Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Укрепляя ценности тюркских народов

1355
10 лет назад, 25 мая 2010 года в столице Казахстана была создана Международная тюркская академия

Вот уже 10 лет ведет свою работу по научной и образовательной деятельности научных ассоциаций тюркских народов, а также объединяет и развивает инициативы государственных деятелей тюркоязычных государств Международная тюркская академия (International Turkic Academy – TWESCO).

Мир тюрков раскинул свои границы на огромном пространстве Азии, Африки, Европы. Тюркские народы объединяет единое происхождение, культура, традиции. Можно сказать, что эти ценности обводят границы тюркской цивилизации.

Говоря об общей истории и судьбе тюркского мира, многие считают, что этнические корни являются определяющим фактором принадлежности к тюркскому миру. Однако, если взглянуть в историю, то принадлежность к тюркскому миру нельзя определять только лишь по этническому происхождению. По мнению профессора Метина Озтюрка, страны тюркского мира занимают территорию площадью более 19 млн кв км, расположенную на трех континентах.

Несмотря на то, что тюркоязычные государства более века обрели независимость, нельзя сказать о духе взаимопонимания, единства и сплоченности между ними.

С обретением Казахстаном независимости в декабре 1991 года Турция первым признала его суверенитет. С первых дней установления дипломатических отношений с Турцией Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и Президент Турции Тургут Озал направили свои усилия на укрепление тюркской интеграции. С начала 1990-х годов они активно налаживали отношения с молодыми независимыми тюркскими государствами.

В 1998 году на саммите глав тюркоязычных государств в г. Алматы Нурсултан Назарбаев внес предложение создать единый Секретариат, который стал прообразом будущего Тюркского совета. А в 2006 году, на саммите глав тюркских стран в г. Анталье Нурсултаном Назарбаевым была озвучена о создании Совета сотрудничеств тюркоязычных государств (ССТГ).

В ноябре 2008 года также по инициативе нашего Елбасы была учреждена Парламентская Ассамблея тюркоязычных государств (ТЮРКПА). Это стало весьма серьезным политическим шагом в направлении реального сближения родственных тюркских стран.

События, которые произошли в 2009 году в азербайджанском городе Нахчыване, можно назвать поистине историческими. 3 октября 2009 года на IX саммите глав тюркоязычных государств в городе Нахичевань Республики Азербайджан был создан Совет сотрудничеств тюркоязычных государств (ССТГ) – международная организация, которую сегодня чаще называют просто как Тюркский совет. Также на саммите глав тюркоязычных государств Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев внес предложение о создании научного центра в целях исследования тюркского мира.

25 мая 2010 года в столице Республики Казахстан Астана во Дворце Мира и Согласия открылась Тюркская академия. На открытии участвовали Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев и Президент Турции Абдулла Гюль, а также видные ученые-тюркологи Казахстана, Турции, США, России (Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Якутия), Узбекистана, Киргизстана и Украины. Мероприятие прошло на высоком организационном уровне.

22-23 августа 2012 года в Бишкеке на II саммите Тюркского Совета руководители Казахстана, Турции, Кыргызстана и Азербайджана подписали соглашение о присвоении международного статуса Тюркской академии.

 

 

В августе 2013 года на Третьем саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств – Тюркского совета в Габале (Азербайджан) Нурсултан Назарбаев подчеркнул необходимость сотрудничества между братскими странами в сфере образования, науки и культуры, а именно активно участвовать в работе Тюркской академии, широко пропагандировать присущие тюркскому миру качества, такие как толерантность, гуманизм, нравственность. В Тюркской академии были созданы все возможности для научного исследования наследия тюркских народов, подготовке тюркологов. 

С 2014 года Международную Тюркскую академию возглавил ученый-историк Дархан Куандыкулы Кыдырали.

27 августа 2014 года, после ратификации соглашения странами-учредителями, Тюркская академия получила международный статус. С этого момента Международная тюркская академия начала работу по координации научных исследований об истории тюркского мира, тюркского языка и литературы, культуры. За прошедшие десять лет Академия добилась внушительных результатов. Например, реализация проекта по исследованию древнетюркского ритуального комплекса «Шивээт улаан» в Монголии.

В 2015 году в рамках пленарного заседания VI Саммита Парламентской ассамблеи тюркоязычных государств, приняли участие спикеры парламентов стран - участниц ТюркПА (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Турция) Международная тюркская академия провела церемонию открытия памятника «Мәңгі тас» («Вечный камень») - точной копии каменного монумента с родовыми тамгами из древнетюркского ритуального комплекса «Шивээт улаан» в Монголии. Памятник «Мәңгі тас» («Вечный камень») является символов единства тюркских народов. ритуальный комплекс «Шивээт улаан» (VI-VII вв.) находится в древней долине Отюкен, был сооружен в честь кагана. Монумент со знаками сделан из синеватого камня вулканического происхождения. На его полированной внешней стороне изображено около 60 различных тамг, которые принадлежали кыргызам, уйгурам, карлукам, кыпчакам, хазарам и другим крупным племенам. Однако некоторые знаки стерлись и требуют расшифровки.

 

 

Кроме того, по поручению глав государств ССТГ Тюркская академия разработала «Концепцию интеграции тюркоязычных государств», направленную на развитие Тюркского совета. Концепция была официально принята в 2018 году на VI саммите Тюркского совета в г. Чолпон-Ате и с тех пор служит единым и общепризнанным программным документом, на основе которого сегодня осуществляется, фактически, вся текущая работа Тюркского совета.

Тюркской академией были установлены связи с такими тюркологическими научно-исследовательскими центрами, как Национальная Академия наук Республики Азербайджан, Национальная Академия наук Кыргызской Республики, Национальная Академия наук Узбекистана, Национальная Академия наук Турции, Национальная Академия наук Туркменистана, Национальная Академия наук Татарстана, Национальная Академия наук Монгольской Республики, Национальная Академия наук Венгрии, Международная Академия Ч.Айтматова и другие.

Международная Тюркская академия исполняет обязанности Секретариата Союза Национальных Академий наук тюркского мира, что является важной основой для международного научного сотрудничества, а также для координирования сферы науки и образования Тюркского мира. Одним из важных проектов Тюркской академии можно отметить работу над учебником по общетюркской истории для школьников. Еще в 2015 году министр образования РК Аслан Саринжипов, выступая на четвертом заседании министров образования Тюркского совета в Астане, отметил, что Академией разработана программа по общетюркской истории для учащихся 8 классов средних общеобразовательных школ. Согласно концепции, единый учебник должен охватывать период с древнейших времен до 15 века.

 

 

В 2017 году Международная тюркская академия объявила об окончании работы над учебником общетюркской истории для школьников. Учебник «Общая тюркская история», разработанная Международной Тюркской академией по поручению глав Тюркского совета, был включен в учебные программы школ Азербайджана, Казахстана и Турции.

В этом году 30 000 учеников в Турции, 15 000 в Казахстане и 10 000 в Азербайджане выбрали предмет «Общетюркская история» качестве факультатива.

Стоит отметить, что книжный фонд библиотеки Тюркской академии включает более 70 тысяч книг.

Как известно, в этом году Казахстан отмечает 1150-летие аль-Фараби и 175-летие Абая Кунанбаева. Все тюркоязычные страны поддержали эту инициативу и совместно с Международной Тюркской академией проводят юбилейные мероприятия, посвященные выдающимся личностям всего тюркского мира.

Таким образом, Международная Тюркская академия успешно вносит свой вклад в исследование тюркского мира.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?