Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Цивилизация Великой степи «Мәңгілік Ел»

36256
Цивилизация Великой степи «Мәңгілік Ел» - e-history.kz

Казахстан - степная колыбель цивилизации

«Сформировавшуюся на земле Казахстана древнюю и самобытную цивилизацию мы начали открывать для себя с чувством гордости и неподдельного восхищения», — эти слова принадлежат Первому Президенту Республики Казахстан – Лидеру нации Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, который в своей масштабной работе «В потоке истории» особо подчеркнул величайшее историческое значение цивилизации кочевников, прямыми потомками которой являются современные казахи.

Издревле пульсация Великой степи рождала пассионарные волны, которые распространялись по всему евразийскому пространству, определяя этнический и политический облик величайших империй древности и средневековья от Дальнего Востока до Западной Европы и от Сибири до Индостана. Эти исторические сдвиги известны под разными названиями «Великое переселение народов», завоевательные походы «Сотрясателя Вселенной» Чингисхана. Мобильные кочевые народы выполняли также важнейшую роль связующего зве- на между цивилизациями Востока и Запада. Они распространяли научные знания, новые изобретения, мировоззренческие и религиозные концепции. Именно на номадов была возложена функция хранителей Великого шелкового пути — важнейшей торговой магистрали древности и средневековья.

«Ошибается тот, кто считает, что Казахстан находился вдали от столбовой дороги истории…

В свое время именно эти прокаленные солнцем и с виду неброские казахские степи задавали жизненный ритм всему Евразийскому континенту. Застывшие у кромки горизонта курганы и кладбища — безмолвные свидетели масштабных событий всемирно исторического значения. Известно и то, что наши предки, отправлявшиеся из этой степи в далекие военные или мирные походы, донесли до многих народов и передали им немало полезных знаний, умений и изобретений, что в дальнейшем подготовило почву и для многих других ярчайших открытий», — пишет Лидер нации Нурсултан Назарбаев в своей книге «Времена и думы».

Великое прошлое кочевой цивилизации служит вдохновением для современного Казахстана. Народ, унаследовавший и сохра- нивший на земле предков большую отчую юрту Тюркского мира, возрожда- ет сегодня идею «Мәңгілік Ел» — «Вечного Народа», «Вечного Государства». Она пришла к нам из седой древности, высеченная на оказавшихся неподвластным векам каменных стелах тюркских каганов. Это завещание собирателей тюркских племен пронизано идеей построения сильной государственности и сплоченности как залога процветания и единства нации. Сегодня эта фундаментальная для мировоззрения тюрков концепция служит основой гражданской консолидации казахстанского общества, символом Нации Единого Будущего. Глубоко символично, что идея «Мәңгілік Ел» возрождается именно в Казахстане, перед которым Президент Нурсултан Назарбаев поставил цель — войти в число 30 самых развитых стран мира до 2050 г. Выдающиеся деяния наших великих предков свидетельствуют — лидерство вписано в генетическую и историческую память нашего народа. Ведь как гласит одна из известных цитат Первого Президента Казахстана — Лидера нации Нурсултана Назарбаева в книге «Времена и думы»: «Продолжая славные дела старшего поколения, мы проложим дорогу, по которой уверенно зашагают будущие поколения. Это будет путь развития, роста и процветания независимого Казахстана».

