Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Центр исследования и подготовки специалистов в сфере «Устной истории»

1374
В КазНПУ имени Абая создан исследовательский центр «Устной истории».

В  КазНПУ имени Абая создан исследовательский центр «Устной истории».

Основные цели создания «Устной истории»:

  • сохранить воспоминания людей Казахстана с помощью устных интервью и распространения стенограмм устной истории для исследователей, студентов, и общества в целом;
  • выявить новые исторические факты через воспоминании очевидцев или современников исторических событий прошлого;
  • создать фонд устных воспоминаний в ЦГА РК и периодический пополнять его важнейшими источниками исследования для будущего поколения;
  • на основе полученных данных проводить сотрудниками центра научно - исследовательскую работу.

Специальный курс «Устная история: теория и практика».

Данный курс посвящен изучению устной истории как направлению локальной истории, истории повседневности, которые на современный момент являются актуальными направлениями исторической науки, позволяющее перейти от изучения «великих людей и событий» к «истории повседневности», истории «маленького» человека.

Цель изучения курса: познакомить слушателей с основными подходами к изучению особенностей восприятия людьми прошлого, опирающимися на анализ устных источников. Развитие критического подхода к устным источникам; обсуждение допустимых сфер применения устно-исторического анализа; представление инструментов и методов анализа индивидуальной и коллективной памяти; обучение работе с устными воспоминаниями являются главной целью курса.

Краткое описание курса - «Устная история» - это новое научное направление, интенсивно развивающееся со второй половины ХХ в. Термин «устная история» был введен еще Барбэ д`Оревилли (1852), однако получил распространение после работ профессора Колумбийского университета Аллана Невинса. Последний в 1948 г. организовал исследование по устной истории, посвященное пионерам сейсмологических и морских геофизических исследований. В дальнейшем устная история наиболее активно привлекается историками науки, особенно точных и естественных наук. В последнее время в связи с осознанием того, что от нас уходят ветераны военного поколения, а также из-за отсутствия широкого доступа для ученых к документам по истории локальных войн, к методам устной истории все чаще обращаются военные историки.

В казахстанской  науке устная история имеет давнюю традицию. Записи воспоминаний, рассказов  очевидцев событий, и т.д. начали вестись еще с давних времен, однако использовать аудиотехнику при таких записях стали только во второй половине ХХ в., а распространение устной истории как особого научного направления происходит в последние годы.

  Сегодня под «устной историей» понимается научная дисциплина, обладающая собственным методом исследования - интервью, с помощью которого осуществляется фиксирование субъективного знания отдельной человеческой личности об эпохе, в которой жил человек.

  Сущностью этого исследовательского направления является запись (как правило, с применением аудио и видеотехники) устного рассказа очевидцев тех или иных событий, воспоминаний на заданную тему или о каком-то жизненном периоде. Как метод исторической науки устная история:

- позволяет сохранить свидетельства непосредственных участников исторических событий, «маленьких людей», которые в официальных источниках фигурируют только в качестве статистических единиц, а часто и вообще забыты;

- предоставляет материал для других отраслей исторической науки - исторической антропологии, исторической психологии, исторической герменевтики;

- обеспечивает трансляцию систем ценностей и культурно-семантического кода от поколения к поколению.

  Благодаря устной истории прошлое предстает через мировоззрение рядовых участников исторического процесса и помогает воссоздать ту или иную историчекую картину по фрагментам, частичку за частицей как мозаику. Ведь один из «острых» вопросов о состоятельности истории как науки, поставленный еще в первой половине ХХ в. французской Школой «Анналов» - о «тотальности» истории.

  Данное направление локальных исследований позволяет решать проблему сохранения субъективных источниковых материалов в виде воспоминаний, запечатленных в форме рассказа, интервью, личных записок.

В процессе работы по направлению устной истории фиксируется индивидуальная память, оценки и интерпретации событий авторов-респондентов, идет сбор записок, документов, фотографий личных архивов, публикация сборников воспоминаний, проведение научно-практических конференций, применение материалов в учебном процессе школ, вузов и послевузовского образования. 


Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?