Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

А. Жанбосинова: Мы должны знать свой тюркский код

1904
А. Жанбосинова: Мы должны знать свой тюркский код - e-history.kz


Доктор исторических наук, профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Альбина ЖАНБОСИНОВА рассказала о роли казахстанских ученых в изучении алтаистики и тюркологии.


 

– Какова роль казахстанских ученых в изучении алтаистики и тюркологии?

– Тюркология и алтаистика – это два направления, которые в Казахстане имеют косвенную связь. В научном пространстве страны термин «тюркология» используют в основном сами тюркологи. Изучение тюркологии реализуется в Казахстане в нескольких измерениях. Так, осуществляется подготовка кадров по трем образовательным ступеням обучения: бакалавриат, магистратура, докторантура.

У каждого университета (ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, КазНУ, КазНПУ и др.) есть свой набор образовательных программ. Каждая программа нацелена на подготовку специалиста-тюрколога, обладающего интегративными знаниями тюркологической науки. Междисциплинарная подготовка тюркологов в обязательном порядке сочетает историю, археологию, филологию, языкознание, этнологию, этнографию, политологию, культурологию и пр. Несомненным плюсом всех образовательных программ (ОП) является само изучение тюркских языков.

Бакалавры тюркологии, согласно содержанию ОП, могут по завершении курса работать в качестве преподавателя, эксперт-тюрколога, эксперта по международным связям, переводчика и даже редактора в тюркских СМИ.

Практически во всех ОП присутствует дисциплины «Введение в тюркологию», «Памятники рунической письменности».

Среди наиболее авторитетных тюркологов Казахстана чаще всего упоминаются директор института языкознания им. Ахмета Байтурсынова доктор филологических наук, профессор Ерден Задаулы Кажыбек, Жолдасбеков Мырзатай, который за выдающиеся достижения в области тюркологии был удостоен премии имени Кюль-тегина, Шаймердинова Нурила Габбасовна, Рабига Сатигалиевна Сыздык. А еще Александр Николаевич Гаркавец. Кстати, именно он утверждал, что «на кыпчакском языке – прародителе казахского языка – 700 лет назад говорили все, кто проживал на территории от Алтая до Дуная, а также в Египте, где доминировали сородичи-кыпчаки». Другими словами, кыпчакский язык на евразийском пространстве выполнял роль английского языка в современном мире.

Нельзя не отметить роль Олжаса Сулейменова в развитии тюркологии. Он был исследователем тюркизмов в языках и письменностях древних народов.

Сегодня 70-80 % преподавателей, занимающихся подготовкой кадров казахстанских тюркологов, имеют филологическое образование. Получается, что тюркологии Казахстана характерен лингвистический ракурс.

Хотя здесь все-таки нужен междисциплинарный подход, где основной дисциплиной должна стать история, а все остальные могут быть вспомогательными.

Научный термин «алтаистика» в нашей стране присущ археологам, особенно исследователям, проводящим археологические раскопки в восточном регионе Казахстана. Эти раскопки проходят при поддержке областного акимата.

Результаты археологических раскопок, артефакты, найденные экспедициями З. Самашева, А. Толеубаева, сегодня демонстрируют нам связь древних насельников Казахстана с Алтаем. Тюркская мифология также связана с Алтаем.

 

– Насколько в Казахстане актуальны исследования традиционной культуры тюркских народов?

– Они непросто актуальны, они необходимы. Наш народ имеет тюркские корни, в нашем генотипе огромное количество этнотюркских геноэлементов, мы все в своей основе по мировоззрению относились к тенгрианству.

Родовая память хранится, и современники, непроизвольно, не осознавая этого, поклоняются своему роду, огню, воде, даже до сих пор употребляют тюркское «бет тәңір» (Тенгри).

Мы должны знать свой тюркский код. Не случайно приоритеты казахстанского научно-образовательного и культурного пространства определяют в программах «Мангилик Ел», «Туған жер», «Семь граней Великой степи: наследие и истоки духовной модернизации общества», «Великие имена и великие эпохи: наследие аль-Фараби, Абая и Золотой Орды».

Единство происхождения, общность культуры и языка в тесной взаимосвязи с глобальным миром, с духовными истоками и духовным наследием – основа культурного кода казахов.

– Расскажите про географию международного сотрудничества казахстанских научных центров в сфере исследования тюркологии?

– 25 мая 2010 года в столице Республики Казахстан во Дворце Мира и Согласия открылась Тюркская академия. 27 августа 2014 она получила международный статус.

Академия сегодня является связующим международным политическим и научно-образовательным, культурным центром, в рамках которого предприняты шаги по написанию единой тюркской истории с древнейших времен до XV века.

Отметим наличие международных связей Академии с научно- образовательными центрами России, как, например, Российский государственный гуманитарный университет – РГГУ, Российский государственный гуманитарный университет, Институт востоковедения. Академия стала связующим координационным центром тюркологов мира.

Инновационным было и онлайн-заседание совета кафедр тюркологии университетов тюркского мира с участием руководителей институтов языкознания, заведующих и профессоров кафедр тюркологии высших учебных заведений Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Турции, Узбекистана, Венгрии и Монголии, а также Алтая, Башкортостана и Татарстана (РФ).

 

– 5 ноября в Алтайском государственном университете состоялось заседание проектной группы «Этнополитические, межэтнические и межнациональные процессы в тюркско-монгольском мире в исторической динамике и на современном этапе». Какие сферы научных интересов вы обозначили на мероприятии?

– Среди важнейших я бы выделила исследование этнополитических, межэтнических и межнациональных процессов в Казахстане. Само направление представила в фокусе практических полевых исследований, этнодемографических процессов, социологического анализа, межэтнической и межнациональной повседневности.

 

Интервью в рамках международной презентации итогов деятельности Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» (г. Барнаул, Россия), прошедшей 15 декабря в Алтайском государственном университете.

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?