Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Музыкальные инструменты тюркоязычных народов Сибири

2164
Музыкальные инструменты тюркоязычных народов Сибири - e-history.kz
В своих исследованиях известный музыковед Болат Шамгалиевич Сарыбаев говорит, что тюркоязычные народы Сибири использовали около шестидесяти музыкальных инструментов.

Б.Сарыбаев в своей монографии «Казахские народные инструменты» и исследовательской работе «Казахские музыкальные инструменты» убедительно говорит об общетюркском культурном наследии – музыкальных инструментах тюркских народов: алтайцев, хакасов, тувинцев, якутов.

В своих трудах ученый рассказывал что инструменты алтайцев, хакасов, тувинцев, якутов имеют много общего.

Алтайские музыкальные инструменты

Алтайские музыкальные инструменты имеют много общего с музыкальными инструментами других тюркоязычных народов, но, все же, есть некоторые национальные отличия в строении, манере исполнения. «Алтайские исполнители – кайчи на своих инструментах сопровождают песни и каи, героические эпосы. Это позволило алтайским инструментам сохранить свой первозданный вид, не претерпев кардинальных изменений». 

Среди щипковых инструментов алтайцев наиболее известен – топшуур. По своему строению, звучанию, тембру, манере исполнения он похож на казахский древний музыкальный инструмент шертер, а также на хомыс хакасцев, чарты кобус тофцев, шерчен хомус шорцев и допшулур тувинцев. Их схожесть видна из способа выполнения инструмента – он вырезается из цельного куска дерева, дека обтянута кожей. Гриф не имеет ладков, струны изготовлены из конского хвоста, свитого в тоненькую веревочку.

 

 

Народные песни и простые мелодии исполняют на топшуре в первой позиции.

Топшуур - древний инструмент, похожий на домбру, изготавливается из дерева, имеет длину 80-100 см, ширину 20-30 см.

Современный усовершенствованный топшуур похож на казахскую домбру.

Из смычковых инструментов у алтайцев сохранился лишь двухструнный икили. По своему строению он такой же, как и топшуур, отличие лишь в том, что играют на нем лукообразным смычком. Икили настраивается по кварте. Исполнитель держит инструмент вертикально, на икили играют преимущественно в первых позициях.

У алтайцев сохранилось несколько видов духовых инструментов. Это – эдиске, амыргы, сыбыскы, сыгырткыш и шоор. Эти инструменты охотники издревле использовали в качестве приманки для зверей.

Амыргы изготавливается из хвойного дерева либо из рога дикой козы, представляет собой коническую деревянную трубу длиной около 50-60 см. Встречаются и изготовленные из полого ствола ружья. У казахов этот инструмент называется «бұғышак» (бугышак) или «бұғы сыбызғы». Закасы называют – пыргы, тувины – авырга. Способы извлечения звука и изготовление этих инструметов похожи друг на друга.

Инструмент бугышак, используемый для приманивания маралов, еще не найден.

«В этом краю много тех, кто знает бугышака и могут рассказать о том, какой он был. Но, к сожалению, сам инструмент не сохранился». Сведения о его использовании местными охотниками есть в книге «Бухтарминские старообрядцы». Авторы этой книги Е.Э. Бломквист и Н.П. Гринкова пишут: «такая труба изготавливается из аккуратно выдолбленной и склеенной древесины, длина составляет около 70 см», - говорит сам автор.

Также и флейта (сыбыскы) или эдиске использовались для приманивания зверей. Инструмент изготавливали из двойной бересты, звук исходил благодаря колебанию бересты.

Еще один духовой инструмент, используемый на охоте, это – сыгырткыш (свистулька). Его звук похож на писк полосатой мыши. Инструмент изготавливали из камыша. Этот инструмент с отверстием для свиста похож на казахский «ысқыруық».

Духовой инструмент шоор или чоохур изготавливается из тростника. Его длина соответствует длине рук исполнителя. Свистковое устройство втулки не имеет, ее роль выполняет губа или язык исполнителя. Игровые отверстия в стволе отсутствуют, поэтому на шогуре можно извлекать путем передувания лишь несколько первых звуков натурального звукоряда. Во время игры исполнитель пальцем правой руки закрывает выходное отверстие инструмента, в результате открытая трубка превращается в закрытую и звуки понижаются на октаву. Шоор звучит слабо, но приятно. «Шоор похож на казахский инструмент сыбызгы, киргизский чоор, сувинский шоору, на курай башкиров и татар», - говорится в трудах Б.Сарыбаева.

