Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Хан Алтая, последний батыр

1792
Хан Алтая, последний батыр - e-history.kz

Семьдесят лет исполнилось со дня казни Оспан батыра в Урумчи 29 апреля 1951 года. С его казнью ушла в небытие целая эпоха, эпоха батыров.

Веками народ защищали батыры. Оседлав коня, надев доспехи, с пикой наперевес, они бесстрашно скакали на врага, прославляя свое имя и свой род. Казахи различают пять видов оружия – копье, меч, секиру, булаву и лук со стрелами. В эпоху Оспана к этому арсеналу добавились винтовки, пулеметы и гранаты.


Казахи Алтая провозгласили Оспана ханом. Веками казахские ханы происходили из чингизидов. Однако бывали случаи, когда хан сам был выходцем из народа. Чаще всего такие ханы были руководителями повстанцев. Так, например ханами провозглашали руководителей повстанцев в 1916 году в Торгае, Ыргызе. Подобное повторилось и во времена восстаний 1929-1930 гг. Тобанияз хан, к примеру, был провозглашен адайским ханом в Мангыстау. По сути, на Алтае в 1943 году не просто возродилось Казахское ханство, но и древнетюркская традиция избрания ханом родового лидера, батыра, которая была старше института ханства по происхождению, когда ханом мог стать только чингизид. Оспан Силямулы родился на рубеже веков у подножья Алтая. Коктогай, Бурылтогай, Каба, Буыршын, Жеменей – все это кочевья абак-кереев. Оспан родился в местности Ондикара, она относится к Коктогаю в роду молкы.

В прошлом столетии Казахстан прошел сквозь бурю российских революций, коллективизации, голода, и каждое потрясение - будь то восстание 1916 года, раскулачивание в 1928 году или голодомор 1931-1933 годов - сопровождалось волнами миграций в Китай (сам Оспан и его предки жили по ту сторону Алтая уже не один век). На тот момент в пределах Китая уже жили беженцы-казахи и откочевники лишь пополняли их число. Алашординцы в 1918 году первым делом стремились наладить связь с казахами Китая, вовлечь их в свое движение.

История Китая начала 20 века тоже была драматичной: свержение маньчжурской династии Цин, японская оккупация, борьба коммунистов с националистами из партии Гоминьдан.

Оспан родился и жил на стыке этих двух миров, и в то же самое время в собственном изолированном мире. Казахи Алтая вели кочевой образ жизни, храня традиции, язык и устои, мало контактируя не только с китайцами, но и с живущими южнее уйгурами, кыргызами, дунганами, татарами, узбеками. Они были больше связаны со своими соплеменниками, казахами Монголии, составляя вместе с ними двенадцать родов абак-кереев.

Однако, политика добралась и до их кочевий. После провозглашения и падения Восточно-Туркестанской исламской республики, губернатором провинции Синьцзян стал Шэнь Шицай. После японского вторжения в Китай, Синьцзян стал единственным выходом Китая в мир (порты были оккупированы японцами), поэтому регион с одной стороны был очень важен для китайских центральных властей, для Гоминьдан. С другой стороны, власти не могли уделять ему много внимания – отвлекала борьба с коммунистами и японцами. В этих условиях Шэнь Шицай стал полновластным правителем Синьцзяна, мало прислушавшегося к центральным властям. Он развернул в регионе политику репрессий по отношению к коренным национальным меньшинствам. Планы Шэнь Шицая о переселении казахов с Алтая и заселении региона жителями из внутреннего Китая переполнили чашу терпения местных народов. Не по нраву была и кампания по конфискации лошадей на нужды армии: кочевники не хотели спешиваться.

В 1943 году на Алтае вспыхнуло восстание, возглавленное Оспан батыром. Перед глазами Оспана было восстание его предшественника Зуха батыра, погибшего за полтора десятилетия до этого, а Оспан повторил его дело и путь. На курултае батыр был провозглашен ханом. Вскоре восстания начались и в других регионах Синьцзяна. При поддержке Советского союза и при его прямом участии была провозглашена Восточно-Туркестанская республика, большинство кадров которой были подготовлены СССР. ВТР стала просоветской марионеточной республикой, но в то же время являлась формой самоопределения уйгуров и других тюркских народов Восточного Туркестана. Боевые успехи Оспана на Алтае укрепляли республику.

