Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

ЫКЫЛАС ДУКЕНУЛЫ

2948
ЫКЫЛАС ДУКЕНУЛЫ  - e-history.kz

(1843, ныне Жанааркинский р-н Карагандинской обл.-1916, ныне Сарысуский р-н Жамбылской обл.), казах. нар. композитор-кюйши, кобызист. Один из основателей школы ко-быза. Ы. Д. с детства впитал мотивы устного нар. творчества (жыры, легенды, сказки, кисса), рано определился как музыкант; с 7-8 лет исполнял на кобызе кюи отца, в 15 лет выступал перед большой аудиторией. Талант юноши был отмечен изв. акынами Жанаком и Шоже, высокую оценку его муз. исполнит. умению дали знаменитые Таттимбет и Тока. В 18-летнем возрасте Ы. Д. внес изменения в кюи отца, подняв их к высотам классич. формы. Тогда же начал бороться за чистоту и ясность звучания кобыза. Исполняя произведения устного нар. творч. на кыл-кобызе, Ы. Д. одновременно развил и углубил звуковой комплекс этого инструмента. Первые оригинальные кюи Ы. Д. тесно связаны с интонациями муз. фольклора. В ряду др. инструмент. произв. они отличаются необычностью темпа, ритмич. построения, многогранностью тематич. диапазона, идейным содержанием, в них без прикрас отображаются совр. действительность, думы, настроение, чаяния народа. Ы. Д. принадлежат кюи героико-эпич., филос.-лирич. плана («Кертолгау», «Акку», «Шынырау», «Жалгыз аяк»), соц.-гражд., сатирич. кюи. На ярмарках в г. Омск, Кы- зылжар, Акмолинск, где бывал Ы. Д., он не находил себе равных в игре на кобызе. Его учениками были изв. мастера нар. иск-ва Сугир, Ашай, Айкен. Произв. Ы. Д. составляют репертуар ансамблей нар. инструментов, фольклорно-этногр. ансамбля «Отырар сазы». Его интерпретация старинного «Коркыт-кюя» обогащена новыми приемами игры. Ы. Д. со- здатель ряда кюев для кобыза на основе нар. эпич. и лирич. поэм - «Коныр-кюй», «Казан-кюй», «Жез-киик», «Ер ден-кюй», «Кюй Ыкы- ласа» и др. Наследие Ы. Д. до нашего времени донесли кюйши-кобызисты Д. Мык- тыбаев, Ж. Каламбаев и др.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?