Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Баи Оксикбай и Каку

1106
Баи Оксикбай и Каку - e-history.kz

Благотворительность была одним из лучших качеств казахских баев. Всем известно, что и в современном мире крупные бизнесмены, в свою очередь, выделяют огромные средства на благотворительность. В середине XIX века прокатившаяся по всей Российской империи экономическая волна капиталистических отношений дошла до казахской степи. Сегодня мы расскажем о баях Оксикбай и Каку. 

Аргынбай - отец богатых братьев Оксикбая и Каку, которые в свое время были известны как своим богатством, так и властью.

Во время преследования баев и кулаков в 1928 году один из них был сослан и не вернулся, а другой был арестован и расстрелян. Оба были богатыми, влиятельными, уважаемыми в народе людьми, однако по складу характера, по общению с людьми они были совершенно разными. Волостной Оксикбай, которого любили и искренне уважали окружающие, был спокойным, отзывчивым, общительным, рассудительным человеком, окружающие звали его «Өкең». Его младший брат Каку бай был высокомерным, гордым и с людьми общался избирательно. Если Оксикбай от всей души помогал нуждающимся, то Каку бай говорил: «Не надо жалеть бедняков. Господь всегда дает по заслугам. Запомните. Если человек с умом, то он никогда не будет бедным».


Оқи отырыңыз: Қазақ байлары: Тана мырза


В 1923 году Оксикбай со своим аулом устроился на Акыртобе близ города Аулие-ата, а аул его младшего брата Каку бая откочевал в сторону Сорбулака недалеко от Саудакента, там же он вырыл колодец, который и по ныне называют колодцем «Қақу қазған». Воды в колодце много, к тому же она пресная.

Однажды Каку бай пригласил гостей. Получилось так, многие гости прибыли на ослах. Понятное дело, что ослы не могут стоят смирно, начинают громогласно реветь. Тогда Каку повелел освободить их, и прогнать подальше от аула. «Куда они денутся? Наверно пошли в свои аулы», - сказал Каку бай и двенадцати людям оставшимся пешими, из своего табуна отдал двенадцать отборных жеребцов. На вопрос когда их вернуть, он сказал, что не нужно возвращать, что он так отплатил за свой проступок. После этого его стали называть «Мырза Каку», то есть «Щедрый Каку».

По разным сведениям Оксикбай, Каку и его родственники владели от 18 до 40 тысячами лошадей. Но так как нет официальных документов, то и точного количества скота назвать никто не может.

Каку бай прибыл в Каратау из Сарыарки, из региона более удобного для кочевого хозяйства. А Каратауский регион более удобен для земледелия, поэтому прибывший вместе Каку баем аул стал ззаниматься земледелием. Они вели хозяйство и полукочевой образ жизни.

В свое время Каку бай дружил с Тиней баксы из рода Айдарбалта и кобызшы (кобызист) Тусупбеком из рода Шака (Тусупбек был сыном Ыкыласа Дукенулы, был одним из богатейших людей в степи. В годы конфискации имущество его было конфисковано, а сам сослан. Р.А.), очень уважали друг друга. Однажды Тиней баксы играл на своем кобызе, тогда Каку сказал:

- Тиней, все говорят что ты святой, баксы. Если ты все знаешь, скажи-ка нам как умрем мы с Тусупбеком?

Тиней ответил:

– Прекратите, говорите хорошие слова, - желая перевести разговор на другую тему.

Но Каку не прекращал, тогда Тиней заиграл на своем кобызе, встал обтряхнулся, и выходя из дома, сказал:

– Один умрет от голода, а другой останется не похороненным.

– Да что же говорит эта собака? Как я, имея столько богатства, лошадей, могу умереть от голода,- сказал Каку.

Но сбылись пророческие слова Тинея. Освободившись из тюрьмы Каку умер от голода где-то между Шымкентом и Ташкентом (в некоторых источниках говорится, что Каку бай был растрелян в тюрьме. Р.А.), а Тусупбек умер в ссылке.

После конфискации всего имущества из района девять баев были сосланы в Уральск. Среди них был и сын знаменитого Ыкыласа – Тусупбек. Основой его богатства были – овцы. У него было конфисковано десять тысяч голов овец.

Находясь в ссылке Оксикбай написал письмо, которое никого не может оставить равнодушным:

– Алаштан асқан кемеңгер,

Жау қолында жөнелер,

Таба болар жаманға,

Бағы тайса өнерлі ер.

Бір қайықтық құны жоқ,

Қайырласа кемелер.

Тіршілікте адамзат,

Не боламын демендер

Қарып-қасер халқым деп,

Болыппын ғой қаратер.

Тым құрмаса алмады,

Туған елде қара жер.

Тілекті берсен бір Алла,

Қор қылсай енді гөр.

Жұтаған өмір осы да,

Көл-көсір болып басталып,

Опынумен ой, жалған,

Бәрін де кейін тастадық.

Жатайын енді жайыммен,

Оралдың тауын жастанып.

И даже находясь в ссылке Оксикбай был почитаем. В какой дом бы он не заходил его усаживали на самое почетное место, просили бата (благословение). Однажды хозяин дома, куда зашел Оксикбай, после того как было готово кушанье попросил бата для своего малолетнего сына. И тогда Оксикбай сказал:

– Эх, сынок! В детстве когда мы наливали воду на руки аксакалам для умывания, они нас благославляли «живи долго, будь богат». И что с того, что прожил я много лет, смотри, теперь в каком я положении, что с того, что был богат – будь оно проклято. Қалқам, я благославляю тебя стать красным милиционером! Аминь.


Использованная литература:

Руслан Ақмағанбет «Құт». Алматы. Издательство «Қазына».

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?