Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Педагог об образовании

1656
Педагог об образовании - e-history.kz
Портал Qazaqstan Tarihy поздравляет всех педагогов с профессиональным праздником! В канун Дня учителя мы поинтересовались у преподавателей истории как обстоят дела с предметом «История» в учреждениях среднего и высшего образования, как подрастающее поколение относится к этой дисциплине? Как обстоят дела с учебниками по истории, каковы условия труда, читают ли дети исторические книги, смотрят ли фильмы по истории?

Сложилось мнение, что сейчас по «обновленке» в предмете «История» очень много информации, детям ее запоминать очень сложно. В результате это приводит к потере интереса к предмету. 

О школьном компоненте исторического образования поделилась с порталом Qazaqstan Tarihy учитель истории специализированного лицея №165 Утетлеуова Марфуга Жукеновна: 

«С учениками мне всегда везло. У моих учеников, как у младших, так и у старших, всегда был интерес к изучению истории родного края. Нашим лицеистам повезло работать в экспедиции старшего научного сотрудника Института археологии им. А.Х. Маргулана КН МОН РК Александра Горячева. Сотрудники института читали лекции выпускникам лицея по материалам казахстанских экспедиций, в которых участвовали сами». 

К 75-летию Победы учащиеся 10-х классов целый год посещали «Школу историков», организованную по инициативе журнала «Открытая школа» на базе Государственной детской библиотеки им. С. Бегалина. В рамках этого проекта проводились просмотры и последующие обсуждения документальных фильмов, ученики читали книги о вкладе казахстанцев на фронтах Великой Отечественной войны, посещали музей, после чего в обязательном порядке обсуждали то, что их взволновало больше всего.


в библиотеке Бегалина.jpg

   

Самыми ответственными и одновременно интересными были встречи в стенах Архива Президента Республики Казахстан. Там ребята знакомились со спецификой работы с редчайшими документами, правилами их хранения, и могли взять материал для своих проектов. Перед ребятами раскрылись новые страницы истории нашей страны, которые нашли отражения в их проектах, посвященных участию казахстанцев в Великой Отечественной войне.

 

дети в архиве Президента 2.jpg


Есть, конечно, и нерешенные вопросы в изучении школьного курса истории Казахстана. Меня в нашей системе образования, как и многих моих коллег, волнует вопрос оттока выпускников из страны. В основном, это учащиеся физико-математических лицеев. В прошедшем учебном году из числа выпускников нашего лицея в Казахстане остались только два человека. Редко кто возвращается в страну. Это учащиеся с мощной базой подготовки по точным наукам, победители не только республиканских, но и многих международных олимпиад.

При действующих Программах в лицеях страдает гуманитарный цикл учебных дисциплин, т.к. сократились часы на их изучение. Например, на предмет обязательного Государственного экзамена «История Казахстана» в лицеях выделен всего 1 час в неделю (кроме 5-6 классов, там 2 часа.). Конечно же, в таких условиях говорить о патриотизме, интересе к истории и любви к родной земле сложно. Ещё сложнее осознавать, что знающее современные технологии молодое поколение, по большому счету, будет мыслить по заданному алгоритму и, как мне кажется, идеалы у них далеко не нравственные.


работа с газетами.jpg


Во времена, когда рассекречиваются архивные данные, раскрываются все новые факты в истории страны, появляются сведения о легендарных личностях казахского народа, а вместе с тем, увеличивается роль Казахстана на международной арене, один час на предмет «История Казахстана» - это хронически мало. Необходимо как минимум 3-4 часа обязательных, и это без учета факультативных часов. 

При увеличении количества часов на предмет появится возможность расширить аспекты воспитательной работы. Объявленные в стране программы нравственно-патриотического воспитания работают эпизодически, проводятся спускаемые «сверху» обязательные мероприятия, фотоотчеты и до следующего года все забыто, в то время как это должно происходить из урока в урок. В Программе обновлённого содержания образования вообще нет воспитательной цели, необходимо включение в темы уроков краеведческого компонента с экскурсиями, встречами с интересными людьми, экспедициями, как это было обязательным в предыдущей учебной Программе по истории Казахстана. 

Если говорить об учебниках, то учебник 10-11 класса по обновленной Программе излагается академическим, научным языком. В нем потерян принцип хронологии, а значит нарушен принцип преемственности, без чего невозможно комплексное изучение истории как таковой. Ни один учебник «Истории Казахстана» не прошел апробацию, а ведь это обязательная процедура. Книги поступают с типографии сразу на стол ученику. Получилось, так что дети не только испытали на себе обновленную Программу, но ещё и учебники. 

О подготовке педагогических кадров могу сказать, что молодых специалистов пугает не столько низкая заработная плата, объем документации и обязательств, сколько недостаток практики в школах. Как минимум с предпоследнего курса они должны знать тонкости предстоящей профессии, отрабатывая в школах педагогическую практику. 

Конечно, нашему обществу нужен технологический прорыв и специалисты высокого уровня, но для этого и нужны не только знание передовых технологий, но и истинные ценности. При той глобальной задаче всей системы образования РК – обучение и воспитание интеллектуального потенциала страны - это долгая и планомерная работа именно дисциплин гуманитарного цикла. 

Работа по изучению истории страны – это не только школьный курс по данному предмету или интересное изложение новой темы учителем. Патриотизм начинается с отношения ко всему, что окружает нас каждый день: семья, школа, интересные люди, посещение музеев, родные просторы.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?