Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Ресурсы Конституции не безграничны

865
Ресурсы Конституции не безграничны    - e-history.kz

Конституция Республики Казахстан, 25-летний юбилей который казахстанцы отметили в этом году, сыграла огромную роль в становлении и развитии нашего независимого государства. 

С ней связаны все успехи и достижения казахстанского общества и государства.

О потенциале Конституции Республики Казахстан рассказал порталу Qazaqstan Tarihy главный научный сотрудник Института истории государства, доктор политических наук Жапсарбай Ильясович КУАНЫШЕВ

 


25 лет – это большой срок. За четверть века в стране произошли большие изменения, выросло новое поколение граждан Казахстана.

Формирование молодого государства в начале 90-х годов прошлого века предполагало закладку основ государственности, реализацию новых идей, которые составили бы сущность модернизации.

Наряду с достижениями, к сожалению, не обошлось без ошибок и упущений. Отличительная особенность трансформации в Казахстане заключалась в том, что она происходила в условиях совпадения процесса модернизации со строительством государственности, характеризовавшейся полиэтничностью населения, сырьевой направленностью экономики, неразвитой системой коммуникации и так далее.

С одной стороны, трансформация определяла процесс модернизации в стране, а с другой позволила гиперболизировать одни проблемы в ущерб решения других, создавая видимость неопределенности одних вопросов, не замечать другие и отодвигать на дальнюю перспективу третьи.

Поэтому в ходе модернизационных процесс в Казахстане их результаты в большей мере носили характер разового акта, а не сформированной совокупности признаков, к которым стремится каждое государство. Недооценивались некоторые принципы модернизации, порой вовсе игнорировались, что негативно сказалось в целом, на проведении работы в реализации всех обязательных форм и фаз модернизации.

Экономическая и социальная трансформация воспринималась исполнителями больше как предстоящая работа, нежели как реальность. В этом смысле в общественном сознании признаки суверенного государства воспринимались как явное «забегание вперед» или как старая советская привычка «принимать желаемое за действительное». В результате было упущено время, посредством различных коррупционных схем отмывались огромные финансовые государственные средства, за счет которых, при их целевом использовании, можно было бы на высоком качественном уровне решить все вопросы по строительству дорог, школ, больниц, инновационного развития промышленности, а также проблемы коммунального хозяйства во всех крупных и малых городах, жилищного строительства, газификации страны, обеспечения населения чистой питьевой водой и так далее, не говоря уже о значительном продвижении в решении основных задач индустриализации и развития агропромышленного комплекса страны.

Тогда сами по себе были бы сняты с повестки дня многие актуальные проблемы населения и не было бы причин для возникновения социальной напряженности в обществе.

В этой связи возникает вполне резонный вопрос. Насколько нам удалось реализовать то, что было записано в Конституции: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы»?

Здесь однозначного ответа пока нет, и, наверное, не может быть. Тем более, в условиях короновирусной пандемии были обнажены все накопившиеся негативные факторы во всех сферах жизнедеятельности общества. Думается что теперь отсчет времени должен идти совершенно по-другому. Мир меняется, он теперь уже не будет прежним. Мы должны осознать, что возврата к прошлому нет, следовательно, и нам самим надо меняться. Теперь непозволительно на основе старых «плановых» методов заниматься демократизацией казахстанского общества до 2050 года, строительством правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его права и свободы.

Нам необходимо научиться оперативно реагировать на происходящие изменения в казахстанском обществе и в мире в целом, улавливать малейшие колебания развития общественных процессов, четко видеть основные тенденции, решать проблемы и добиваться конкретных результатов.

Поэтому, в данном контексте следует отчетливо понимать, что потенциал Конституции Республики Казахстан не безграничен. 

На наш взгляд, его лимит исчерпывается за счет вышеуказанных упущенных возможностей, а также происходящих в мире катаклизмов, ускорения динамики его развития, которые оказались неподвластными и неподконтрольными ни властям, ни государству. В результате бессилия своих правительств граждане по всему миру в одночасье оказались беззащитными, беспомощными и бесправными.

Поэтому, очень важно, чтобы наша Конституция была не торжественной Декларацией, а стала полноценно действующим Основным законом страны прямого действия.

Следует добиться того, чтобы система государственной власти акцентировала свое внимание на принятии реально работающих нормативно-правовых актов, учитывающих интересы граждан, чтобы у казахстанской властной элиты не преобладали личные интересы над государственными, а усилия государственного управления также были направлены на утверждение и установление в обществе социальной справедливости.

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?