Ударные инструменты ипользовались шаманами. Один из таких инструментов – «тунур» – бубен. У казахов это – даңғыра; у хакасов — туур; у якутов - дунур; у тyвинцев – дунгур. Основа бубна изготавливается из дерева и обтягивается орбой, кожей, звук извлекается путем ударов палкой или сыромятиной. На тунур и одежду шамана вывешивались железные монетки, колокольчики, кольца.

Самый распространенный среди алтайцев инструмент это – Комус. На нем умеют играть и стар, и млад. Используя разнообразные приемы дыхания и артикуляции можно менять характер звука. Исполнители используют даже движение языка и гортани. Инструмент меньше якутского хомыса, а по виду похож на тувинский хомус. Алтайцы используют комус во время различных обрядов. Также автор пишет, что у алтайцев есть и вовсе преданные забвению инструменты: «В памяти остались лишь их названия, а сведений о том, какими они были – нет. Некоторые инструменты описывают, но не озвучивают их название. Строение одного из этих неизвестных инструментов похож на многострунный жетыген: корпус сделан из цельного дерева, на лицевой стороне корпуса натянуты семь струн».

Инструментальная музыка алтайских народов широко распространена, она используется даже сегодня. Алтайские мелодии обычно краткозвучны, имеют небольшой диапазон и различный тембр.

Хакасские музыкальные инструменты

По словам Болата Шамгалиевича хакасские музыкальные инструменты имеют свои особенности. Среди них в народе широко распространен древний инструмент – чатхан. Чатхан похож на тувинский чадаган, чатаган тофов, жетыген казахов. Такие инструменты есть в Монголии, Корее, Японии, Вьетнаме, а также во многих азиатских странах. Этому инструменту автор дает такую характеристику: «На закасском языке слово «чат» означает лежать. Видимо его так называли, потому что на нем играли, положив поперек. В прошлых столетиях этот многострунный инструмент этнографы называли «лежачей арфой» (Паллас, 1773).

По внешнему виду чатхан похож на перевернутый астау, на лицевую сторону натягивается от 5 до 8-и струн; в качестве подставки под струны используются асыки, инструмент настраивается путем перемещения этих асыков. Чатхан имеет разные размеры.

Сегодня чатхан несколько усовершенствован, оснащен металлическими колками, количество струн достигает 19-и, хроматический диапозон – октава».

Еще один духовой инструмент – пыргы. Применяется в качестве приманки во время охоты на маралов.

Также звуком пыргы охотники извещали о своем возвращении из тайги. Исполнитель не дует в инструмент, а наоборот, втягивает через него в себя воздух. Получается своеобразный звук, напоминающий крик самца марала.

Пыргы имеет длину 50-75 см, диаметр широкой стороны трубки – 45 см, диаметр узкой стороны – 6 мм.

Духовой инструмент – сымысха. Она изготавливается из двух плоских корочек березы, между этими двумя берестами кладут зеленый лист березы. При выдувании шелест листа напоминает блеяние козленка.

Сымысха похожа на алтайскую сыбыскы, эдиски тувинцев. Размер составляет 30-40 мм.

У хакасского народа есть двухструнный инструмент – хомыс. Корпус хомыса имеет форму ковша и плавно переходит в гриф. Изготавливается из сосны, березы, ели или кедра, обтягивается бараньей либо оленьей кожей. Струна из конского волоса, не имеет ладов.

Чтобы охота была удачной, охотники с собой на охоту брали хомысчы. К тому же они верили, что звуки хомыса отгоняют нечистую силу.

Иногда на этом инструменте играют смычком, тогда его называют вых. Размер инструмента примерно 12-86 см, длина деки – 34-35 см, ширина – 15-18 см. Хомыс очень похож на алтайский топшуур, казахский шертер, на шерген комус шорцев, чарты кобус тофов, дошпулур тувинцев.

Шаманы использовали в основном ударные инструменты – туур (дангыра) и орба (палочка). Одна сторона туура обтягивалась кожей, а на другую сторону вешали железные погремушки, колокольчики.

Такой же инструмент алтайцы называют – тунур, тувинцы – дунгур. На орбо вешали отрезы и железные кольца и били им туур. Такая палочка у тувинцев называлась – орба, алтайцев – орбо, казахов – асатаяк, якутов – былаайах. Орба изготавливалась из дерева, из рога оленя либо дикой козы.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?