстане, я предлагаю следующее:


  1. Перенять подвижнический опыт Тунгышбека Байкулова и организовать работу во всех других областях Казахстана. Не стоит ждать пока покинут этот мир последние свидетели массового голода. Со своей стороны ИИЭ готов оказать всяческую научно-методическую помощь.
  2. Опросы людей старшего поколения и представителей разных национальностей, проводить и в соседних республиках, куда ушел основной поток - голодобеженцев (Россия, Кыргызстан, Узбекистан и т.д.).
  3. Перевести воспоминания о голоде на другие языки мира: русский, английский, немецкий, испанский и т.д.
  4. По  сбору изученных материалов ежегодно издавать многотомники.
  5. К исследовательско-поисковой работе активно привлекать ученых-специалистов из других государств (Россия, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и т.д.).
  6. В ЦГА РК открыть отдельный фонд, где собрать материалы-воспоминания, живые свидетельства голода.
  7. При сборе материала предусмотреть и видеофиксацию

IMG_6185.jpg


Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?