Активно помогала Оспану Монголия – союзник СССР. Состоялась встреча руковолителя МНР Хорлогийна Чойбалсана с Оспан-батыром, по итогам которой Монголия передала Оспану 1000 винтовок, 20 пулеметов, боеприпасы. Монголия стала использоваться Оспан-батыром как тыл, пространство, используемое в случае отступления, маневров. Весной 1944 года Оспан батыр увел в Монголию тысячи казахов. Там уже многие годы и поколения жили их соплеменники, со многими из которых они были связаны кровным родством.

Осенью 1945 года Оспан батыр полностью очистил Алтай от гоминьдановцев. Оспан назначается губернатором Алтая в составе Восточно-Туркестанской Республики. Но затем произошел разрыв. Оспан отказывается исполнять приказы советского руководства, покидает пост губернатора. Отказавшись быть советской марионеткой, Оспан становится врагом ВТР. Столкновения восточно-туркестанской армии под командованием казаха Далелхана Сугурбая с отрядами Оспан батыра, пожалуй, одна из самых драматических истории братоубийства в мировой летописи. СССР решает ликвидировать Оспан-батыра, в дальнейших сводках он был заклеймен «бандитом». Много ярлыков навешали на Оспана советская и китайская пропаганда – и бандита, и предателя, и британского, американского агента. Потерял Оспан-батыр и союзника в лице Монголии, а ведь надеялся на поддержку Чойбалсана (на фото ниже) в создании Казахского ханства на Алтае. Оспана больше интересовали проблемы казахов китайского Алтая и Монголии, нежели коммунистические, пророссийские или общетюркские, общемусульманские проекты по типу Восточного Туркестана. Спокойная жизнь мононационального, а то и представленного единым племенем абак-кереев, сообщества по вековым устоям, без внешнего вмешательства – вот к чему стремился Оспан-батыр. Но, не взирая на годы вражды с ВТР (а до этого нескольких лет, отданных на создание и укрепление ВТР, ведь даже прелюдией к созданию тюркской республики стало восстание Оспана), тюркский мир, особенно Турция, чтут Оспана как общетюркского бахадура, как героя Восточного Туркестана. Хотя Оспану больше подходит другой эпитет, используемый в Турции – «орел Алтая».


чойбалсан.jpg

Оспан батыр и Чойбалсан


Пиком обострения отношений Оспана с Монголией стал Байтак-Богдосский пограничный конфликт в июне 1947 года, когда отряд Оспана попытался прорваться на территорию Монголии, бывшей некогда их тылом и плацдармом. Монгольские пограничники дали отпор казахам, а на помощь монголам пришла советская авиация. Попавшие под авиабомбежку отряды, отступили в пределы китайского Алтая. Однако, контрнаступление монголов и попытка прорваться вглубь Китая, также захлебнулось, напоровшись на отчаянное сопротивление бойцов Оспан батыра.

В 1949 году Компартия Китая одержала победу над Гоминьдан. Была провозглашена Китайская Народная Республика. Восточно-Туркестанская Республика была ликвидирована, ее прежнее руководство погибло в авиакатастрофе по пути на переговоры с китайской стороной, а новое согласилось войти в состав Китая и самоликвидироваться. По сути, решение о сохранении территориальной целостности Китая было принято в Москве.

Оспан-батыр продолжал отчаянно сопротивляться китайским коммунистам. Его отрядам пришлось отступит в провинцию Ганьсу, где в феврале 1950 года он был взят в плен.

29 апреля 1951 года в Урумчи состоялась казнь хана Алтая. Оспан-баытр был расстрелян. Многие его сторонники покинули пределы Китая, прорываясь через Тибет, переходя через Гималаи, и оказались в Кашмире. Спустя несколько лет они получат убежище в Турции, станут полноправными гражданами Турции, образовав диаспору казахов Турции и стран Европы.


казнь.jpg


Погиб Оспан, и вместе с ним ушла целая многовековая эпоха топота коней, скрежета мечей. Эпоха, когда герой поднимал флаг защиты родных земель, народа, собирал вокруг себя отряд отважных джигитов и устремлялся в бой, прославляя свое имя в веках.

«Ради казахов готов договариваться с дьяволом», - говорил Оспан.

Аскар ДАИРБЕК
  


Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?