Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ЛЕГЕНДЫ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ

15061
ЛЕГЕНДЫ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ  - e-history.kz

257e07e2b606f211b4432f982fac980c.jpg

Казахские легенды, свидетельствующие о многих исторических процессах прошлого, стали неотъемлемой частью духовного наследия народа. Древние казахские легенды и предания, рассказывающие о том, как были названы реки, озера, горы необъятной степи, всегда были зеркальным отражением жизни далеких предков. 

Чаще всего в основе легенд лежит какое-то действительное, бывшее в истории событие, и чаще всего это событие привязано к конкретной местности, горе, горному перевалу, реке или озеру, которые существуют и до сегодняшнего дня, и, глядя на которые люди, например, могут сказать: «Вот эта местность называется «Гора Казыгурт» потому, что тысячи лет тому назад сюда приставал ковчег пророка Ноя после всемирного потопа». Именно такие легенды являются топонимическими, то есть объясняющими, почему данный географический объект получил такое название. 

Порой трудно отличить миф от легенды, а легенду от исторического предания. Легенды, тем более, топонимические, рассказывающие о происхождении географического названия, это особый жанр казахского фольклора. 

В Казахстане свыше 85 тысяч рек и 48 тысяч озер. Среди них 21 озеро площадью более 100 квадратных километров. В основном, реки и озера сосредоточены в Северном и Центральном Казахстане, рядом с Аральским и Каспийским морями. Каждое из них овеяно легендами и преданиями, которых столько же, сколько озер и рек. 

54710236fe690465555d25564dbbdf59.jpg

К топонимическим легендам также относятся сказания о горах Улутау, в которых зародилась казахстанская государственность, легенды о Бурабае, Баянауле, Караганде, Жеке батыре и многих других географических названиях. О подлинности событий, происшедших в далеком историческом прошлом, и ставших легендой, судить не приходится, поскольку на то они и легенды, чтобы быть вымышленными историями. Здесь народная фантазия, великий источник вдохновения для поэтов и писателей, сама все уже придумала и объяснила. И именно названия, их анализ, помогают ученым выявить исторические процессы, породившие то или иное обозначение. Порой изменение названия не менее информативно, чем самоназвание. 

Вслушиваясь в названия Едиль, Жаик, Тарбагатай, Каркаралы, даже умудренные опытом знатоки языка не смогут сразу объяснить, что значат эти слова. Самое, казалось бы, с виду неприметное географическое название может при более тщательном его изучении обнаружить интереснейшие моменты в своем содержании, достойные их описания или повествования в пределах целого романа. Не так редко топонимы фиксируют в себе ценнейшие сведения по этногенезу, древнейшей истории народа, являясь иногда единственным свидетельством существования в прошлом некой цивилизации. В подавляющем большинстве случаев географические и другие названия при их этимологизации дают весьма ценные данные. И это положение остается правомерным даже в том смысле, если определенный топонимический объект гора или озеро имеет или имел два или несколько названий. Так, древние греки именовали Амударью и Сырдарью – Окс и Аракс. У одного только Каспия известны имена Хвалын, Гиркан, Хазар, Хорасан, Дербент и т.д. Все названия – результат имевших место в истории событий или явлений. Поэтому для более адекватного истине представления об их первичной семантике ученым, кроме чисто лингвистических приемов реконструкции, необходимы глубокие познания по истории и этнографии. Без знания истории нельзя понять правильно и более поздние, и даже современные географические названия. 

9ec1b907b794e739a94bc1d75b129b4a.jpg

Но есть множество легенд, напрямую связанных с действительно историческими личностями, с событиями, которые действительно происходили когда-то, но в настоящее время трудно это доказать документально, поэтому эти истории стали историями-легендами, чем они и интересны сегодняшнему читателю. Таковы, например, легенды о Коркуте, сочиненные поздними авторами-комментаторами и расшифровщиками смысла текстов музыкального и фольклорного наследия великого мудреца и композитора. 

Легенды – особый жанр устного народного творче¬ства, в котором народная фантазия свободно распоряжается фактическим материалом, произвольно истолковывая события. Например, в одном варианте легенды о Бурабае легендарного белого верблюда Бура убивает на охоте хан Касым, в другом изложении той же легенды это делают разбойники-браконьеры, то есть, легенды могут быть подвержены изменениям в зависимости от исторической конъюнктуры. 

Значительную группу легенд составляют любовные истории, завершившиеся трагедией, гибелью или разлукой возлюбленных, к ним относятся истории красавицы Айши биби, девушки Балхаш, Баян сулу и Козы Корпеш. К ним же относятся трагические любовные истории, связанные с происхождением таких географических достопримечательностей как Камень-Загадка, Шайтанколь, Алтайтас и т.д. 

37fa4da2cd048c2aab3b0c3e56eae1da.jpg

Особое место занимают легенды о казахских батырах, показывающие героизм и смелость предков, отважно боровших в прошлом с безжалостными врагами. К таким легендам относятся сказания о царице массагетов Томирис (район современного Тараза), подвиг пастуха Ширака, пожертвовавшего своей жизнью в пустыне Кызылкумы во имя спасения Родины. Эти истории стали легендарными не только потому, что прошло очень много времени с тех пор, когда они происходили на самом деле, но и потому, что подтвердить их подлинность опять же никто не может, а в исторических документах они зафиксированы только один раз. Например, сказание о царице Томирис, пожертвовавшей сыном ради победы над жестоким царем персов Киром, записано только у древнегреческого историка Геродота, жившего в V веке до н.э., в его знаменитой книге «Истории». Множество было споров по поводу того, к какому народу относятся массагеты, к древним тюркам или персам, или к кому-то другому, но точно доказать кто они – массагеты – не удалось никому, хотя большинство аргументов сходится к тому, что Томирис все-таки тюркская царица. 

Точно также только один раз зафиксирована в исторических документах, в сочинении греческого военного историка Полиэна «Стратегема» легенда-сказание о подвиге пастуха Ширака, не пожалевшего своей жизни ради спасения своего народа и заведшего армию персов в жаркие пески. Топоним – достояние народа, его создание. Понять это значит быть более бережными и осторожными в обращении с ними, ибо они – история народа. Последнее правомерно и тогда, когда одно или иное название возникает в настоящее время. 

d967da4b388777045b5a594fcd45b98c.jpg

Топонимы в некотором смысле – зеркало народной жизни, его быта, морально-этических представлений, эстетических понятий, верований, древних традиций, народной мудрости и т. п. Сколько познавательной ценности содержит в себе, например, семантика слова Сарыарка – название огромного региона Казахстана. Туран, Тюркский каганат, Вели¬кая Степь, Золотая Орда, Казахское ханство, Туркестанский край – это разные названия одной и той же страны. Казахская земля и в глубокой древности были цветущею страной, в которой зародилась и достигла окончательного развития одна из древнейших цивилизаций мира – степная цивилизация. «…Географические названия, являясь продуктом векового творчества народа, аккумулируют в себе богатейшую информацию. Именно поэтому они являются предметом изучения и лингвистов, и историков, и искусствоведов, и географов, и этнографов, и археологов, и представителей многих других дисциплин. Одной из основных функций истинно народных топонимов является, если можно так выразиться, их адресная, номинативная функция. И эта их роль в наш век интенсификации на всех уровнях – и между людьми разных народов, и различными государствами в век научно-технической революции и социально-экономического прогресса – значительно возрастает. Соответственно должна быть более высокой ответственность людей за сохранение топонимических памятников в их правильной форме», – писал в свое время казахский писатель, историк Акселеу Сейдимбеков в книге этнографических очерков «Поющие купола».

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?