Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Экономика Казахстана в новых геополитических условиях

1045
Экономика Казахстана в новых геополитических условиях - e-history.kz

 

В современных условиях меняющегося мира, нарастания глобализации и усиления конкуренции на мировых рынках выдвигается проблема поиска новых моделей социально-экономического развития, диверсификации источников и факторов экономического роста. В связи с этим в сложившихся новых геополитических условиях и усиления кризисных явлений в мировой экономической системе, по мнению ряда известных отечественных ученых, для Казахстана необходим не просто экономический рост в его количественном выражении, а изменение его качества, проявляющегося в инновационном характере развития, обеспечивающем конкурентоспособность национальных производителей как на внутреннем, так и на мировом рынках

https://express-k.kz/upload/iblock/666/666d42d25bd931719149db8cd426cf99.jpg

Данное положение более конкретно было раскрыто в свое время в Послании Елбасы Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», в котором он особо подчеркивал: «В условиях роста конкуренции и отсутствия стабильности в мире возрастает актуальность предложенной мной народу в 2012 году «Стратегии-2050». Мы сумели своевременно предвидеть предстоящие сложности. Ситуация в мире динамично меняется. Это новая глобальная реальность, и мы должны ее принять. Благодаря экономической политике «Нұрлы Жол» и Плану нации «100 конкретных шагов» мы достойно проходим первоначальный этап сложной глобальной трансформации». Для достижения этой цели Н.А.Назарбаевым была поставлена задача обеспечить реализацию Третьей модернизации Казахстана, создать новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны. 

Конкретная реализация третьей программы индустриализации началась с 2020 года уже под руководством нынешнего Главы государства К-Ж.Токаева. Выступая на расширенном заседании Правительства РК в июле 2019 года, он указал на необходимость продолжения индустриализации страны, напомнив, что за годы реализации соответствующей госпрограммы было введено в строй 1250 новых предприятий, создано более 120 тыс. рабочих мест. Программа позволила открыть новые производства, которых ранее в Казахстане просто не было. 

– Однако на самом деле ситуация выглядит не столь радужной, – обратил внимание Касым-Жомарт Токаев. – Внешняя и внутренняя конкурентоспособность казахстанских отраслей остается невысокой. В глобальном индексе экономической сложности 2017 года Казахстан занимал только 81-е место из 133 стран. Поэтому важно не только увеличивать объемы, но и усложнять корзину производимых и экспортируемых товаров. Кроме того, не меняется структура отечественного экспорта. Более 70% составляет продукция добывающей промышленности. При этом только 14% экспорта обрабатывающей промышленности – 2,2 миллиарда долларов из 15,7 миллиарда долларов – относятся к товарам высокого передела.

- К 2025 году перед правительством стоит задача довести количество крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности, внедривших цифровые технологии, до 200. Это сложная задача, но, полагаю, она правительству и всем исполнительным органам будет по плечу. В результате должен быть обеспечен переход с текущего уровня технологического развития к уровню, так называемого, умного производства. То есть полной автоматизации и роботизации, - отметил Токаев. Следовательно, реализация третьей пятилетки индустриализации должна учитывать промахи предыдущих пятилеток, создать конкурентную обрабатывающую промышленность и решить следующие задачи: увеличить экспорт обработанной продукции, технологически усложнить выпускаемую продукцию, создать качественные рабочие места, - подчеркнул Президент. 

Усилиями Главы государства К.-Ж. Токаева ныне успешно продолжается выполнение Плана нации «100 конкретных шагов», который призван обеспечить темпы роста экономики выше среднемировых и устойчивое продвижение республики в число 30 передовых стран. В результате сейчас у нас положено начало развитию таких перспективных отраслей, как 3D-принтинг, онлайн-торговля, мобильный банкинг, цифровые сервисы, в том числе в здравоохранении и образовании, и другие. Правительством также разработана и осуществляется отдельная Государственная программа «Цифровой Казахстан».

