Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Армяне и их родственные связи с казахским народом

2967
Армяне и их родственные связи с казахским народом - e-history.kz
Слова Елбасы Нурсултана Назарбаева о необходимости определить историческую роль казахов в формировании народов евразийского континента говорят о его мудрости,

о том, что он понимает существование подобной исторической истины. Но чтобы определить роль казахов в истории континента надо проследить историю соседних народов. Портал Qazaqstan Tarihy, опираясь на труды исследователя Бекжана Аденулы, расскажет о формировании одной из древнейших этносов Евразии армянской нации, которое напрямую связано с закавказской группой древнего народа арыс-арий и племенем арын-арғын из народа жунди

Материал написан на основе трудов Бекжана Аденулы «Тайная история казахов»

Тюркское происхождение армянского народа также подтверждают работы кумыкского исследователя и публициста Мурада Аджи. В его труде «Дыхание Армагеддона» сказано:

 

«В части армиян (в немалой части!) дремлет та же генетическая память, та же кровь, что в нас. Скажем, мне были любопытны наблюдения украинского востоковеда, академика А.Е. Крымского, почти век назад отметившего сходство «старого» армянского языка с языком крымских татар. Академик упоминал труды других ученых (Жана Дени и Тадеуша Ковалевского), сравнивших «старый» армянский язык с языком «Codex Cumanicus». Разве не интересна работа ныне здравствующего Александра Гаркавца, опубликовавшего тексты «старых» армянских молитв? Они на тюркском языке, поэтому автор назвал свой труд «Кипчакским письменным наследием». … Безукоризненная работа, если бы не наперед заданные комментарии к ней. И в самой Армении есть древние книги, написанные армянской графикой, но по-тюркски. Похоже, не сирийский, а все-таки тюркский язык был у армиян, раз на нем писали молитвы в ранней Армении. Напомню и то, что царями Армении являлись тюрки из рода Аршакидов. Едва ли не все знатные армянские роды имели тюркские корни, что отмечено в родословных. А посмотрите на топонимику сегодняшней Армении, на обилие тюркских слов в ее языке. Всюду одно… Как же можно проходить мимо этих очевидных фактов? Я сам, своими глазами видел печать Аршакидов в Тегеране, их монеты и геммы, там четкие тюркские руны, они, по-моему, и ставят все по своим местам, их надо просто увидеть, хотя бы для того, чтобы судить о механизме складывающейся политики тюрков и армиян в III веке»

 

Некоторые армяне считают себя потомками легендарных древних арийцев. Исторические записи подтверждают эти заключение тем фактом, что армяне до христианской эры поклонялись Аресу и по сей день называют себя потомками арийцев. Чтобы понять связь древних арийцев и армянской нации нужно остановится на истории арийцев, живших в ІV-ІІІ тысячелетии до нашей эры.

Изучение собраний первого известного памятника индийской литературы «Ригведа» и старейшего памятника древнеиранской литературы «Авеста» показало, что слово «Арий» для коренных народов завоеванной территории первоначально означало «захватчики» или «чужие». Позже словом «Арий» стали обозначать хозяина или господина. Историки единогласно признают, что арийское племя вело кочевой образ жизни, а письменные памятники указывают на то, что настоящая родина арийцев находилась севернее, там, где «настоящие холодные зимы». На основании этих данных мы приходим к тому, что сами арийцы являлись захватчиками, прибывшими из северных регионов и, скорее всего, с территории современной казахской и монгольской степей.

В то же время, в IV-III тысячелетиях до н.э., на стыке территории современного Ирака, Турции, Ирана и Сирии существовала Шумерская культура. Олжас Сулейменов в своей книге «АЗиЯ» привел убедительные доказательства того, что в «Шумерских клинописях» существует множество слов, по звучанию и по смыслу напоминающих казахские слова.

Во ІІ тысячелетии до н.э. Древняя Греция и Троя слагали мифы о богах и одним из самых сильных богов, созданных ими, считался Арес, бог войны. Согласно древнегреческим мифам, родиной Ареса считается Финикия, расположенная на восточном побережье Средиземного моря, т.е. территория Шумеров. Получается, древнегреческий Арес имеет шумерское происхождение. Те же греческие мифы говорят об Аресе как о «сильном и статном мужчине». Тут следует вспомнить о казахском слове «Арыс», что в переводе означает «статный и сильный». Несомненно, люди из племени арийцев обладали высоким ростом, крепким сильным телом и свирепым боевым духом, что позволила им завоевать «полмира». Боевитость и грозность арийцев внушала страх настолько, что они стали прототипом всесильного бога войны древнегреческой мифологии. Немногим позже, тех людей, что состояли в кругах правящего сословия с благородным происхождением, стали называть «Аристократами» и это название с аналогичным смыслом вошло в обиход всех языков мира. Здесь мы видим параллели с индоиранским словом «арий» и греческим - «аристократ». Индоиранское население признают людей из племени Арий «господами», древние греки признают «господами» людей правящего сословия с благородным происхождением, называя их «Аристократами».