Религия

Земля Казахстана издревле была местом пересечения цивилизаций, культур и религий. Кочевые народы, населявшие бескрайние степи Евразии, отличавшиеся гибкостью мышления и веротерпимостью, в течение тысячелетий заимствовали и творчески переосмысливали философские и религиозные учения, стекавшиеся сюда со всех концов света. На территории Казахстана обнаружены следы распространения буддизма, зороастризма и несторианства — одного из раннехристианских религиозных течений. Древние тюрки, обожествляли небо и исповедовали культ Тенгри. Тенгрианство основано на принципах признания без- личного Бога как Тенгри, уважения к матери природе Умай, сформировавших экологическую этику кочевников, веру в жизненную силу Кут, служащей основой для сакрализации власти, почитание умерших предков — аруахов, которое обязывало казахов знать свою родословную до седьмого поколения. Характерно, что ислам проник в степи Казахстана не путем завоеваний. Ислам на территорию Казахстана пришел со странствующими мусульманскими проповедниками. Главная особенность ветви ислама, прижившейся в Казахстане, заключалась в его гармоничном взаимодействии с местными верованиями и традициями, он слился с тенгрианством и национальной культурой. Испокон веков религиозные чувства жителей степи отличали веротерпимость и философско-медитативный взгляд на мир. Им был чужд религиозный фанатизм. В современном Казахстане, провозгласившем себя светским государством, проживают представители 17 конфессий. Конституция и законы страны гарантируют свободу совести, равноправие, а также уважение к религиозным убеждениям. В то же время в преамбуле Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» подчеркивается историческая роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни казахстанского народа. Важным событием духовной жизни страны является Съезд лидеров мировых и традиционных религий, инициатива по созыву которого принадлежит Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Начиная с 2003 г. состоялось пять съездов, в которых приняли участие лидеры и выдающиеся представители ислама, христианства, иудаизма, индуизма, буддизма и других религий. Сегодня Съезд лидеров мировых и традиционных религий работает как крупнейшая международная площадка для дальнейшего продвижения межконфессионального диалога. Съезд стал уникальным институтом укрепления межрелигиозного и межкультурного сотрудничества мирового масштаба. 

Ремесла

На протяжении тысячелетий мифология, религия, быт, ремесла, обычаи и традиции казахов подчинялись ритму Великой кочевой цивилизации. Одним из выдающихся ее изобретений является юрта — походное жилище степняков. Ее легкая универсальная конструкция — настоящее чудо инженерной мысли. Юрта — отражение космогонических представлений кочевников, где шанырак — это солнце, которое катится по небу, сменяя день и ночь. Купол юрты — небо, разделенное уыками, купольными жердями, на части света. Кереге, раздвижные решетчатые стены, — дольний человеческий мир. Юрта у казахов строго ориентирована по сторонам света, причем с входом на восточную сторону. Украшением юрты служат декоративные ленты — бау, соединяющие деревянные и войлочные части юрты. Ремесла казахов также тесно взаимосвязаны с кочевым хозяйством. Скотоводство служило основным поставщиком сырья — кожи, шерсти, рогов крупного рогатого скота. Активное развитие скотоводства послужило толчком к развитию таких традиционных казахских ремесел, как валяние войлока, выделка и теснение кожи, резьба по кости.

Войлок — прочный, практичный, универсальный материал, из которого степные мастера создавали настоящие шедевры прикладного творчества. Остов юрты накрывался богато орнаментированным войлоком, согревающим в зимнюю стужу и дающим прохладу в летний зной, а полы устилались кошмами — киизом, текеметом, сырмаком, сырдаком и тускиизом. Из войлока изготавливалась домашняя утварь, одежда, головные уборы, обувь. Виртуозно владели своим ремеслом казахские кожевенники, которые изготавливали из кожи не только одежду, обувь, конскую сбрую и ремни, но и посуду — саба, суйретпе, мес, торсык, конек. Ювелирное искусство степных мастеровзергеров занимает особое место в национальной культуре. В отличие от других видов казахских ремесел, которые были больше домаш- ним промыслом, оно было профессиональным мастерством. Его истоки восходят к эпохе бронзы, когда, как показывают данные археологии, на территории Казахстана разрабатывались месторождения меди, олова, золота и других драгоценных и цветных металлов. Именно тогда возник скифский звериный стиль, пленяющий художественной выразительностью, филигранным мастерством, неповторимой пластикой и отточенностью форм. Золотые изделия в зверином стиле из Иссыкского могильника, Чиликтинских и Бесшатырских курганов, полихромные золотые украшения усуней из Каргалинского клада, золотые изделия гуннского периода из могильников близ озера Боровое — это настоя- щие шедевры ювелирного искусства. Казахское ювелирное искусство впитало в себя древние самобытные традиции и испытало влияние культур сопредельных народов. Изделия народных мастеров-зергеров окружали казахов повсюду. Седла, конские сбруи, мужские и женские пояса богато инкрустировались серебром. Особенно пленителен мир казахских женских серебряных украшений. Изготовленные с филигранным мастерством серьги, билезик (браслеты), шолпы, шашбау (украшения для волос), жузик (перстни), сакина (кольца), алка (нагрудные украшения) являются квинтэссенцией эстетических представлений кочевников.