Параллельно с созданием новых индустрий руководством страны поставлена задача продолжить развитие традиционных базовых отраслей, как основных драйверов роста экономики Казахстана. Это промышленность, АПК, транспорт и логистика, строительный сектор и другие. Правительству поручено совместно с бизнесом разработать комплекс мер технологического перевооружения базовых отраслей до 2025 года.

Таким образом, ключевая цель Модернизации 3.0 состоит в переходе страны к новой модели роста. Качественный подъем экономики предполагается осуществить за счет решения пяти приоритетных задач. Это развитие цифровой индустрии, технологическое перевооружение традиционных базовых отраслей, продолжение индустриальной политики страны с упором на экспортоориентированные производства, сохранение стратегического значения добывающих секторов и вывод АПК в число драйверов роста экономики.

По мнению Елбасы, горно-металлургический и нефтегазовый комплексы страны и впредь должны сохранить свое стратегическое значение для устойчивости экономического роста. В условиях замедления мирового спроса на минеральное сырье нужно выходить нам новые рынки и расширять географию поставок. При этом большое внимание должно быть уделено расширению минерально-сырьевой базы. Необходимо активное проведение геологоразведки. Дальнейшее развитие этих отраслей должно быть жестко увязано с углублением комплексной переработки сырья.

Вместе с тем, как показывает мировой опыт, в период нарастания кризисных явлений более устойчивой к ним остается обрабатывающая промышленность. И в Казахстане эта отрасль, в отличие от добывающего и иных секторов промышленности, в последние годы по индексу физического объема находится в плюсовой зоне.

Смоделированные Казахстанским институтом развития индустрии прогнозы показывают, что при последовательном продолжении индустриализации к 2025 году доля обработанных товаров в структуре экспорта может вырасти вдвое и достичь порядка 48%. Еще около 3-4% может прийтись на сельхозпродукцию (при условии проведения реформ, направленных на интенсификацию сельского хозяйства). Суммарно это позволит формировать за счет ненефтяного сектора более половины валютной выручки. 

Устойчивому росту экономики республики за годы независимости в известной мере способствовало введение кластерных проектов как отраслевых драйверов. В ходе внедрения кластеров в 2000-х годах был открыт ряд совместных предприятий. В частности, в Караганде было основано совместное французско-российско-казахстанское предприятие «AlіаnPaint» по изготовлению красильных материалов. В Уральске вступила в строй новая газовая турбина. В Таразе «Консалтинговая инвестиционная компания Центральной Азии» выкупила производство ферросплавов. В Семее открылось предприятие но сбору тракторов при участии Казахстана, России, Беларуси и Узбекистана, а также предприятие по производству трикотажа на экспорт. В Актау начал работу завод геосинтетических материалов «Полихим». В Шымкенте развивалось крупное фармацевтическое производство («Химфарм»). В 2009 году в Астане (ныне Нур-Султане) открылся завод по сборке локомотивов.

В последние годы началась реализация кластерных проектов в металлургии. Новым стали освоение и выпуск первичного алюминия на Павлодарском алюминие­вом заводе (ПАЗ), а также титановых сплавов на Усть-Каменогорском титано-магниевом комбинате (УТМК), расширение ассортимента на металлургических заводах. Выпуск первичного алюминия на ПАЗе с 12 тыс. тонн в 2007 г. вырос до 219 тыс. тонн в 2015 г., в 2016 г. достигнуто увеличение до 232 тыс. тонн. По этому показателю Казахстан занял 26-е место в мире. Более 90% алюминиевой продукции направляется на экспорт в Россию, Турцию, Китай, Беларусь, Узбекистан и Украину. 