Таким образом, заключаем, что завоевавшие в IV тысячелетии до н.э. территории до границ Древней Греции Шумеры, чьи клинописи были написаны на тюркском наречии, и захватчики индоиранских областей кочевые арийцы связаны напрямую. Тюркоязычность шумеров и их связь с арийцами позволяет сделать вывод, что арийцев тоже следует считать тюркоязычным народом, предположительно пришедшим с территории современного Казахстана и Монголии. В таком случае, тюркоязычное происхождение арийцев обязывает нас называть их племенем Арыс. Само собой отпадает вопрос почему река на территории современной Южно-Казахстанской области носит название Арысь и отчего генеалогия казахского народа берет начало от Бекарыс, Жанарыс, Акарыс. Кроме того, возможно, статность и сила предков-арийцев стало прототипом для казахского наименования короля зверей «Арыстан» («лев»).

Спустя одно тысячелетие, т.е. в III тысячелетии до н.э., китайские источники писали, что в тех монгольских степях обитало племя «хунь-юй» («хұң үй»), а в горных лесах Центрального Китая и Синьцзяна жил народ «жунди» («жүнді»). Получается, через тысячелетие после племени Арыс на их бывших территориях расселения обитает два народа: народ хунь (хоныр) занял территорию степей Монголии, а народ жунди – лесистые горы меж Центральным Китаем и Синьцзянем. Непроглядные густые леса, в которые слабо попадали лучи солнца, туманная, горная местность сформировала внешний облик жунди, проявив у них рыжеватый цвет волос и голубые глаза. Кроме того, не секрет, что у большинства представителей «горных народов» присутствует густой волосяной покров на лице. Это объясняет почему степной народ «хоныр» (хунь) называли их «жунди». Получается, арий-арысы живущих в горной местности называли степных арий-арысцев «хоныр» («коричневый»), а последние именовали горных арий-арысцев «жунди» («волосатый»). И эти названия далнейшем закрепился за этими «вчерашними арий-арысцами».

Древнегреческий историк Геродот писал, что в I тысячелетии до н.э. народы, проживавшие на территории Центральной Азии и современного Казахстана, персы называли саками, а греки – скифами. Он также говорил, что этот сако-скифский народ поклонялся Аресу и «специальному мечу» с помощью которого проводится обряд жертвоприношения пленника. В свою очередь, в более поздние века казахи свои лучшие мечи именовали «Алдаспан» («алды» - принял, «аспан» - небо), что означает «небо приняло». Это создает параллели со специальным сако-скифским мечом для жертвоприношения пленника Небесному Богу. Получается, сако-скифский народ искренне верил в то, что через святой меч Небо принимает их подношение, что впоследствии приняло название «Алдаспан». Название меча «Алдаспан» сложилось в далекие времена у сако-скифского народа, что указывает на общность казахов и их языка с сако-скифским народом. Геродот, помимо прочего, указывал на то, что сако-скифский народ поклонялся имени Арес. Это можно трактовать как традицию поклонения народа к духам предков, племени Арыс. Эти традиции поклонения предкам наглядно демонстрируют причастность сако-скифов к потомству древнего племени Арыс. Кроме того, углубляясь в историю Древней Греции, вспомним об известном труде Лукиана Самосатского (ок. 120–190 гг. н.э.) «Токсарис и дружба», которая повествует о жизни скифа по имени Токсарис. Также история помнит скифа Анакариса (620–555 гг. до н.э.), которого Геродот и Страбон признавали, как «одного из семи великих ученых». В пользу прямой связи сако-скифского народа и древних арийцев говорят имена этих известных скифов: «Токсарис» - «Тоғыз-арыс» («девять арис»), «Анакарис» – «Анық-арыс» («настоящий арис»).   Все эти факты подчеркивает то, что сак-скифы есть потомки древнего племени Арыс-Арий. Таким образом, это может говорить только о том, что потомками племени Арыс-Арий является народы хунь, сако-скиф и жунди-уйсун.

Итак, часть племени Арыс на востоке за Тарбагатаем стала основой двух народов, хуннов и жунди, а часть племени, оставшаяся западнее Тарбагатая, на территории современного Казахстана и Центральной Азии, стала основой народа саков.

