23 июня казахстанская полиция отмечает очередную годовщину со Дня своего образования. Этот праздник – дань уважения профессионализму и мужеству сотрудников органов внутренних дел, лучшим традициям служения своей Родине и народу, которые закладывались многими поколениями защитников правопорядка. История становления казахстанской полиции тесно связана с историей развития нашей страны. С первых дней Независимости органы правопорядка успешно выполняют поставленные руководством страны задачи по обеспечению стабильности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
Будучи в разные годы руководителем районного и областного звеньев, Акимом области, руководителем центральных государственных органов мне часто приходилось сталкиваться с работой правоохранительных органов. Этот бесценный практический опыт и знания мне очень пригодились, когда в 2003 году Указом Президента РК Н.А. Назарбаева я был назначен Первым гражданским Министром внутренних дел. Это было огромное доверие со стороны Главы государства и в свою очередь требовало большой ответственности, самоотдачи и реальных результатов.
Была поставлена четкая задача провести кардинальную реформу в МВД, усилить доверие населения к этой важной государственной структуре.
За два года при непосредственной поддержке Нурсултана Абишевича была проведена колоссальная работа по реформе казахстанской полиции, положительное влияние которой чувствуется до сих пор. Не секрет, что многие нововведения тех лет в МВД Казахстана, активно внедряют при реформировании правоохранительной системы некоторые страны СНГ.
На одном из первых совещаний я дал установку на полную регистрацию заявлений граждан. Согласно существовавшей практике в МВД был жесткий спрос за процент раскрываемости, поэтому полицейские логически регистрировали не все совершаемые преступления. Когда пострадавшие обращались с заявлениями, полицейский делал все возможное, чтобы не допустить их регистрации. Представьте, у вас украли корову, вы приходите с заявлением в полицию с надеждой на то, что вор будет найден, а имущество возвращено. Вам же отказывают в регистрации и еще упрекают за то, что нужно было лучше следить за своей коровой. О каком уважении и доверии к полиции может быть речь после подобного отказа?
Другой вариант, когда ваше заявление зарегистрировали и предприняли все меры к раскрытию преступления. Даже если его не раскрыли, у вас это не вызовет такой агрессии, как в первом случае. Такое усиление учетно-регистрационной дисциплины, а в течение года мы увеличили регистрацию на 27%, у всех оно вызвало негативный шок. А по сути, полиция стала на 27 процентов честнее перед своим народом!
При этом был жесткий контроль за раскрываемостью тяжких и особо тяжких преступлений. Уровень их раскрываемости был на уровне 80%. Также в МВД были утверждены и действовали три специальные программы по противодействию кражам квартир, скота, сотовых телефонов. Эти преступления составляли более половины всех регистрируемых преступлений.
Серьезные реформы были проведены в службе участковых инспекторов полиции. Это главное звено полиции, которое работает непосредственно с населением. Общественное мнение о полиции в основном формируют именно они. Был реально поднят статус этой службы. Мы определили по стране 5500 участков с оптимальной нагрузкой на участкового инспектора. Ввели дополнительно 3500 должностей помощников участковых, чтобы они работали в спарке. За счет бюджета МВД им всем подняли заработную плату в 3 раза. Далее мы внесли изменения в Указ Президента по единой системе оплаты труда, тем самым узаконив достаточно высокую зарплату участковых инспекторов.
Кроме того участковые инспектора полиции получили автотранспорт, началось обеспечение их квартирами с условием дальнейшей передачи в собственность после 10-летней их добросовестной службы. Была внедрена практика отчета участковых перед населением. Эти меры позволили снизить текучесть кадров в этой службе, повысить их роль в системе МВД.
Активно начал развиваться институт консьержей. Они были хорошим подспорьем в работе участковых. Часть их работала добровольно, а другая часть получала зарплату из фонда общественных работ. Консьержи имели удостоверения и их выбирали на общих собраниях жителей.
Огромная работа была проведена по материально-техническому и социальному обеспечению органов внутренних дел.
В рамках реформ, в пилотном режиме стали создаваться базовые образцовые районные отделы внутренних дел. Этот проект предполагал хороший ремонт, полную комплектацию рабочих мест, обеспечение достаточным автотранспортом, жильем и компьютерами. Первый образцовый базовый район был создан на базе Мактаральского РОВД Южно-Казахстанской области. Только за один 2004 год по стране было создано около 40 образцовых РОВД. В них реально рядовые сотрудники полиции получили достойные условия для работы. Базовые органы стали примером и высоким стандартом для других подразделений.
