Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Где родился Кажымукан?

2386
Где родился Кажымукан? - e-history.kz
«Пытаясь увидеть будущее, необходимо владеть прошлым: будущее произрастает из прошлого..» А прошлое нашего государства это – история народа, который всегда славился умом, силой, красотой, из века в век, из поколения в поколение. Бескрайняя казахская степь взростила немало великих людей, а народ который помнит их деяния, прославляет память о них на века.  Один из таких легендарных личностей, которыми мы гордимся, это - великий борец прозванный в народе «Куш атасы» Кажымукан. 
Если верить историческим данным Кажымукан родился 7 апреля 1871 года в Акмолинском уезде в селе Караоткел. Параллельно вышеуказанным данным, есть еще одна информация о том, что он был рожден в селе Сарытерек в той же Акмолинской области в 1886 году. К сожалению, искаженность данных свойственно всем известным личностям жившим, в это время. В период, не развитой системы записей и документации жители степей, кочующие с места на место, не придавали этому большое значение. Но мы не собираемся обсуждать факты сказанные раннее. Возможно, у всех этих директив есть свои доказательства, однако это работа исследователей, пусть таковой и останется.  
Сегодня для нашего рассказа, будет интересен уважаемый гражданин Отырарского района   Нургали Сарыпбекулы. Ведь именно он, основываясь на родственных связах прадеда Кажымукана Сади и близнеца Шади, от которого возникает род Жолдасбека Тасжанова, ссылаясь на него озвучивает интересные факты из жизни балуана, которые до этого не были известны.  
По заявлению Нургали Сарыпбекулы, Кажымукан родился в современном южном Казахстане в местечке под названием Каратобе Отырарского района. На сегодняшний день от села остались только руины. В свое время здесь (и сейчас) проживали один из родов кипчаков, выходцы из колена «Узын», сыновья «Алтыбас». Здесь же находится мазарат отца Мунайтпаса Ернака (Ержана). 
«В детстве мы часто слышали от старейшин, что это погребение некого Ернака отца Мунайтпаса»: аргументирует Сарыпбекулы. «Также, когда мы делились некоторыми фактами из учебников и книг касающиеся жизни Кажымукана, со старейшим жителем села о том, что Кажымукан родился не в этой местности, в ответ мы слышали, что это ложь. Качая головой, старейшины говорили: «Пусть пишут, все это не правда, мы родные лучше знаем, чем люди со стороны», объясняли всегда они. По рассказам также можно понять, что Кажымукан перед смертью приехал именно сюда приклонить колено, со словами «елім». 
Да это правда, что Мунайтпас и Кажымукан проживали в Акмолинской области. Там они работали, жили. А на вопрос, почему же они переселились на север, есть интересная история. И эту историю Н.Сарыпбекулы записал со слов Жолдасбека в 1964 году. Итак, хватит пустословить, начинам рассказ.  
Когда-то в местности Шиликти жил бий Ахмет, выходец из рода «Алтыбас». В то время люди во власти, держали специальных джигитов, которые исполняли роль «телохранителей». Иногда их использовали в качестве погонщиков лошадей для барымты. Мунайтпас как один из представителя рода прислуживал Ахмет бию, ухаживая за его лошадями. По близости с Ахмет бийем, во объятьях Каратау, на территории нынешнего Байдибекского района, у бия племени Ысты, рода «Тазша» был невероятно красивый и быстрый словно ветер скакун «Каракурен». Богатый бий сильно любил и очень дорожил своим конем. Днем за скакуном смотрели его коневоды, а ночью он сторожил его сам. Бий был крупным в теле и очень сильным воином. Поскольку он был огромного роста и никогда не расставался своим клинком, никто, кому нравился скакун не мог подойти к животному даже на шаг. А Ахмет решил, что любым способом заполучит скакуна у бия «Тазша» и отправил к нему Мунайтпаса, поскольку считал его самым сильным среди мужчин своего окружения. Провожая Мунайтпаса в опасный путь, он сказал: «Когда приблизишься к горе, отпусти поводья коня, он сам приведет тебя туда, куда надо и даст тебе знак. В тот момент держи крепче дубинку и будь готов действовать по ситуации». Также бий добавил: «Если приведешь скакуна, то весь табун, который придет за ним, отдам тебе, себе оставлю только скакуна».  