Но это не единственные части Великой степи, где, по утверждениям ученых, обосновалось кочевое племя Арыс. К примеру, в промежутке между II в. до н.э. и IV в. н.э. в греко-римских источниках племя Арыс в степях Закавказья и в близлежащих степях Черного моря все чаще фигурирует как племя «Аорс», которое вошло в историю как часть сако-скифского народа. Все дело в том, что до начала нашей эры на территории Закавказья обосновались сакские племена албан и сыбан, пришедшие туда из южных районов современного Казахстана. Поэтому Закавказье до V века в исторических летописях называлось Албанией. Что касается присутствия племен сыбан в Закавказье, то на территории Армении существует озеро Сван, а этнос сван входит в состав грузин. Кроме того, в составе азербайджанцев есть кочевой род шахсеван («сақсыбан»). В европейских степях, расположенных ближе к Черному морю, также до начала нашей эры повсеместно появлялись и другие сакские племена сирак и языг (узиг). Все эти племена (албан, сыбан, сирак, языг) принадлежали к сако-скифскому народу, поэтому оказавшийся среди них местных Арыс-арийцев историки посчитали сако-скифским племенем, а некоторые и вовсе считают их частью сарматов (скорее всего, сами сарматы являются частью сако-скифского народа).  Таким образом, часть древнего народа Арыс, которое населяло эти земли с IV-III тысячелетия до нашей эры, было принято не как изначальный этнос, породивший саков, а как отдельное племя сако-скифского происхождения. В источниках племя Аорсов делится на «верхних аорсов» и «нижних аорсов».

Как известно, древние правители армян из династии Арраншах является частью правящей династии Парфиянского царства. Именно под руководством династии Арраншах начал сформировываться известный нам армянский этнос. Поэтому необходимо углубиться в историю появления Парфиянского царства.

Л. Гумилев писал: «Как будто каким-то мощным толчком были приведены в движение степные народы в середине III века до н.э.». Именно в это время племена, пришедшие со стороны Синьцзяна, создали Парфиянское царство, а сарматы, ушедшие с территории Средней Азии, завоевали западные степи вблизи Черного моря. Получается, что «ушедшие на запад» в III веке до нашей эры (если верить китайским источникам) жунди в это самое время завоевали территорию Центральной Азии и основали царство Парфия с правящей династией из племени «арын».

 

«Кавка́зская Алба́ния —древнее государство, возникшее в конце II— середине I веков до н. э. в восточном Закавказье, занимавшее часть территории современных Азербайджана, Грузии и Дагестана. Генеалогическую легенду о происхождении первой царской династии Албании — Арраншахов — сообщает Мовсес Каланкатуаци. Династия Аршакидов была младшей ветвью парфянских Аршакидов и вместе с аршакидскими династиями соседних Армении и Иберии составляла пан-Аршакидскую семейную федерацию. История Кавказской Албании.  

 

Жунди, завоевав территорию Центральной Азии и покорив народ саков, основали Парфиянское Царство. Иранцы без разбору называли все племена, населявшие завоеванную жунди территорию Центральной Азии «саками». Они таким же образом воспринимали и жундийское племя Арын как часть сакской народности, поэтому и называли их «арансаками». В Закавказье же это имя устоялось как «араншак». Во времена Парфийского царства саки, а именно племена албан и сыбан, пришли в Закавказье и укоренились там вместе с населяющим территорию племенем арыс (аорс). Из-за большой численности племени албан Закавказье вплоть до V века называлось Албанией, а правил ей род Аран.

Когда хуннские племена аланов начали завоевательные действия на территории Закавказья в I веке, правители закавказской Албании «арынсаки» (араншаки-аршакиды) частично потеряли власть на территории Закавказья и сконцентрировали силы ближе к горам Малого Кавказа. Таким образом, они начали формировать из подвластных им родов арыс, албан, сыбан и других местных этносов будущую народность армян.

 

«Большое значение имеют труды римского историка и выдающегося государственного деятеля Флавия Арриана, управлявшего в 131—137 годах Каппадокией. В 135 году н. э. Арриан «отражает» аланский набег. В результате «столкновения с аланами» у Арриана родился интерес к своим противникам, и он посвятил событиям 135 года «Диспозицию против Аланов». В «Тактике», историк упоминает всадников, вооруженных дротиками и атакующих на аланский манер, клинообразные построения кочевой конницы, а также воинские значки в виде драконов. Знамена «не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой». История Сарматов.

 

В IV веке Закавказье была завоевано хунь-гуннским племенем савир-жужанами, поэтому династия «арынсаки» (араншаки-аршакиды) со своим подвластным народом были вынуждены переселиться в горы Малого Кавказа. Это обстоятельство армянские историки объясняют экологическими проблемам того века. На самом деле причина переселения целого народа в горную область современной Армении скорее всего состояла в натиске пришлых савир-жужанских завоевателей.