По мнению Первого Президента РК - Елбасы, новым драйвером экономики должен стать аграрный сектор. «Агропромышленный комплекс Казахстана, как указывает Н.А. Назарбаев, имеет перспективное будущее. По многим позициям мы можем быть одними из крупнейших в мире производителей аграрной экспортной продукции. Особенно по производству экологически чистых продуктов питания. Бренд made in Kazakhstan должен стать эталоном такой продукции. Вместе с тем мы должны стать так называемой «хлебной корзиной» по производству зерна на всем евразийском континенте. Нам необходимо обеспечить переход от сырьевого производства к выпуску качественной, переработанной продукции. Только тогда мы сможем конкурировать на международных рынках».

В то же время по мнению Главы государства К.-Ж. Токаева для достижения ключевой цели, определенной Елбасы Н.А. Назарбаевым, увеличения производительности труда в сельском хозяйстве и объемов экспорта в 2,5 раза, требуется скорейшее решение ряда проблем.

– Не секрет, что отрасль остается слабо привлекательной для инвесторов. В сельское хозяйство привлечен только 1% от общего объема прямых иностранных инвестиций и 3,2% от объема инвестиций в основной капитал. Это очень тревожные показатели. Все международные финансовые институты в один голос говорят, что у нас огромный потенциал в сельском хозяйстве. А воз и ныне там. Значит мы плохие управленцы, другого вывода здесь нет, – указывает Касым-Жомарт Токаев. – Нам необходимо в ближайшую пятилетку осуществить реальный прорыв в сельском хозяйстве. Следует определить главные направления развития и четкую схему действий.

В связи с этим Президент поставил задачу наладить эффективную работу по привлечению инвестиций в АПК, без чего невозможно придать должный импульс его развитию. Правительству и Kazakh Invest поручено в ближайшие три года привлечь в Казахстан крупные, известные корпорации в этой сфере – и чем больше, тем лучше.

https://kazpravda.kz/images/w715/uploads/publication2/171/69/171695-preview-image.jpg

– Мы должны уметь конкурировать и создавать отличные коммерческие и фискальные условия, которые не будут меняться в зависимости от смены руководства отрасли или региона. Это, кстати, очень важный вопрос. Меняется руководство и заявляет инвесторам – обо всем, что было раньше, забудьте – пришел я, и все будет по-другому. Ну о какой последовательности, преемственности можно говорить в этой важнейшей сфере? Аграрии справедливо жалуются на частые изменения условий господдержки. Эта непоследовательность мешает принимать правильные инвестиционные решения, снижает привлекательность и прибыльность агробизнеса, порождает неуверенность предпринимателей. Правительству необходимо выработать четкие кратко- и среднесрочные приоритеты сельскохозяйственной политики, на их базе стабилизировать инструменты поддержки, иначе они не будут работать, – сказал Глава государства.

Касым-Жомарт Токаев при этом отметил, что экспорт продукции АПК имеет огромный потенциал. Неудивительно, что из 500 млрд тенге, запланированных на поддержку экспорта, 100 млрд тенге предусмотрено на сельскохозяйственный. На данный момент, по словам Президента, более 60% экспорта продукции АПК – это сырье. Поднял Глава государства и еще один актуальный вопрос, касающийся эффективного использования земли. Он поручил Правительству провести аудит всех сельхозземель и оцифровку информационной системы земельного кадастра. Эта работа должна быть завершена до конца 2020 года.

Для своевременного решения вопросов агропромышленного сектора Правительством осуществляется комплекс мер, направленных на рост объемов продукции АПК. При этом увеличивается финансирование, формируются эффективные механизмы господдержки. В основу новой Государственной программы развития АПК до 2021 года заложены такие ключевые цели, как повышение эффективности животноводства и растениеводства на 58% и 40% соответственно, развитие масштабной кооперации с вовлечением в эту сферу порядка 670 тыс. мелких сельхозпроизводителей.