Мунайтпас следуя всему, что сказал бий, через некоторое время приблизился к заветной горе. И вдруг выпрыгнув из неоткуда, кто-то огромного роста начинает его душить. Мунайтпас очень долго боролся со своим неприятелем, но наконец смог одолеть и привязать его. После этого он берет скакуна и весь табун во главе со скакуном идет за Мунайтпасом.
 
 
Но по пятам Мунайстпаса успел прискакать и бий рода «Тазша». Со словами: «Следы привели меня в твой ауыл, я знаю это твоих рук дело, забери хоть весь табун, но, верни мне моего скакуна или отношения между двумя племенами ухудшатся» - начинает свой разговор бий. Но Кипчакский Ахмет бий безукоризненно отрицал: «Я никого не посылал, у меня 18 джигитов, если кого узнаешь, забирай». Но бий «Тазша» не нашел среди них похитителя. «Зови остальных», вскрикнул он. Тогда Ахмет бий говорит: «Это все, но может ты знаешь моего пастуха?», и попросил позвать Мунайтпаса. Бий сразу же узнал Мунайтпаса в лице того барымтача.
Испугавшись, Ахмет проговаривает: «Я никого не посылал, этот бунтарь сам пошел красть табун. Наверное, он хотел испортить отношения между нашими родами. Дайте ему 40 раз розгой и прогоните его из этих земель»,-  приказал бий своим джигитам. 
В это время «Тазша» бий сорвав завернутый на шее платок, воскликнул: «Ахмет, видишь мою израненную шею. Ему бы хватило сил, чтобы убить, меня, но он пощадил мою душу. Настоящий джигит. С большой благодарностью Всевышнему Богу отдаю своего скакуна и весь табун Мунайтпасу. Пусть Бог благословит тебя». И только тогда все собравшиеся заметили израненную шею бия.
После всего случившегося Мунайтпас сильно рассердился на Ахмет бия, и посчитал нужным покинуть родные края, чтобы впредь не сталкиваться с ним. Со словами «в безграничной казахской степи и мне найдется приют», Мунайтпас взяв Мукана и жену сев на того же скакуна, уже к ночи ускакал из аула. 
Под утро Ахмет бий начинает искать Мунайтпаса и не находит. Услышав, что он ночью покинул ауыл и двинулся в сторону Караоткел посылает в погоню за ним 10 отважных джигитов. Погоня настигает Мунайтпаса и его семью вблизи Каратау, при входе в местность Бетпак. Смелые и уверенные в своих силах джигиты были уверены, что легко одолеют Мунайтпаса и связав вернут домой. Но не тут-то было. Увидев за собой погоню, разгневанный Мунайтпас кричит: «Ваше оружие — это ваши дубинки, а у меня мой сын и сегодня, я ставлю жизнь своего сына на этот бой», хватает, сына за ноги ринулся к ним на встречу. Испугавшие джигиты, не смогли поднять дубинки и развернувшись ускакали домой. А маленькому Мукану на тот момент было 2 года.  
Правдива ли данная история или нет, читатель решит сам. Но нельзя не обратить внимания на один интересный факт. Во всех рассказах о Кажымукане говорится, что после падения правительства белого царя, семья балуана попала в кризисное и тяжелое положение. К примеру, в 1937 году коммунисты, узнав, что в свое время Кажымукан получал от рук царя медали и подарки начали преследовать его. Ложно обвиняли его в подсобничестве. Кажымукану пришлось оставить свои края и бежать, спасать свою жизнь в Туркистане и в Узбекистане. В последние годы своей жизни  он прожил в Туркистанском аймаке. Это факт.  Но мы незнаем правда ли что он вернулся на родину своих предсков со словами «елім». Это для нас не ведомо. Но нам доподлинно, известно что останки нашего балуана находятся в местности Тамерлан. Сейчас там находится его музей и сельский округ его именем. Также многочисленные родственики балуана проживают именно в этих местностях. Это тоже не случайность.  
Как написано в его биографии, все 55 лет своей жизни, он провел на ковре и был также известен как цирковой артист. Также во всевозможных поединках он выиграл 56 медалей. Действительно, он был великим балуаном. Великим казахским батыром. И где бы о нем не звучала молва, все знают, что он был сыном нашей казахской степи. И не важно, где он родился. Важно, что он достояние нашего народа, наша гордость. И через образ великого балуана нашей степи, мы сможем привить молодому поколению любовь к спорту, вот что важно! А все остальное пусть останется как легенда о великом казахском балуане. 
Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?