Продолжалась работа по повсеместному внедрению центров оперативного управления, оснащенных по последнему слову техники. Впервые в Казахстане были внедрены системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Зная о слабом материально-техническом оснащении спецподразделения «Сункар», я настоятельно попросил Премьер-Министра страны Д.К. Ахметова ознакомиться с работой данного подразделения. Итог этого визита был настолько плодотворным, что это спецподразделение получило новое здание с соответствующим полным техническим оснащением, общежитие и квартиры. Бойцам подразделения была в 3-4 раза повышена заработная плата. Материально-техническое и финансовое укрепление спецподразделений МВД было очень своевременным и нужным шагом, ведь именно они первыми противостоят террористам и особо опасным преступникам.
В сжатые сроки во всех ДВД областных центров на уровне мировых стандартов была внедрена система оказания услуг населению по принципу одного окна.
В ходе проводимых реформ большое внимание уделялось кадровому обеспечению и вопросам мотивации сотрудников к добросовестному труду.
Была проведена аттестация руководящего состава сотрудников ОВД. Нам нужно было в короткие сроки узнать реальный потенциал руководителей областного и районного звеньев, разъяснить им суть проводимых в системе МВД реформ. Согласно графика, каждую субботу мы приглашали в МВД по десять руководителей, в воскресенье они сдавали нормативы по физической подготовке и стрельбе, в понедельник в Агентстве по делам государственной службы проходили тестирование на знание законов. Для прохождения аттестации была специально создана комиссия в состав которой вошли заместители министра МВД, авторитетные руководители подразделений органов внутренних дел и Совета ветеранов. По результатам аттестации лучшие включались в резерв кадров, а не прошедшим аттестацию давали полгода на устранение недостатков. По итогам в понедельник вечером я проводил с ними полуторачасовую беседу.
Через такую процедуру прошли более 300 руководителей. Руководителей служб, показавших во время аттестации высокие результаты, мы включали в резерв на выдвижение, части из них присуждали внеочередные звания, а часть повышали в должностях. Пятерых из них направили на обучение в Москву в Академию управления МВД Российской Федерации. Они с успехом окончили ВУЗ и сегодня работают на высоких должностях.
По договоренности с тогдашним Министром внутренних дел РФ Рашидом Гумаровичем Нургалиевым, мы провели жесткий конкурсный отбор из числа первокурсников учебных заведений системы МВД Казахстана и направили 75 слушателей в Московский Университет МВД России, Волгоградскую следственную школу, Омскую Высшую школу МВД.
Позже, работая Чрезвычайным и Полномочным Послом Казахстана в России, я принял участие в торжественной церемонии вручения дипломов выпускникам Московского Университета МВД РФ. В том году из 600 с лишним выпускников этого учебного заведения, включая ее филиалы, на «отлично» окончили всего 20 выпускников, и 11 из них были наши казахстанцы. Чувство гордости за наших талантливых ребят переполняло меня. Представьте, 11 слушателей из 20 направленных нами на учебу в Московский Университет МВД РФ окончили с отличием. По оценке кураторов Академии казахстанская группа была самая лучшая. Думаю, что это результат проведенного тщательного и объективного отбора слушателей.
Также мы впервые на конкурсной основе провели отбор кадров для дорожной полиции. Были определены конкретные квалификационные требования и строгий порядок назначения на имеющиеся вакантные должности.
На основе функционального анализа и факторно-балльной оценки работы сотрудников полиции была проведена большая работа по повышению мотивации к работе сотрудников ОВД. В результате проведенной работы по оптимизации штатной численности аппарата, сокращению хозяйственных расходов, стало возможным премировать отличившихся сотрудников полиции. Часто премии составляли 2-3 оклада. Как показала практика, правильная мотивация дисциплинирует сотрудников, повышает эффективность их труда.
Впервые с советских времен было заменено форменное обмундирование сотрудников органов внутренних дел. Для военного человека форма является особым атрибутом, с которого начинается гордость за свою профессию. Создание новой форменной одежды заняло много времени и сил. К этой работе были привлечены известные модельеры Казахстана, еженедельно обсуждали детали форменной одежды с привлечением самих полицейских, которым предстояло ее носить. В результате такой работы форма казахстанского полицейского стала современной, удобной, учитывала климатические особенности регионов.
Считаю, что эти два года в истории МВД были достаточно интересные и насыщенные. Любые реформы всегда продвигаются сложно, часто осмысление приходит с годами. Сейчас, почти через пятнадцать лет осознаешь, что те первые шаги реформы органов внутренних дел стратегически были в правильном направлении и достаточно эффективные. И это заслуга всех сотрудников МВД того времени. Многие начатые тогда дела по совершенствованию деятельности казахстанской полиции продолжаются и сегодня.
Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить ветеранов и всех сотрудников органов внутренних дел с профессиональным праздником и пожелать благополучия и успехов в благородном деле.
Заутбек ТУРИСБЕКОВ,
Первый заместитель Председателя Всемирной ассоциации казахов,
Министр внутренних дел РК в 2003-2005 гг.