За годы независимости, расформировав совхозы и колхозы, мы в массовом порядке перешли на модель фермерских (крестьянских) хозяйств. Но оказалось, что она не жизнеспособна на наших степных просторах, где самая низкая плотность населения и где в связи с этим нет густой сети дорог, связи, объектов энергоснабжения, школ и больниц. Это создавало серьезные житейские проблемы. Сейчас приходит понимание того, что в казахстанском сельском хозяйстве надо вернуться к кооперативной форме хозяйствования. По инициативе Елбасы Н.А. Назарбаева 29 октября 2015 года был принят закон «О сельскохозяйственных кооперативах». Кооперативы начали создаваться, но очень медленными темпами. Но впереди есть все возможности устранить эти и другие недостатки.

По мнению руководства Министерства сельского хозяйства, в целом сейчас наблюдается неплохая динамика в сфере создания кооперативов. Однако, судя по тому, что производительность труда в этой отрасли все еще оставляет желать лучшего, действующих мер явно недостаточно для выхода АПК на уровень экономической устойчивости и эффективности. На повестке дня остро стоят вопросы импортозамещения сельхозпродукции, роста цен на продовольственные товары при неизменности их номенклатуры в структуре экспорта. 

Среди основных драйверов роста экономики Казахстана важное место отводится развитию транспортной инфраструктуры на основе реализации Государственной программы «Нұрлы жол». 

Старт масштабному и динамичному процессу реализации инфраструктурных проектов в транзитно-транспортной сфере республики при тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с китайскими, российскими и другими партнерами стран ОЭСР и Центральной Азии, был задан Елбасы Н.А. Назарбаевым в 2015 году. В своем Послании народу «Нұрлы жол – путь в будущее» Первый Президент выступил тогда с четким планом развития Казахстана в период замедления роста глобальной экономики. 

Реализация программы вот уже несколько лет подряд оказывает положительный эффект на темпы роста экономики, который выражается не только в стабильном притоке налоговых поступлений в бюджет от компаний-участников, обеспечении занятости или повышении местного содержания, но и в синергии, передаваемой другим секторам: строительной отрасли, сфере услуг, торговле и коммуникациям. Напомним, что только в период с 2015 по 2020 год в рамках программы «Нұрлы жол» построено и реконструировано более 6,7 тыс. км автодорог. Для создания эффективной межрегиональной сети трасс, связывающих столицу Нур-Султан с регионами по «лучевому» принципу, в 2015–2016 годах было освоено 329,3 млрд. тенге, из которых в 2015 году – 178 млрд. тенге, в 2016 году – 151,3 млрд тенге. 

Всего за годы независимости построено и реконструировано свыше 10 тыс. км. автодорог. В ближайшие годы дополнительно к этому будет модернизирована сеть автомобильных дорог протяженностью более 8000 км. Полностью завершено строительство казахстанского участка Трансконтинентальной магистрали «Западная Европа - Западный Китай» протяженностью 2800 км. Построено более 2,5 тыс. км новых железных дорог. Комплексно модернизирована инфраструктура морского порта Актау, построен новый морской паромный порт Курык. Общая пропускная способность морских портов на Каспии увеличена до 26 млн. тонн. Ежегодно вводятся в эксплуатацию новые аэропорты и железнодорожные вокзалы.

В реализации дорожных проектов «Нұрлы жол» в общей сложнос­ти задействованы более 75 тыс. человек из числа казахстанцев, направляемых региональными центрами занятости. При этом доля строительных материалов отечественных производителей, использованных при строительстве, составляет свыше 90%, что является еще одним фактором положительного эффекта программы. 

Таким образом, с первых дней своего суверенитета Казахстан последовательно внедряя в жизнь приоритетные направления экономики – основные драйверы ее устойчивого роста, сумел реализовать далеко идущие цели, позволяющие стране подняться на новые горизонты успеха.

По мнению академика Кенжегали Сагадиева, несмотря на все трудности и преграды, у Казахстана за первые годы суверенного развития есть весомые успехи. С первых дней независимости во всех важных отраслях начались глубокие реформы. Уже в первое десятилетие этого периода была сформирована современная система управления государством, определены его внутренняя и внешняя политика, система социальной защиты населения, осуществлен переход на рельсы рыночной экономики. 