Фольклор

Обряды и обычаи казахов взаимосвязаны с жизненными циклами природы, рода, общины, человека. Наурыз — праздник пробуждения созидательных сил природы — занимал особое место в жизни казахов и знаменовал собой начало календарного года — 21-22 марта. Это, пожалуй, один из древнейших праздников на Земле, имеющий пятитысячелетнюю традицию и известный многим народам Передней и Центральной Азии. На Наурыз традиционно изготавливалось наурыз-коже, в который входило семь ингредиентов, символизирующих семь элементов жизни. Обряды сопровождали жизнь казахов от ее начала до самой смерти. Таковы шилдехана — праздник в честь рожде- ния младенца, тусау кесу — разрезание пут ребенку, делающему свои первые шаги.

Важнейшее событие в жизни человека — свадьба состоит у казахов из нескольких обрядов: кудалык (сватовство), калым (выкуп за невесту), узату той (проводы невесты), неке кию (заключение официального брака), беташар (церемония открытия лица невесты). Полный скорби похоронный обряд жаназа завершал жизненный цикл человека. Танец с древности сопровождал жизнь кочевников. Он был частью ритуалов и семейных обрядов — «Баксы ойыны», «Айкосак» (пляски баксы), «Жар-жар». В танце степные воины демонстрировали свою пластику и удаль, обыгрывая сюжеты сражений и охоты — «Сайыс» (поединок), «Акат» (танец по мотивам древней мужской пластики), «Клышпан-би» (танец с саблей). Наконец, в танце кочевники тонко и остроумно пародировали окружающий мир и животных — «Ормек-би» (танец ткачей), «Ортеке» (танец козла-прыгуна), «Каражорга» (бег иноходца), «Тепен-кок» (бег скакуна). После обретения независимости Казахстан переживает бурный процесс возрождения национальных традиций. Некогда искоренявшиеся как «пережитки прошлого» — они возвращаются в повседневную жизнь, служа связующей нитью между прошлыми и будущими поколениями.

Музыка

Традиционная музыка — это самое волнующее и сокровенное наследие культуры кочевой цивилизации. До наших дней дошли тысячи образцов музыкально-поэтического творчества казахского на- рода. Кюи – богатейшее его достояние, жанр, в котором оттачивалось мастерство степных виртуозов, а неповторимый музыкальный язык кочевников достиг вершин совершенства. Кюи исполнялись на трехная, развитая, достигшая профессиональных высот область инструментальной музыки казахов. Из древности до нас дошли произв дения Кетбуги — современника Чингисхана, храброго батыра, мудрого бия и выдающегося кюйшы. Представитель домбровой традиции северо-восточного и центрального Казахстана кюйшы Таттимбет Казангапулы (1815-1862) оставил богатое музыкальное наследие, из которого до нас дошло свыше сорока кюев, украсивших сокровищницу казахской инструментальной музыки. Самобытно развивалась домбровая традиция Западного Казахстана. Блестящая плеяда кюйшы этого региона – Махамбет, Курмангазы, Даулеткерей, Дина Нурпеисова и другие – обогатили сокровищницу не только казахской музыки, но и об- щетюркской. Кюи Махамбета (1803-1846) – исторической личности, батыра, кюйшы, созвучны с образцами древней эпической традиции жырау. «Отцом кюев» по праву считается Курмангазы Сагырбайулы (1823-1896) – композитор, чья слава шагнула далеко за пределы казахской степи. В его кюях «Адай», «Сарыарка», «Кишкентай», «Алатау» звучит сама степь, а домбра приобретает диапазон звучания и изобразительную силу целого оркестра. Ученицей Курмангазы, достойно продолжившей его исполнительскую и творческую традицию, была Дина Нурпеисова (1861- 1955). Кобыз – второй по популярности казахский народный инструмент. Согласно исследованиям европейских ученых, кобыз является древнейшим смычковым инструментом в мире и «предком» скрипки. История кобызового исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами баксы – шаманов. Согласно преданиям, его создал легендарный отец музыки Коркыт-ата, великий шаман и сказитель степей, имя которого общеизвестно среди многих тюркских народностей. Две струны на старинном кобы- зе делались из конских волос или верблюжьих жил. Евгений Брусиловский, советский композитор, автор первых казахских опер, собиратель кюйев и казахских народных песен, называл кобыз «оружием степных баксы». «Конский волос делал звук его сурдинно-сдавленным, мистическим. Баксы знали его таинственную силу», — писал Брусиловский.

