Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Амир Хосров Дехлеви. Тюркский беженец, индийский поэт

1709
Амир Хосров Дехлеви. Тюркский беженец, индийский поэт - e-history.kz

Певец и индийский ученый Абу ль-Хасан Ямин ад-Дин Хосров, более известный как Амир Хосров Дехлеви, был ярким представителем интеллектуальной элиты Индийского полуострова XIII века. Будучи духовным учеником Низамуддина Аулия, он писал стихотворные летописи королевского двора, еще при жизни став Tuti-e-Hind («голосом Индии») и «отцом литературы урду». Но мало кто знает, что Амир Хосров Дехлеви происходил из тюркской семьи. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет о тюркском поэте, внесшем значительный вклад в культурное становление Индии

Амир Хосров Дехлеви появился на свет в середине XIII века в местечке Патияли (ныне округ Канширамнагар штата Уттар-Прадеш, Индия), в то время входивший в состав Делийского Султаната, в семье тюрка и мусульманина-суннита Амир Саиф уд-Дин Махмуда и матери-индуски.

Отдельно стоит рассказать о том, что сподвигло тюркскую семью отправиться в Индию.

Дело в том, что его отец Амир Саиф уд-Дин Махмуд происходил из племени Лашын из Мавереннахра, которое, по некоторым данным, принадлежало к каракитайской группе тюркских племен. Он вырос в маленьком городке Кеш, в окрестностях Самарканда, на территории современного Узбекистана. В юности Амир Саиф уд-Дин Махмуд был свидетелем разорения региона войсками Чингисхана во время его походов в Центральную Азию. Его семья бежала от ужасов войны в соседнюю Индию, которая на тот момент была одним из основных маршрутов беженцев. Семья Амир Саиф уд-Дина покинула Кеш и отправилась в относительно безопасный Балх (ныне северный Афганистан). Отсюда они снарядили послов к султану Дели в надежде найти там кров. Они знали, что делийский султан Шамс ад-Дин Илтутмиш происходил от тюрков, вырос и попал в Дели при схожих обстоятельствах. Именно поэтому семья и группа других беженцев обратилась к нему. Прошение Амир Саиф уд-Дина было удовлетворено, и семья отправилась в Султанат. Илтутмиш повел себя благородно: радушно принял беженцев и предоставил высокие чины и земельные владения. В 1230 году Амир Саиф уд-Дин в награду за свою службу получил вотчину в округе Патияли.

Амир Саиф уд-Дин женился на Биби Даулатназ, дочери индийского аристократа и военного министра в правительстве султана Гийас ад-Дин Балбана Рават Арза. Они стали родителями трех сыновей и дочери.

Когда маленькому Хосрову исполнилось восемь лет, умер его отец. Это произошло в 1260 году. После смерти мужа мать Хосрова Биби Даулатназ вместе с детьми вернулась в дом своего отца в Дели. Так, Хосров получил воспитание в доме деда по материнской линии Равата Арза, который и приобщил внука к жизни индийского общества. Однако ребенок не забывал своих корней и параллельно со знакомством с культурой и традициями Индии постигал основы ислама, учил языки. Это оказало значительное влияние на его мировоззрение. На страницах своих стихотворений он раз за разом повторял, что является индийским тюрком («Turk-e-Hindustani»).

Хосров рос сообразительным и рассудительным ребенком. Свои первые стихи он написал в возрасте девяти лет. В 1271 году был составлен первый сборник стихотворений Tuhfat us-Sighr («Дар детства»). В 1273 году на сто тринадцатом году жизни скончался его дед Рават Арза.

В том же году двадцатилетний Хосров вступил в армию Малика Чаджу, племянника правящего султана Гийас ад-Дин Балбана Малика Чаджу. Это в значительной части привлекло внимание высшей знати к поэзии юноши. Как-то одно из выступлений Хосрова посетил младший сын Балбана Бугра-хан. Под впечатлением от увиденного и услышанного, он объявил себя покровителем поэта. В 1277 году, спустя год после знакомства с Хосровом, Бугра-хан отправился в Бенгалию наместником. С собой он забрал и Хосрова. Именно в Бенгалии увидел свет второй диван (собрание стихов) поэта «Васт уль-Хайатт» («Середина жизни»). По завершению дивана Хосров отправился в Дели, где познакомился со старшим братом Бугра-хана Мухаммад-ханом. Он тоже был большим поклонником поэзии Хосрова. Благодаря его покровительству Хосров стал частым гостем при дворе и даже сопровождал Мухаммад-хана в его пути в Мултан, бывшим в те далекие времена воротами в Индию.