Российские историки утверждают, что Савирское царство населяло Северный Кавказ. Однако в летописях Прокопия показано, что ивирский народ прибыл в Закавказье с центральноазиатских степей. Т.е. народ ивир в летописях Прокопия и признаваемый учеными народ савир, пришедший с наших степей, является одним тем же народом. Грузинские и российские историки считают Ивирское царство в письменах Прокопия первым грузинским княжеством, а сами грузины в то время носили название журзан. Известно, что гуннские правители и савиры пришли на Кавказ в IV веке. Во времена Жужанского каганата Каспийское море носило название «Журжан». Если так, то Савирское царство было основано журжанами, основным населением Савирского царства. Их потомки, «журжан-журзан» грузины изначально жили на своей территории, никогда не населяли Северный Кавказ и Дагестан. Это означает, что Савирское царство существовало в Закавказье.

 

«По своду данных К. М. Алиева, первым среди царей Гуннии мог быть Тедрехон. Он упоминается в первом десятилетии IV в. в «Истории Тарона» Зеноба Глака под именем «царь Севера Тедрехон». Возглавляемые им войска барсилов вторглись через Каспийский проход на Албанию. Из царского рода были Базук и Курсих, возглавившие войска, вторгшиеся в 395 г. в Закавказье. Оба они являлись «членами царского гуннского рода». Империя гуннов.

«Народ, соседний со страной Алан, называется абхаз. Абхазцы исповедуют христианство и сейчас имеют своего царя, но аланский царь главенствует над ними. Живут они около горы Кабх. К ним примыкает царство Джурзийа (Грузия). Это большой народ, они — христиане и называют их джурзан». История Ширвана и ал Баба / ал Масуди.

 

Таким образом, завоевавшие Закавказье гуннское племя савир-жужан стали основной причиной переселения в горы Малого Кавказа армян, принявших в конце III века христианскую веру и начавших формировать отдельный этнос.

Предки армян успели принять христианство на древнегреческом языке еще в конце III века, т.е., народ, подвластный династии Арынсак (араншак) принял христианство от греков-христиан, говоривших на древнегреческом языке. Как известно, на место древнегреческого языка в V веке явился среднегреческий язык как симбиоз иранского и древнегреческого языков. Среднегреческий язык сейчас больше известен как византийский язык.  Армяне изначально были тюркоязычным народом. Это доказывают их первые христианские записи, написанные на «кипчакском языке». Но поскольку их «учителями» были люди, говорившие на древнегреческом языке, то они переняли церковный язык, большинство слов из которого были на древнегреческом наречии. Поэтому-то армянский язык потерял большую часть родных тюркоязычных слов.

 

«После принятия христианства в Армении в качестве официальной религии языческие традиции жестоко преследовались из-за чего сегодня имеется мало сведений об армянском язычестве. В 332—338 годах царём Армении был Хосров III Котак. Ввиду изменения русла Аракса и ухудшившейся экологической обстановки, царь построил город Двин и переселил жителей туда. Мовсес Хоренаци говорит об этом следующим образом: Ибо в то время Арес сопутствовал солнцу, и дули знойные, зараженные зловонием ветры. Не будучи в состоянии вынести это, жители Арташата добровольно согласились на переселение. История Армении.

 

В те времена «арыншак» укоротился на «аршак», а арын стал «ара». Из-за процесса укорочения названия народа армяне стали называть себя «армын». Позже под влиянием церковного древнегреческого языка «армын» стало «армян». То, что армяне считают династию «аршакидов» (араншак) своими правителями и то, как они называют друг друга («ара») указывает на то, что их предками были «арын». В большинстве фамилий армян присутствует окончание «ян», что наводит на их тюркоязычное происхождение от окончаний «дан», «ден» и «нан». В таком случае, фамилии Хачатурян, Бабаян или Джигарханян становятся производными от Қашатұрдан («от Кашатура»), Бабадан («от Баба») и Жығарханнан («от Жыгархана») соответственно.

Сформированная «аранами» христианская традиция известна как «Ариянское христианство», где слово «Ариян» раскрывает истинное название племени «Араншаков» как «Арын». Историкам известно, что Ариянское христианство было в ходу не только на Кавказе, но и в Европе, и на Ближнем Востоке. Это течение изначально стало производным от слова «арын», а позже, уже когда сформировался армянский народ в V веке, под влиянием греческого языка стало «ариян». На Ближнем Востоке до сих пор существуют армянские диаспоры, которые по-видимому сформировались еще в те незапамятные времена.

Таким образом, казахское племя аргын и династия Арын, в свое время основавшие Парфиянское царство и сформировавшие под своим началом армянский народ, имеют общий корень. Из-за того, что родной язык первых армян похож на казахский язык, ученые относили христианские письменные памятники армян к кипчакской группе языков. То есть не к огузскому диалекту туркмен и азербайджанцев, а к казахскому языку.

Материал написан на основе трудов Бекжана Аденулы «Тайная история казахов»

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?