Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Независимость - мечта Алаша

2324
Независимость - мечта Алаша - e-history.kz

Каждый день жизни нашей страны насыщен историческими событиями. Поэтому Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев возлагает большую ответственность на ученых-гуманитариев. Для будущего нашей республики важно сформировать в стране общество с высоким интеллектуальным потенциалом. 

Известно, что на расширенном Межведомственном совещании по изучению национальной истории, состоявшемся 5 июня 2013 года, было отмечено, что комплекс новых требований к исторической науке современности напрямую связан с основными задачами историков. В рамках мероприятия в целях совершенствования исторического сознания нации была объявлена программа «Народ в потоке истории». Это, можно сказать, положило начало исследовательским проектам по истории Независимости. 

О том, почему важно знать историю нации порталу Qazaqstan Tarihy рассказала ведущий научный сотрудник Института истории государства, кандидат исторических наук Кундызай ЕРИМБЕТОВА.

Только духовное наследие ведет историю вперед. Очевидно, что ученым приходится вновь и вновь открывать страницы истории. В этом направлении активно работает Национальный конгресс историков Республики Казахстан. Даже возрождение краеведческой работы в республике – это тоже закономерное явление. История повседневности, как направление научного поиска, тоже актуальна, потому что дает возможность извлекать уроки из прошлого.

Лидеры партии «Алаш» мечтали об одном – чтобы Казахстан обрел независимость. Известно, что в начале ХХ века, когда формировалась единая национальная элита, судьба интеллигенции, рискнувшей отстаивать национальные интересы, была сложной. Люди, которые служили народу, стали для молодежи образцом для подражания. На современном этапе наследие Алаш является актуальным объектом для научного исследования.

История знает множество примеров, когда империй создавались, процветали, распадались при обострении проблем этносов, входивших в его состав (Тюркский каганат, Монгольское государство, Священная Римская империя и другие). Российская империя тоже распалась в результате безразличия к своим подданным. Деятельность демократических мыслителей, развернувшаяся в казахских степях в конце XIX - начале XX вв. проявилась в народных массах. После Февральской революции 1917 года в Петрограде лидеры социал-демократов, вышедших из подполья, возглавили митинги, шествия, забастовки рабочих на местах.


интеллигенция.JPG


В период с 1915 по 1917 годы молодежные организации «Еркін дала» в Оренбурге, «Бірлік» в Омске, «Жас қазақ» в Уральске, «Үміт» в Троицке и более 20 кружков и различных групп выступали против колониального гнета. Они раздавали листовки, публиковали стихи, устраивали дебаты. Наиболее радикальной революционной группой был «Казахский революционный союз молодежи» в Аулие-ата, организованный Тураром Рыскуловым.

Другая часть населения надеялась на Временное правительство и вошли в его гражданские и исполнительные органы на местах. В конце концов городские и железнодорожные выступления в марте привели к образованию Советов рабочих депутатов (Оренбург, Ташкент, Омск, Перовск, Казалинск, Шалкар, Актобе, Уральск). Рабочие даже объединились с Советом солдатских депутатов (Казалинск, Петропавловск, Семипалатинск, Перовск). Таким образом на местах сформировалось двоевластие.

Временное правительство отстранило от власти военных губернаторов, генерал-губернаторов, чиновников колониальной администрации. Вместо этого были созданы областные комиссары, гражданский исполнительный комитет, коалиционные комитеты. В волостях и селах остались прежние волостные и сельские власти, в селах – старосты и атаманы. Временное правительство назначило в областях бывших царских колониальных чиновников и представителей казахской национальной интеллигенции. Так, Алихан Букейханов был назначен комиссаром Временного правительства Тургайской области, а Мухамеджан Тынышпаев – комиссаром Жетысуской области. Так, в марте-апреле 1917 года в Казахстане сформировались местные органы Временного правительства. В такой ситуации революционеры остались недовольными действиями Временного правительства, и приняли решение выступить против них. В этот период социал-демократами на местах (в том числе наряду с большевиками были и меньшевики) руководили большевики Ташкента, Оренбурга, Омска.

