Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Влюбленный Жусуп - ученик Хазрет-султана

1807
Влюбленный Жусуп - ученик Хазрет-султана    - e-history.kz

По одним данным, Жусуп-ата был современником, учеником Ходжи Ахмеда Ясави, в других легендах говорится о том, что он был его племянником. О нем сохранились не так много сведений. Местные называли Жусупа «Влюбленный Жусуп», подразумевая его любовь к Аллаху. Информация о Жусуп ата сохранилась в семейных архивах местных жителей села Икан. 





Когда Ходжа Ахмед Ясави занимал должность акима города Яссы, Жусуп ата был направлен представителем в село Икан, которое славилось на весь мир своими виноградом. Однажды Ахмед Ясави прибыл в это село, и лично испробовал 12 сортов винограда, которыми угостили его местные жители.

Благодаря Хазрет-султану Жусуп-ата полностью освоил учение суфизма, достиг высочайшего уровня и стал святым.

В народной памяти сохранились легенды о Жусупе ата. В одной из них говорится:

Однажды Хаким ата без разрешения омылся водой, которую Ходжа Ахмет Ясави использовал для молитвы. Но наставник промолчал об этом. На следующий день Ахмет Ясави посадил его на верблюда и сказал, чтобы «он спустился там, где остановится верблюд». Верблюд был непослушным и не останавливаясь прошел через Сырдарью и Амударью и остановился прямиком в Хорезме. Тогда Ахмед Ясави спросил у учеников, кто смог бы привести Хаким ата, но все промолчали. Только Жусуп ата дал согласие на это. Ахмед Ясави приказал ему «взобраться на шатер». Когда Жусуп ата взобрался на шатер, шатер превратился в белого верблюда.

Перед тем, как двинуться в путь, Ахмед Ясави поставил перед ним одно условие: он должен связать руки Хаким ата, и привезти его связанным. Всю дорогу Хаким ата был свободен и только когда они прибыли в Туркестан Жусуп ата связал его руки. Хазрет Султан сказал, что Жусуп ата поступил неправильно и не выполнил его условие. В качестве наказания Жусуп ата был наказан тремя ударами плети.

Жусуп ата достиг уровня святого при жизни.

В другой легенде говорится, что, посетив дом Жусуп ата, Ходжа Ахмед Ясави сказал, что «его четвертый потомок Камалиддин шейх достигнет невероятного уровня святости». Потомками Жусуп ата были Камалиддин, Сулеймен, а от них Омар, Жиен и Сыддык. Потомками Жиена были Икан Кожа, от него Ата кожа, от него Шарафуддин.

По словам местных пожилых людей, в 1930-х годах в мавзолее Жусуп ата было много религиозных книг. К сожалению, после установления Советской власти многие книги были сожжены.

Внутри мавзолея сохранились захоронения Сабыр ата, Курбан ата, Жусуп ата, Халил ата (Сын Жусуп ата), Ибраһим ата, Абдижалил ата, Асан ата, Абди Азиз ата. Есть предположения, что похороненные в мавзолее люди могут быть потомками или учениками Жусуп ата.


IMG-20210218-WA0002.jpg


Мавзолей Жусуп ата расположен в 25 км от города Туркестан, в центре села Старый Икан. Проведенные в 2005 году исследования основания мавзолея показали, что фундамент здания был заложен еще в XV веке. Первоначально у мавзолея был только усыпальница и комната для молитвы, а затем в начале ХХ века местные жители построили столовую. Купол комнаты, а также верхний покров комнаты не сохранились до нашего времени. До нас дошла только усыпальница. Основные стены мавзолея полностью сохранились и находятся в хорошем состоянии, в качестве фундамента использовались шесть рядов кирпичной кладки.

Мавзолей имеет размеры 14,2 м в длину, ширина 12,8 м, высота 13,5 м. В 2008-2010 РГП «Қазқайтажаңарту» провело реставрационные работы мавзолея Жусуп ата.

В настоящее время разрабатывается проектная документация на строительство. Согласно плану, там будет построен сервисный центр для туристов и паломников. В здании будут предусмотрены административные помещения, музейные экспозиции, гостиная и хозяйственные комнаты.


IMG-20210218-WA0007.jpg


При поддержке Министерства культуры и спорта РК, исходя из приоритетов, обозначенных в программных статьях Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и «Семь граней Великой степи», ведется работа по оказанию качественных услуг туристам, посетившим исторические места Туркестанского региона. В частности, Государственный историко-культурный заповедник-музей «Азрет Султан» за счет спонсорских средств проводит множество мероприятий по привлечению туристов в мавзолей Жусуп ата.

Ожидается, что развитие Государственного историко-культурного заповедника-музея «Азрет Султан», реконструкция историко-культурных памятников, относящихся к заповеднику-музею, придаст импульс развитию туристической отрасли страны.

 IMG-20210218-WA0006.jpg

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?