Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Данабике Байкадамова и роман-эпопея «Путь Абая»

2173
Данабике Байкадамова и роман-эпопея «Путь Абая» - e-history.kz

В памяти народа имя Данабике Байкадамовой сохранилось благодаря стенографии великого произведения «Путь Абая». Между тем, для особо искушенного читателя она была не только первой казахской стенографисткой, но и умелым писателем, автором воспоминаний «Алма ағашы гүлдегенде» и «Мен білетін Әуезов», пролившей свет на неизвестные доселе факты жизни академика Мухтара Ауэзова. Портал Qazaqstan Tarihy предлагает вспомнить вклад Данабике Байкадамовой в историю создания романа-эпопеи

Данабике Байкадамовой судьбой было предначертано посвятить свое дело искусству, ведь она была потомком знаменитого рода Байкадамовых, воспитавших целую плеяду деятелей искусства, среди которых особняком стоят имена Бакытжана, Айсулу и Кунимжан Байкадамовых. Сама Данабике родилась 9 декабря 1913 года в поселке Торгай. Ее отец Байкадам Каралдин и мать Урзипа Каралдина были в числе образованннейших граждан своего времени, всю свою жизнь посвятивших служению своему народу. Исследователи жизни четы Каралдиных сообщают, что глава семейства предпринимал действенные попытки улучшить аграрную промышленность в Тургае, а мать Урзипа училась в закрытом пансионате для благородных девушек в Петербурге, прекрасно владела французской и русской речью.

Тот факт, что Данабике была первым ребенком четы Каралдиных, довольно часто ставят под сомнение. Дело в том, что Байкадам и Урзипа в разное время потеряли шестерых сыновей (все они погибли еще младенцами) и только седьмая Данабике дожила до почтенного возраста. Всего Урзипа родила восемнадцать детей.

Байкадам Каралдин активно занимался политикой, что подтверждает статья «О земледелии в Тургайском уезде», опубликованная в 1902 году в «Тургайской газете». В 1916 году он принимал активное участие в восстании Амангельды Иманова, за что местный генерал-губернатор Эверсман приговорил его к расстрелу. Расстрелять Каралдина не успели: вскоре сменилась власть, и он был освобожден. Его имя, наряду с именами Байтурсынова и Жангельдина, фигурирует в списке делегатов, прибывших в 1919 году в Москву на прием к Ленину. Б. Каралдин преданно работал на советскую власть. Но в 1928 году его арестовали и два года держали в тюрьмах Семипалатинска и Костаная, прежде чем вышел приказ о его расстреле.

В костанайской тюрьме он написал стихотворение, которое посвятил дочери Данабике:

 

«Қарағым, көзімнің нұры қалқам, Данаш,
Қоршады-ау, бақытсыздық болмай толас.
Қандыра мейірімді сүйем десем,
Жетпейді амалым не, жайған құлаш.
Ел талап, кісі өлтірген ұрлығым жоқ,
Қиянат жауыздықпен зорлығым жоқ,
Зарығып-ақ түрмеде папаң отыр,
Кінәсіз, әділетсіз қорлығы көп…»

 

Находясь под арестом в Семипалатинске, он написал другое стихотворение:

 

«…Бала егер ақылды боп туса бүгін,
Ақтайды ата күшін, ана сүтін.
Баладан осал мінез көре қалса,
Ішіне ата-ананың толар түтін.
Мамаңа болғын тіреу, жаным, Данаш,
Әр іске ақыл жұмсап, еппен жанас.
Мамаңды менен басқа тапсырарлық,
Кімім бар білетін өзің санас!»

 

В этих стихотворениях Байкадам Каралдин, прощаясь с жизнью, выражал свою любовь к дочери и надеялся, что она сможет стать опорой для матери и младших сестер и братьев. Данабике оправдала доверие отца и, несмотря на отчаянное положение семьи, сумела уберечь ее от голода и гонений.

До реабилитации отца в 1958 году семья прошла через все испытания того времени. После ареста и расстрела Байкадама в 1937 году по приказу ОГПУ был арестован и расстрелян супруг Данабике - Арыслан Кожахметов. Гонения продолжились и после этого. Об этом периоде жизни семьи искренне и подробно описала профессор Кунимжан Байкадамова в своей книге «Байқадамовтар әулеті», в которой особое место уделено Алиби Жангельдину, который не раз протягивал семье руку помощи. Но какие бы трудности не стояли на пути Байкадамовых, в их лице страна получила первую казахскую стенографистку и писателя Данабике, профессора Кунимжан, народного артиста и известного композитора Бакытжана и талантливую оперную певицу Айсулу Байкадамовых.