Как правило, мы считаем 1917 год началом восстановления казахской государственности. Почему? В XIX - начало XX вв. наряду с просвещением в казахской степи развивалось общественно-политическое сознание. Оно не появилось из неоткуда. Казахская интеллигенция, вобравшая в себя духовное наследие казахов, соединила в себе традиционную европейскую систему мышления и культуру, и еще в тот период удивляла публику на евразийском пространстве своей смелой мыслью. К сожалению, на протяжении нескольких веков казахский народ был подавлен имперскими штампами, как неграмотное и некультурное племя. С этим приходилось считаться. После Февральской революции 1917 года начался процесс создания национальной автономии и формирование концепции государственности. В начале ХХ века казахская интеллигенция делилась на прозападную и пантюркскую, промусульманскую. У них была одна цель, но разные взгляды. Данные архивных фондов, касающиеся партии «Алаш», свидетельствуют об их организованности и сплоченности. Это проявилось хотя бы в том, что движение Алаш охватило всю территорию страны.

После Февральской революции партия большевиков решала многие проблемы на местах насильственными действиями.


хлебозаготовки.JPG


Стремления деятелей Алаша создать казахскую автономию, которая защищала бы интересы казахов, имеет важное историческое значение. Они осознавали, что пока у власти находятся большевики, такие важные вопросы, как внешняя политика, вооруженные силы, транспортная инфраструктура не могут быть достигнуты. Был ли в этот период у Алаш-Орды шанс повести за собой народ? Это было невозможно. С экономической и политической точки зрения было невероятно сложно вырвать людей из этого тернистого круга. В чьих руках находилась реальная система власти с 1920 по 1991 годы? Разумеется, у Москвы, и все важные стратегические решения принимались «из Центра». По мнению японского исследователя по региону Евразии Университета Хоккайдо профессора Томохико Уямы, «изучение истории Алашорды в 1990-е годы имело прежде всего национальный характер. Нигде не была написана мечта Алаш о создании независимого государства, они писали, что мечтали о создании автономии. Кроме того, исследователи не обращали особого внимания на то, что алашординцы указывали на важность использования западной и русской культуры и важность сосуществования с русскими. В первые годы независимости и даже сейчас многие с осторожностью относятся к тому, что открытие истории Алашорды вызовет неудобства для России, и это может породить национализм. Однако можно искать и третий путь, то есть не национализм, а независимый взгляд к России. В тот период казахская интеллигенция имела более высокий уровень развития, чем интеллигенция других восточных народов, входивших в составе Российской империи. Алашорда не смогла дать больших результатов, поскольку просуществовала всего лишь два года. Однако обособленное автономное движение татар и узбеков продлилось и того меньше. Можно очень высоко оценить дееспособность автономного правительства Алашорды, поэтому историю Алашорды можно считать одной из ярких и гордых страниц истории казахов и Казахстана. Алашординцы во все времена старались взаимодействовать с русскими, с общероссийским правительством. Они не были радикалами, и в этом отношении их можно считать хорошей моделью предсказуемости, а также близкой к идеалу политологов».

Можно согласиться с мнением профессора о том, что Алаш ценили национальные и общечеловеческие ценности, но можно ли согласиться с его утверждением о том, что «мечта о независимом государстве нигде не написана»? к примеру, Ахмет Байтурсынов не раз утверждал о стратегии независимости страны и образования национального государства.