Весной 1285 года монгольские войска вошли на территорию султаната. Вышедший навстречу врагу Мухаммад-хан был убит. Этот бой был увековечен Хосровом в двух скорбных элегиях. Два года спустя Хосров отправился в Ауд. В 1287 году скончался султан Балбан. Престол, в нарушение всех правил престолонаследия, занял не единственный оставшийся в живых сын Балбана Бугра-хан, а его семнадцатилетний внук Муизз ад-Дин Кай-Кубад. В политических кругах Дели это вызвало резкие противоречия. Как бы то ни было, в течение следующих двух лет Хосров служил внуку царя. В 1288 году Хосров окончил работу над своим первым маснави «Qiran us-Sa'dain» («Встреча двух благих звезд»), повествующем о встрече Бугра-хана со своим сыном Кай-Кубадом и их примирении. Но Кай-Кубад правил недолго: после перенесенного инсульта трон был доверен трехлетнему сыну правителя, а после его захватил Джалал-уд-Дин Фируз Хильджи, положивший конец мамлюкской династии Делийского султаната.

Джалал-уд-Дин Фируз Хильджи высоко ценил культуру стихосложения и приглашал к себе многих именитых поэтов. Хосров также пользовался благосклонностью, почетом и уважением при дворе и даже получил титул «Амир». Такое положение обязывало Хосрова уделять больше внимания написанию литературных произведений.

За время правления нового султана в 1290 году Хосров успел опубликовать свой второй маснави «Miftah ul-Futuh» (1290) в честь побед Джалал-уд-Дина Фируза и третий диван «Ghurrat ul-Kamaal» (1296).

В 1296 году Джалал-уд-Дин Фируз умер. На делийский трон взошел Ала ад-Дин аль-Хильджи. Хосров написал маснави «Сокровища Победы», посвященный пришествию на престол нового правителя, а после, в 1298 году, сочинил пять маснавов («Matla ul-Anwar», Khusrau-Shirin, Laila-Majnun, Aina-e-Sikandari и «Hasht-Bihisht»). В этой работе Хосров, по мнению исследователей, подражал более раннему поэту Низами Гянджеви. Все эти произведения сделали Хосрова ведущим светилом в мире поэзии. Ала ад-Дин уль-Хильджи, как и предыдущие правители, ценил Хосрова за его талант, щедро вознаградив его за проделанную работу.

В 1310 году Хосров был принят членом тариката Чиштия, одним из почитаемых шейхов которого считается Низамуддин Аулия. В 1315 году Хосров окончил работу над маснави «Duval Rani – Khizr Khan», повествующий о судьбе брака девушки вагелинской династии Дувал Рани с отпрыском султана Хизр-Ханом. В 1316 году наследным царем стал Кутб уд-Дин Мубарак Шах Халджи. В честь нового царя Хосров сочинил маснави «Nuh Sipihr». Интересно, что маснави был разделен на девять глав, каждая из которых именуется «небом». Султану также была посвящена книга «Ijaz-e-Khusravi» («Чудеса Хосрова»). В 1319 году он написал маснави в прозе «Afzal ul-Fawaid» («Величайшее из благословений»), в основу которого вошло учение тариката Чиштия.

В 1320 году власть Кутб уд-Дин Мубарак Шах Халджи была свергнута узурпатором Насир уд-Дин Хосров-шахом, представителем той же династии Халджи. Но власть последнего не продержалась долго. Хосров-шах в том же году был схвачен, заключен под арест и позже обезглавлен по приказу Гийат ад-Дин Туглака, первого царя династии Туглаков. В 1321 году Хосров начал писать маснави-летопись «Tughlaq Nama» («Книга Туглаков») о правлении Гийатт ад-Дина.

Хосров скончался осенью 1325 года, спустя полгода после кончины Низамуддина Аулии. Гробница Хосрова находится рядом с могилой его духовного учителя в Мавзолее Низамуддина в Дели.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?