Литература

Истоки казахской литературы восходят к величественным памятникам древнетюркской письменности и богатейшей сокровищнице национального эпоса. В истории мировой литературы лишь несколько народов создали такой величественный жанр поэзии, как национальный эпос. В их числе казахи, оставившие своим потомкам грандиозные эпические полотна, сопоставимые по масштабу и художественной ценности с эллинской «Илиадой» и индийской «Рамаяной». Героические эпосы «Едиге» , «Алпамыс», «Кобыланды», «Шора», «Камбар-батыр», «Ер Таргын» и лирические «Козы-Корпеш и Баян сулу» и «Кыз-Жибек» — это подлинные шедевры устного творчества. Поэма «Кыз-Жибек» включена в мировое культурное на- следие ЮНЕСКО, а 2008 г. был объявлен этой организацией Годом 500-летнего юбилея эпоса. В средневековых городах-оазисах на юге Казахстана родилась письменная литература, яркими образцами кото- рой можно назвать словарь «Дивани лугат ат-тюрк» Махмуда Кашгари и «Ку- тадгу билиг» («Благодатное знание») — свод наставлений Юсуфа Хас Хаджиба Баласагуни. В героическую эпоху становления Казахского ханства, мужавшего в борьбе с сопредельными государствами, особая роль принадлежала поэтамим- провизаторам жырау. Жырау зачастую были не просто певцами-сказителями, повествующими о ратных подвигах ханов и батыров, а вдохновенными мысли- телями и важными политическими фигурами — советниками ханов, главами родов, военачальниками. В памяти народа остались имена выдающихся жырау: Асана Кайгы, Казтугана, Доспанбета, Шалкииза, Бухар-жырау, Умбетея, Актамберды. В XVIII-XIX веках, когда героическая эпоха осталась позади и традиционное общество переживало кризис, на первый план вышла поэзия акынов — Коктема, Шала, Махамбета Утемисова, Шернияза Жарылгасова, Биржан-сала, Асета Найманбаева, Акана-сери. Творчество Абая Кунанбаева знаменовало новый этап казахской письменной литературы. Многочисленные ипостаси Абая — поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы — свидетельствует об универсальности его творческого гения. Это, безусловно, роднит Абая с титанами Ренессанса.

Творческое наследие Абая со- ставляют 170 стихотворений, многие из которых он сам же переложил на музыку, 56 переводов, несколько поэм, прозаические «Слова назидания». В нем воплощены все грани казахской души: тонкий лиризм, сомнения и отчаянные искания, горький сарказм и всепобеждающая вера в созидательный потенциал народа. Говоря о роли Абая как духовно-нравственного ориентира, Первый Президент Республики Казахстан – Лидер нации Нурсултан Назарбаев в своем эссе «Слово об Абае» сказал следующее: «Мир Абая — наша путеводная звезда. Она не позволит нам сбиться с пути. По ней мы определяем свои главные ориентиры. На все сложнейшие, смущающие душу вопросы он давным-давно ответил».