По важности и содержанию, по глубине и качеству перемен они кардинально обновили облик нашего общества, сложившегося в прошлые времена. В мировом сообществе государств, как страна демократического развития и рыночной экономики, Казахстан занял свое достойное место.

За годы независимости наша экономика выросла в 20 раз. В 2012 году Казахстан вошел в число 50-ти самых конкурентоспособных экономик мира. В стране создан сильный национальный бизнес. В рейтинге Всемирного Банка «Doing Business» Казахстан занимает 35-е место. Сегодня 1,3 млн. предпринимательских структур производит ¼ всего национального богатства. Только за последние десять лет, в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития построено более одной тысячи новых производств, среди которых производство автомобилей, локомотивов, вагонов, вертолетов и многого другого. Освоен выпуск 500 новых видов продукции, которые в нашей стране никогда ранее не производились.

За годы независимости инновационная активность индустрии выросла в 2 раза. Вырос экспортный потенциал. По технологическому уровню производства наша страна поднялась с 82-го на 56-е место в мире, по инновационному потенциалу – со 101-го на 59-е место. А по экспортному потенциалу Казахстан сейчас занимает 43-е место в мировом рейтинге. Эти показатели свидетельствуют о серьезных подвижках в индустриальном развитии страны, и, что необходимо подчеркнуть, они создают предпосылки для еще более ускоренного развития в будущем.

Настроение любого народа зависит от уровня жизни. А уровень жизни – от состояния экономики, ее эффективности. Вот уже четверть века, как мы в этой сфере начали и продолжаем проводить реформы. В настоящее время в нашей экономике порядка 90% – это объекты частной собственности. Со 170 государствами мира РК имеет экономические связи. Казахстан 30 ноября 2015 года принят в члены Всемирной торговой организации, активно сотрудничает со всеми международными организациями, занимающимися вопросами экономики, а также со 164 государствами-членами ВТО. На предприятиях и в компаниях внедрена корпоративная система управления. Есть ведомство, регулирующее деятельность монопольных структур.

За 28 лет своей независимости Казахстан состоялся как политически стабильное государство с динамично развивающейся экономикой, имеющее уникальный опыт достижения успеха. В нашей стране произошли колоссальные преобразования в экономической, политической и социальной сферах. В ходе масштабных структурных реформ в стране созданы совершенно новые высокотехнологичные отрасли – драйверы роста: нефтехимическая, автомобильная промышленность, железнодорожное машиностроение, IT-технологии, производство космических спутников и др.

Несмотря на трудности нынешнего года, связанные с наступлением пандемии коронавируса, 2020 год по итогам первого квартала темпы развития базовых отраслей экономики РК остались положительными. Так, в сфере строительства отмечается прирост производства на 11,7%, по услугам связи – на 10,5%, в промышленности – на 5,8%, сельском хозяйстве – на 2,5%. Темпы роста промышленности остаются на уровне 5,8%. Положительные тренды отмечаются в 15 регионах страны. При этом наибольшая динамика промышленного производства отмечается в Костанайской (на 19,8%) и Акмолинской (на 11,9%) областях. Не снижаются темпы и в обрабатывающем секторе, где объемы выросли на 8,8%. За период с января по март 2020 года рост ВВП республики составил 2,7%. Инвестиции в основной капитал выросли на 5,1%. Годовая инфляция сложилась на уровне 6,4%.

По существу, Казахстан сейчас вступает в новый этап своего развития. Этап формирования основ экономики будущего, использования новых технологий, идей и подходов, инновационного развития и роста конкурентоспособности, модернизации и диверсификации производства. Движение в этом направлении будет тем успешнее, чем полнее будут учтены мировые тенденции социально-экономического прогресса.

(Статья подготовлена в соответствии с Планом ФИП Института истории государства на 2018-2020 гг.)

 

Т.М. АМИНОВ,

старший научный сотрудник Института истории государства Комитета науки МОН РК,

кандидат исторических наук, ассоциированный профессор

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?