Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

История в формате 3D.

1202
История в формате 3D. - e-history.kz
Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой разработать специальную программу под названием «Народ в потоке истории», основной целью которой ставится осмысление истории с высоты современной науки.

Будущее невозможно без опоры на историческое прошлое. И  не случайно Глава государства Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой разработать специальную программу под названием «Народ в потоке истории», основной целью которой ставится осмысление истории с высоты современной науки.

 Своеобразной лептой в этот процесс можно считать выход в свет нового учебника по истории Казахстана.  Данная  книга является пятым изданием учебника по истории нашей страны под авторством доктора исторических наук, профессора Георгия Васильевича Кана.

 Обложка нового учебника по истории Казахстана для студентов вузов невольно привлекает  внимание своей смысловой нагрузкой. На голубом фоне изображен симбиоз  петроглифа - солнцеголового божества и символа современного Казахстана. Посередине размещен атрибут новой столицы – Байтерек.

 После установления независимости,  с  1992 года, история Казахстана, как обязательная дисциплина, вводится в учебных заведениях.  В то время ощущалась огромная нехватка учебных пособий, методической литературы.

 - Как преподаватель, испытывая такой «голод»,  в 1997 году я впервые издал небольшое пособие, - вспоминает историк. – Вскоре выпустил свой первый учебник. За это время он пополнялся  по мере накопления материалов, опыта. А самое главное - проходил широкую апробацию среди  студентов и преподавателей  из стран  ближнего и дальнего зарубежья. На сегодняшний день суммарный объем всех пособий и учебников перевалил  за 100 000  экземпляров.

 По словам профессора, он всегда стремился создать учебник, созвучный времени, информационно-насыщенный, наглядный, отвечающий запросам современного студента.

 Кстати, недавно в интервью для газеты «Комсомольская правда - Казахстан» (от 25.07.13) доктор исторических наук Ануар Галиев, анализируя ситуацию с учебниками по истории Казахстана, отметил: «Наиболее удачным я считаю учебник Георгия Кана. В нем простым языком изложены основные факты и сведения по истории Казахстана».

 Чтобы восполнить пробелы в быстроменяющемся процессе изучения истории, зримо представить ее целостность и непрерывность, а также, чтобы обеспечить высокую степень достоверности и эффект личного восприятия,  пять лет назад Георгий Васильевич начал работу над новым проектом. Ученый тогда принял решение: шаг за шагом пройти самому всю историю Казахстана  - виртуально во времени и реально в пространстве. Первые попытки показали, что существует еще много нового и неизведанного, Изначально даже была идея, зафиксировать эти события и дать GPS-навигацию.  Для такого объемного исследования нужны были поисково-исследовательские экспедиции, с привлечением консультантов, экспертов,  фотографов.

 Экспедиции были снаряжены в Российскую Федерацию – в Москву, Санкт-Петербург, Астрахань, Омск, Оренбург; в Узбекистан – в Ташкент, Самарканд, Бухару и др; Кыргызстан, Монголию. Была организована и проведена работа по сбору материалов в  Германии, Китае, Туркменистане, Египте, Сирии.

За время подготовки материала для учебника было сделано несколько тысяч  эксклюзивных снимков, в саму книгу вошло порядка 250-ти знаковых фотографий. Оставшиеся фотодокументы станут основой для вспомогательных методических пособий. Памятным остались поездки ради нескольких кадров.

 Есть вещи, которые особо потрясли самого автора учебника.

 - Самое неизгладимое впечатление произвела стоянка Борыказган в горах Каратау. Там я увидел  редчайший, так называемый архаический петроглиф. Конечно, никто не может точно на 100% утверждать, что это творение дошло до нас из каменного века. Но по всей вероятности это так, - делится профессор Кан.- Когда собственными глазами видишь этот древнейший артефакт, то понимаешь, что как историк должен донести информацию о нем до людей и на тебе лежит большая ответственность.

Исторические места, увековеченные великими личностями, такими как Шокан Уалиханов, Абай Кунанбаев, Яссауи, Мустафа Шокай, Жамбыл и др., поля сражений во время национально-освободительного движения,  свидетельства истории более современной -  выжженная земля Семипалатинского полигона и многие другие – все это  не оставило  равнодушным автора учебника.

Профессор Кан  выражает особую признательность за поддержку в реализации проекта заместителю председателя АНК, заведующему Секретариатом АНК Администрации Президента РК  Е.  Л.  Тугжанову,  директору Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК  Б.К. Султанову,  директору информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ А.В.Власову,  замечательному мастеру фото – Виктору Ану.  А также отдельные слова благодарности он выражает спонсорам проекта:  Ю.А. Цхаю, Р.У.Киму, Б.С. Шину, В.В. Ни, В.С.Киму, И.Т.Паку, А.Ю. Подвалову, В.Х.Ни.

 Ирина Сен
Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?