митинг.JPG


Кроме того, нельзя игнорировать сборник стихов М. Дулатова «Оян, қазақ! (Проснись, казах!)» 1909 года, и «Устав казахской нации» Барлыбека Сыртанова 1911 года, где на его основе предусматривалась «свободная страна» и «возможность выхода из состава федерации». Это можно заметить и из выступления Алихана Букейханова на Первом Сибирском областном съезде в 1917 году где он говорит, что «людям нужно дать возможность жить не по Марксу, не по готовой формуле, а по тому, как они сами хотят». Об этом докладе писали томская газета «Сибирская жизнь», семипалатинская «Свободная речь». В 251-м номере газеты «Казах» того же года, в статье «Жалпы Сібір сиезі (Общесибирский съезд)» «Қыр баласы» заканчивает свои слова так: «К дому подкрался враг, сыны Алаша, спустя 200 лет после трагедии Актабан шубурынды пришли тяжелые времена. Старцы, братья-казахи, прекращайте распри, прощайте обиды, объединитесь, идите служить народу. Готовьтесь защищать народ Алаша!». Что это, если не стремление к независимости казахов? Этот призыв был опубликован в номерах газеты «Сарыарқа» от 18 ноября, 12 декабря 1917 года, газета выпускалась в городе Алаш (Семей). Действительно, в то же время программа-минимум в повестке дня была «готовиться к сохранению Алаша», но она не свидетельствует о заинтересованности в том, чтобы навсегда остаться в тисках федерации. Хотя Алихан Букейханов и не использовал слово «независимость», рассказывая о главной причине создания партий Алаш в июле 1917 года, что стало причиной его выхода из Кадетской партии. Свою основную цель он объясняет так: «Объединившись под знаменем Алаш, создать Национальную автономию». Алаш поднял несколько важнейших вопросов: не отдавать землю в частную собственность, создать национальную автономию, отделить религию от государства. Кроме того, название «Общекиргизское (Казахское) суверенное правительство Алаш-Орда», существовавшее до 4 ноября 1918 года, само по себе, безусловно, передает понятие независимости. Поэтому, очевидно, что под этими действиями стоят интересы независимости страны в целом. В мае-июне 1917 года А. Букейханов выступает с обращением: «Если бы казах нашел искусного человека в земство, и не отставал от веяний времени, то мы будем народом. Если разделимся на партии и разбредемся, тогда нам несдобровать. Молодежь, патриоты, пора приступать к делу!».

Эти слова не потеряли своей актуальности и сейчас. Кроме наследия, оставленного деятелями Алаша в устной истории казахского народа, за последние тридцать лет изданы целые тома собраний сочинений о жизни и деятельности великой личности. В них можно найти идеи о государственности, духовности и других добрых качествах деятелей Алаша. К сожалению, их тираж не велик и известен лишь казахстанскому читателю. Большинство выпущено ограниченным тиражом на спонсорские или личные средства. В некоторых из них информация дается иногда на русском, иногда на английском языках, иногда даже не указываются ссылки на выводы ученых. Поэтому, в глазах зарубежных коллег важные страницы нашей истории выглядят неопределенными и неизученными. Например, научные мероприятия, проводимые в соседних странах, основаны на обмене мнениями между учеными. Языковую проблему они даже и не поднимают. Приезжают на конференцию ученые из двадцати пяти стран, для полноценного перевода должны работать двадцать пять профессиональных переводчиков. Для ученых важно ваше суждение и видение вопроса, а не то, на каком языке вы говорите. Они даже говорят, «было бы хорошо, если бы вы говорили на вашем государственном языке». 

Конечно, в таких условиях организаторы научных мероприятий выигрывают, обогащаясь большим количеством результатов научных экспериментов и используют аналитику на будущее. Для проведения полноценного научного мероприятия необходимы поддержка и забота государства. 

История страны – главный фактор национальной безопасности государства, поэтому необходимо собрать группу профессиональных экспертов, которые должны работать непосредственно с авторами, опираясь на принцип справедливости, изучая статьи и труды, написанные на родном языке, которые будут находиться под личным контролем Президента РК. Необходимо своевременно выявлять научные труды, отражающие деятельность исторических личностей и важные исторические периоды. Нужен специальный авторитетный центр, в котором будут рассмотрены механизмы перевода научных трудов на английский язык, их издание и вывод на рынок.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?