Археология

«На древней земле Казахстана существовали много- численные государствен- ные образования, которые, подобно людям, пережива- ли периоды детства, юности и зрелости, эпохи своего расцвета, крушения и возрождения из пепла», — пишет Первый Президент Республики Казахстан – Лидер нации Нурсултан Назарбаев в книге «В потоке истории». Обломки этих степных культур и империй прошлого хранит в себе казахская земля. Археологические находки, обнаруженные в Казахстане, преподнесли немало сюрпризов ученым-историкам. В Казахстане найдено 20 поселений, относящихся к эпохе энеолита (3700-3100 гг. до н. э.), получивших Археология название Ботайской культуры, и следы Афанасьевской культуры — южноси-бирской археологической культуры бронзового века (III-II тысячелетия до н. э.). В 70-х гг. прошлого столетия в окрестностях Алматы была обнаружена находка, ставшая настоящей археологической сенсацией мирового значения: в ходе раскопок кургана Иссык был обнаружен Золотой человек. Курган исследовал известный ученый, основатель казахстанской археологической школы, профессор Кемаль Акишев. Реконструкция расшитой золотыми украшениями одежды и головного убора захороненного в кургане молодого сакского царя явила миру из глубины веков образ «казахского Тутанхамона». Эта находка дала мощный импульс к изучению культуры саков, их мифологии, искусства, письменности, социального строя. В захоронении была также найдена серебряная чаша с 26 письменными знаками, известными ныне как иссыкское письмо. Золотой человек стал одним из символов независимого Казахстана. Крылатые кони-тулпары, украшающие его головной убор, стали элементом национального герба Республики Казахстан, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алматы. С тех пор в Казахстане было найдено еще четыре Золотых человека: в 1999 г. при раскопках кургана Аралтюбе в атырауских степях; в 2003 г. — на дне самого большого кургана Царской (Чиликтинской) долины; в 2007 г. при строительстве городской магистрали Астаны; в Каркаралинском районе Карагандинской области.

Архитектура

В средние века на благодатной земле Южного Казахстана и Жетысу расцвела богатая городская культура. В немалой степени этому способствовало то, что здесь, на стыке кочевой и оседлой цивилизаций, веками проходила оживленная сеть торговых путей, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы — Великий шелковый путь. Такие города, как Испиджаб (современное село Сайрам), Отырар, Тараз, Баласагун, Сыганак, являлись не только центрами торговли, но также административными, научными и культурными центрами средневековья. По меркам того времени эти города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализацию и отопление. Обычным для быта крупных городов были водопроводы, представляв- шие собой подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня. Средневековые города имели сходную планировку: в центре размещалась цитадель, где располагалась ре- зиденция правителя. Цитадель окружал шахристан, где проживала знать, купцы и землевладельцы, служители культа и военные. В торгово-ремесленных предместьях, рабадах, жило основное население города. Говоря о вкладе цивилизации Великой степи в сокровищницу мировой архитектуры, прежде всего следует упомянуть о куполе. Именно кочевники, соорудившие юрту и бревенчатые курганы древности, раскрыли принципы построения купольных сооружений и шатровой архитектуры. Эти секреты великий завоеватель, царь гуннов Аттила увез с собой в Европу, где они легли в основу хри- стианской храмовой архитектуры. Среди сохранившихся до нашего времени сооружений средневековья особое восхищение вызывают мавзолеи и мазары: мавзолеи Бабаджи-Хатун (Х-ХI вв.), Айша-Биби (ХI- ХII вв.) близ Тараза; мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к ХIII веку; Жубан-ана, Каип-ата, Маулимберды в долинах рек Сарысу и Кенгир; мавзолей Карахана (XII-XIII вв.) в Таразе и др. Их оригинальная архитектурная композиция и изящество декоративного убранства свидетельствуют о высоком строительном мастерстве степных зодчих. Мавзолей Айша-Биби — настоящая жемчужина архитектурно-строительного и декоративного искусства, в котором проявились удивительная гармония и единство архитектурных моти- вов, конструкции здания и орнаментального декора.

