Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Перспективы изучения источников Оренбурга по голоду 1921-1922 гг.

1381
Перспективы изучения источников Оренбурга по голоду 1921-1922 гг. - e-history.kz

В январе 2021 года на страницах казахстанской печати была опубликована статья Президента Республики Казахстан К-Ж. К. Токаева «Независимость превыше всего». Публикация Главы государства содержала ряд своеобразных обращенных к казахстанцам исторических сигналов, среди которых обзор достижений тридцатилетнего пути формирования независимого государства, планирование основных целей на будущее, обращение к историческому прошлому казахского народа, обозначение основных ценностей современного казахстанского общества, постановка задач и рекомендации для поднятия имиджа республики.

В числе основных таковых предложений заявленных Главой государства стали снятие документальных и художественных фильмов, подготовка фундаментального труда по истории Казахстана с участием авторитетных историков и новых научных подходов, написание краткой истории Казахстана для иностранцев и др.

Важной задачей станет подготовка учебников и учебных пособий, которые должны способствовать созданию имиджевого фундамента нашей страны и формированию глубокого исторического сознания. Глава государства также отметил ряд исторических тем, заслуживающих наиболее детального рассмотрения в 2021 году. В их число входят деятельность видных представителей движения Алаш и их наследие, голод 1921–1922 годов, декабрьские события 1986 года, а также закрытие Семипалатинского ядерного полигона.

Фундаментальной основой подобных научных трудов по истории являются архивные документы и материалы, многие из которых были выявлены в ходе действия специальных государственных программ. В их числе названа программа «Мәдени мұра», положившая по мнению Главы начало к переосмыслению национальной истории. Отметим, что в результате работы программы был составлен ряд многотомных сборников и монографий, подготовленных на основе выявленных в зарубежных архивах документов и материалов. К примеру можно упомянуть издание «История Казахстана в русских источниках».

Однако, стоить отметить, что многие ценные материалы остаются нераскрытыми и неизученными. К числу таковых относятся документы касательно голода 1921-1922 годов, часть из которых была выявлена нами во время научной командировки в г. Оренбург. К примеру, документы Оренбургского государственного архива социально-политической истории (ОГАСПИ), где в фонде 7931 «Коллекция фотодокументов по истории областных и комсомольских организаций Оренбургской области», опись 1, дело 91 «Эвакуация голодающих со станции Оренбург и организация общих столовых в Оренбургской губернии» находятся фотодокументы по данной теме. Тексты размещенные на обороте фотографий содержат сведения о том, что только в 1921 году голод охватил территорию Оренбургской, Кустанайской, Актюбинской, Уральской и Букеевской губерний с населением 2 653 300 чел. В настоящий момент изучение этих документов продолжается.


1.jpg


3.jpg


Немаловажные данные содержатся в республиканских и губернских газетах того времени, электронные копии которых находятся в Оренбургской областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской. В «Степной правде» была организована специальная рубрика «На борьбу с голодом». Опубликованные здесь материалы, призывали читателей к пожертвованиям, посильной помощи пострадавшим и демонстрации положительных примеров такой взаимопомощи. Примеры таких материалов размещены под заголовками «Неделя помощи в Москве», «Отклики в Оренбурге», «Всем организациям РКП Оренбургской губернии» и т.д.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что эти и другие документы, выявленные исследователями в архивных источниках и периодических изданиях Оренбурга, могут стать ценным материалом для фундаментальных трудов и параграфов по истории голода 1921-1922 годов.

 

К.Г. Аканов,

PhD, СНС Института истории государства

Отдела Евразийства и политических исследований

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?