Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

История одной фотографии: Семья Исы Шорманулы

1684
История одной фотографии: Семья Исы Шорманулы - e-history.kz

Этот снимок был сделан известным этнографом Самуилом Дудиным во время его поездки в Баянаульскую волость. Во время этой экспедиции этнограф собрал множество материалов про Баянаул, семью Шормановых, их быте. Сегодня это коллекция хранится в фонде иллюстраций Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) при Российской Академии наук.

В фонде иллюстраций Кунсткамеры это фотография сохранилась под названием «Семья богатого хозяина». На фотографии первый слева аксакал Иса Шорманулы, рядом с ним его внучка Бапык, далее его старушка Жакай, сын Зинда и внук Рахымтай. Если присмотреться, то можно увидеть, что справа от Иса аксакала сидит еще один его внук Ахуан, но он виден только наполовину.

Что мы знаем об Иса Шорманулы? Известно, что у знаменитого Шорман бия Кушикулы было четыре сына (Муса, Мустафа, Иса, Абыжан) и две дочери (упомянутый здесь Абыжан – дедушка Кемела Акышева, а Зейнеп – мать Шокана).

В свое время Иса Шорманулы (1826-1901) был одним из богатейших людей Баянаульского округа Павлодарского уезда. В сведениях говорится, что Иса хаджи в 1881-1883 годы был правителем Баянаульской волости. В это же время его современник Сатбай Шотыкулы (дед Каныша Сатпаева) был бием волости.

О сыновьях Шормана Мусе и Мустафе информации много. А об Исе и Абыжане информации мало. В своем стихотворении «Иса Шорманұлы» Машһур Жусуп Копейулы почитает старца как «Шорманның Иса мырза бел баласы» и в стихотворной форме выражает его нравственность, великодушие, благородство. Особенно много сведений он дает о поездке Иса хаджи на паломничество. «Жолдасы Шөтікұлы Сәтбай ер-ді, Жарасып тел қозыдай бірге жүрді», «Сәтекең Исекеңмен бірге жүрген, Дүние-ай, енді қайда ондай заман?!». В этих строках он говорит о том, что на паломничество он ездил с Сатбаем Шотыкулы. В стихотворении Машһур Жусупа мы встретили один интересный факт:

Жүз алпыстан үш жүз жиырмаға

Исекең бір құл, бір күң сатып алған.

Тұрған соң күші келіп, еркі жетіп,

Бұ дүние, уа, дариға, естен кетіп.

Қуантып шатландырды байғұстарды

Күңдік пенен құлдықтан азат етіп.

Міне, осы Исекеңнің қылған ісі,

Қылған жоқ мұнан бұрын басқа кісі.

 

Похоже, что во время паломничества Иса Шорманулы выкупил раба и рабыню, и даровал им свободу. Кажется он оживил сунну пророка: «На свободу раба, Аллах спасет от Огня каждый орган за каждый орган освобожденного им раба»

Баласы Шорман бидің Иса мырза,

Жайылған мәшһүр аты ойға-қырға.

Жақсының өзі өлсе, аты өлмейді,

Ісіне Исекеңнің болдым риза! 

 

Так заканчивает свой стих Машһур Жусуп. В стихотворении говорится, что во время долгого путешествия, заразившись желтухой, умер Сатбай, а при спуске с Арафата Иса тоже заразился болезнью и скончался вблизи Джидды. Это подтверждает в своих воспоминаниях и Шамшиябану Сатпаева, дочь Каныша Сатпаева. «Чтобы исполнить свой мусульманский долг, в далекие саудовские города Мекка и Медина вместе с восемью людьми, отправившимися из Аккелена, отправился и Иса Шорманулы. Трое из этих людей не вернулись на родную землю, скончались: Иса Шорманулы в возрасте 75-и лет, Сатбай Шотыкулы – 80 лет, Алтыбасар Жылкыбаев – 74 года. Этот документ от 31.12.1901 г. Сатбаю Шотыкулы из Аккелинской волости Павлодарского уезда. Сатбай Шотыкулы (1823-1901) – дед Каныша» (Ш.Сатбаева, «Сәулелі әулет», Алматы, издательство «Қазақстан», 1996 год).

Из воспоминаний Гульнар Дулатовой, дочери Миржакыпа Дулатова: «Рожденного от Исы Сахизинду называли Зинда торе. Он учился в Омске, свободно владел двумя языками. Он был очень честным, добрым, уважаемым в народе человеком. Говорят, что он был самым состоятельным, зажиточным, энергичным, деловитым из династии Шорман» (Г.Дулатова, «Алаштың сөнбес жұлдыздары», Алматы, издательство «Мектеп», 2012 год).

Да, Зинда торе был единственным сыном Иса хаджи. От Зинды родилось шесть сыновей (Рахымтай, Рапык, Карим, Ахуан, Баки, Ади) и две дочери (Бапык, Шамсия). Зинда также как и его отец имел несметное количество скота. Есть сведения, что Зинда со своим сыном Каримом когда-то ездил в Петербург, доставлял лошадей царскому двору, в 1887-1898 годы был волостным.

В 1928 году, когда началась кампания по конфискации богатых, по постановлению комиссии Павлодарского округа вместе с крупными богачами был конфискован скот и имущество Зинды, а сам он был сослан в Актюбинскую область.

«Похоже, что во время голода 1932-33 годов семья Зинды сильно страдала от крайней нищеты. После отбытия срока ссылки, тосковавший по родной земле он кое-как поездом добрался до Омска. Увидев, что проживавшие здесь родственники из-за голода разбрелись по разным сторонам, Зинда снова попытался вернуться домой, но дорога таки не представилась. Вдалеке от дома, от детей, оставшийся с ничем Зинда не прожил долго, он умер от болезни», - пишет Гульнар Дулатова.

Таким образом, потомков некогда богатейшего Шорман бия постигла нелегкая судьба. Супруга Зинды Магида (племянница Шокана) умерла от голода в 1933 году, а сам он умер в 1935 году в Омской области.

Автор: Серікбол Хасан

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?