Современные архитекторы называют его «музеем, в котором сосредоточены основные орнаменталь- ные сокровища архитекту-ры Казахстана и который содержит ключ к понима- нию традиционных форм, принципов эволюции и со- четания отдельных орна- ментальных мотивов». На рубеже XIV–XV веков в Казахстане был построен мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане — один из са- мых впечатляющих образцов степного зодчества, в котором художественные и конструктивные традиции архитектуры Мавераннахра органично слились с казахскими способами организации структуры зданий. Архитектурный облик мавзолея на многие века определил эстетику казахских народных мастеров, став объектом восхищения и подражания.

Государственность

В 2014 г. на Улытауской встрече Первый Президент Республики Казахстан – Лидер нации Нурсултан Назарбаев отметил, что для нашей истории ключевыми были три большие общетюркские эпохи: эпоха империи Хунну, эпоха древних тюрков (Тюркские каганаты) и Золотая Орда (Улус Джучи). Эти овеянные преданиями эпохи отделяют друг от друга века и тысячелетия, они возникали в разных уголках Великой Евразии, но их проступающий из седой древности облик роднит одно — идея евразийства, которая втягивала в неудержимый исторический водоворот народы, этносы и страны. Наиболее ярко и всеобъемлюще она выражена в легендарном сказании о «Мәңгілік Ел», высеченном в каменной летописи великих тюркских каганов. Империи хуннов, тюрков, чингизидов возникали, достигали своего могущества и распадались под натиском суровых исторических ветров, но сохраняли политическую и идейную преемственность, передавая по наследству код евразийства, в котором сплелись страсть к непрерывному движению и освоению новых пространств и идея сильной государственности, цементирующая разноликие и многоязычные народы в единый конгломерат. Так возник феномен кочующих евразийских держав хуннов, тюрков, чингизидов. Основатели империи Хунну (Модэ-шаньюй), Тюркского каганата (Бумын-каган), Золотой Орды (Джучи, Бату, Берке, Менгу-Тимур-хан), Казахского ханства (Жанибек и Керей) были носителями идеи «Мәңгілік Ел». Нурсултан Абишевич Назарбаев неоднократно отмечал на то, что казахи являются продолжателями государственной, политической, культурнисторической традиции Великой кочевой цивилизации. «Современные казахи — потомки древних саков, гуннов и тюрков, что еще с незапамятных времен сотрясали Вселенную грохотом копыт своих аргамаков… Это истина, подтвержденная памятниками древности, письменами, сохранившимися на серебряной чаше из Иссыкского кургана, руническими надписями эпохи Тюркского каганата из долин Орхона, Енисея и Таласа», — говорится в книге Главы государства «В потоке истории». Эпоха Золотой Орды была ключевой в истории казахского народа. Именно в этот период сложилась единая этногенетическая общность, позже названная казахами. В этой империи мирно прожива- ли все народы, населяющие современный Казахстан. Некоторые исследователи полагают, что казахстанская модель межэтническо- го и межконфессионального согласия восходит своими историческими корнями к мирному сосуществованию разных этносов и религий в период Золотой Орды. Символы ее сохранились в Казахстане вплоть до со- временного времени. Серебренные монеты Золотой Орды, называемые «дангами» (в простонародье «акче» — «беленькие»), были прооб- разом современного тенге. От названия монет «данга» происходит русское сло- во «деньги». Тамга — (герб) ханов Золотой Орды, называемая Тарак-тамгой, была унаследована казахскими ханами. Кочевая ставка золотоордынских правителей, называемая Ак Ордой, вплоть до Абылай-хана обозначала резиденцию ханов. Сегодня Ак Орда, как символ нашей истории, гордо возвышается на левом берегу Астаны и является резиденцией Президента Республики Казахстан. История Казахского ханства — это период мужания казахского народа. Такие выдающиеся исторические деятели, как Касым-хан, разработавший кодекс законов «Қасым хан- ның қасқа жолы» («Светлый путь хана Касыма»), Хакназар-хан, известный как объединитель казахских земель, Тауекель-хан, на правление которого прихо- дится расцвет могущества Казахского ханства, Есим- хан, осуществивший реформы политической