Вклад Данабике в наследие отца особенен, ведь ее имя среди прочих великих деятелей искусства увековечен в Казахской энциклопедии, а ее многочисленные стенографии докладов и лекций общественных деятелей и видных исторических деятелей часто находят отражение в литературных трудах того периода. Особенно выделяется ее стенография эпопеи Мухтара Ауэзова «Путь Абая», которая без преувеличения вошла в историю казахской литературы.

Известно, что Данабике Байкадамова начинала со стенографии лекций Мухтара Ауэзова в высших учебных заведениях в 1947 году. Вполне возможно, что Мухтару Омархановичу понравилась скорость девушки, то, как быстро и точно она поспевала за мыслью автора. Как бы то ни было, уже в сентябре следующего года он предложил ей стать стенографисткой своего романа. Она согласилась.

В своих воспоминаниях «Мен білетін Әуезов» Д. Байкадамова рассказывала, что стенографировать свои произведения Ауэзов начинал именно с эпопеи «Путь Абая»:

 

«Первые страницы эпопеи Мухтар Омарханович пересказывал наизусть и рассказывал в течение двух часов подряд. Тогда, не увидев в руках Ауэзова никаких бумаг, она спросила: «Аға, если у вас есть конспект – надо сверить с тем, что я уже написала». На это Мухтар Омарханович ответил: «Конспект в моей голове. «Абай» двадцать лет хранился у меня в голове и отпечатался в мозгу. Вам только нужно успевать печатать!». Потом он воодушевился, оделся и отправился в академию»

 

Первую книгу «Путь Абая» Мухтар Ауэзов окончил в августе 1949 года. В этот радостный момент Мухтар Ауэзов сказал: «Это общая для народа радость. Вы - первый ее свидетель. Я пожимаю руку Вам, очевидцу того, как долгие годы хранившийся в моей голове клад вышел на свет и кіндік ана этого бессмертного труда. Поздравляю!» и, пожав руку Данабике, по-отечески прикоснулся к ее лбу. Данабике Байкадамова стенографировала «Путь Абая» до самого конца, а потому долгие годы была в деловых, родственных и дружеских отношениях с великим писателем и его семьей. Свидетельством того уважения и дружбы считается письмо Мухтара Омархановича, отправленное им Д. Байкадамовой во время своего отдыха в Кисловодске:

 

«Қадірлі Данаш!

23-інде жазған хатыңыз келіп, қуанып қалдым. Сондайлық дос, жақын жүректен шыққан жылы леп сезгендеймін. Өзіңізді мен де аса жақын тілеулес бауырым, өзімдей көремін. Мені танып, бағалайтын жанның бірісің, оны біз әшейін де айтыспасақ та, осындай жырақта болған шақтарда ойламай, ескермей жүруге болмайды…»

 

Данабике считала это взаимоуважение и дружбу вечной. Мухтар Омарханович должен был отправиться на операцию в Москву. Его провожали родственники, знакомые и друзья. Совсем скоро из Москвы пришли плохие новости, а прибывший вслед за этим самолет встречали Кунаев, Сатпаев и Маргулан. По решению правительства, семья Мухтара Омархановича была выселена из своего дома, а Данабике, не выдержавшая издевательств над семьей, произнесла жоктау:


«Ау, халайық-ау, халайық,
Мұхтардай алып тұлғаны
Жоқтамай қайтіп қалайық!
Анайы қазақ әдетін
Бастады-ау деп қылма айып.
Қайғыға бөккен жүректі,
Көз жасымен жуайық.
Ұшынан болған пышақтың,
Ажалы болды ағаның,
Қайғырмай неғып тұрайық!..
Қазақ атын елінің,
Танытқан ерді әлемге,
Артында қалған ұрпағы
Жоқтамай қалай тұра алсын!..
Театр, ғылым, әдеби,
Өнер, білім, мәдени,
Іргесін өзі қаласқан.
Асыл сөздің иесін
Ел жұрты қалай сағынбас…
Су ішінде сүйрігін,
Ерен жорға жүйрігін,
Қара жердің астына
Қалайша жұрты қияды!?…»

 

Данабике Байкадамова покинула нас в 1993 году. До конца своей жизни Данабике занималась творчеством, преподавала в высших учебных заведениях. Самые яркие и самые печальные моменты жизни Д. Байкадамовой нашли отражение в нескольких томах ее воспоминаний. Кроме того, в наследство следующим поколениям она оставила и учебник по казахской стенографии, изданный в 1962 году небольшим тиражом 600 экземпляров.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?