системы, — раздвинули границы Ка- захского ханства и укрепили государственность. Степная демократия созда- ла два уникальных явления традиционного казахского общества – институт биев и батыров. Авторитет биев представлял собой сплав народной мудрости, практического опыта и высших законов совести. Толе-би, Казыбек-би и Айтеке-би, участвовавшие в создании законодательного памят- ника «Жеті-Жарғы», вошли в историю как выдающиеся государственные деятели степи. Батыры – это особая социальная группа людей, которая оставила глубокий след в истории Казахстан Богенбай-батыр, Кабанбай батыр, Райымбек-батыр, остались в народной памяти на века. В трагические годы джунгарского нашествия борьбу против захватчиков возглавил легендарный хан Абылай. Его историческое значение Лидер нации Нурсултан Назарбаев отме- тил в своей книге «Времена и думы»: «В истории каждого народа есть героические личности, имена которых навсегда сохраняются в народной памяти. В истории казахского народа величайший из таких национальных героев — хан Абылай». Последним казахским ханом стал Кенесары, возглавивший национальноосвободительное движение 1837-1847 гг., охватившее весь Казахстан. Блестящая плеяда алашординцев – Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Халел Досмухамедов, Магжан Жумабаев и другие — были предвестниками независимости. Они приняли активное участие в процессах воссоединения казахских земель, приложили огромные усилия для обеспечения их целостности. Став жертвами политических репрессий, они принесли свои жизни на алтарь будущей независи- мости родного народа. Говоря о деятелях Алаш Орды, о героях национально-ос- вободительных движений, о батырах, сражавшихся с чужеземными захватчиками, Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил следую- щее: «Вся суть и содержание всей многослойной и насыщенной прошлой истории казахов сводится к одному — борьбе за свободу». В 1991 г. Казахстан стал независимым государством. Наконец воплотились в жизнь многовековые чая- ния казахского народа. Два с половиной десятилетия выдающегося лидерства Нурсултана Назарбаева вывели Казахстан в число 50 конкурентоспособ- ных стран мира. Эти годы наполнены эпохальными свершениями и яркими достижениями, которые стали возможны благодаря политике Нурсултана Назарбаева, его стратегическому видению на годы, десятилетия вперед. Уже в первые годы становления независимого Казахстана – в 1997 г. – Президентом была принята Стратегия «Казахстан-2030». Она была реализована досрочно, все- го за 15 лет. В 2012 г. Главой государства принята новая стратегия развития страны – «Казахстан-2050»: Новый политический курс состо- явшегося государства», в которой Елбасы поставил перед нацией следующую масштабную задачу — во- йти в число 30 развитых стран мира. Для дальнейшего успешного и поступательного развития Казах-стана в 2015 г. Президентом Нурсултаном Назарбаевым принят План нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех». Казахстанцам под руководством Первого Президента, наделенного знаком высшего народного доверия — статусом Лидера нации – Елбасы — удалось под- нять страну из разрухи, сформировать эффективную экономику, привлечь масштабные инвестиции, создать уникальную казахстанскую модель межэтнического и межрелигиозного согласия, построить в суровых степях великолепную новую столицу. Нурсултан Назарбаев является так- же величайшим проводником идеи евразийства. Масштабный проект Евразийского экономического союза, автором и главным архитектором которого яв- ляется Президент Казахстана, успешно стартовал и работает на дальнейшее развитие экономики. Идея «Мәңгілік Ел», предложенная Нурсултаном Назарбаевым в Послании «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые ин- тересы, единое будущее», – построение сильного и эффективного государства, способного противостоять глобальным вызовам совре- менности и сохранить ядро традиционных духовных ценностей – стала общена- циональной патриотической идеей независимо- го Казахстана. Ценности «Мәңгілік Ел» – гражданское равенство, трудолюбие, честность, культ учености, толерантность, честность, преданность и патриотизм – как и тысячи лет назад объединяют людей различных этносов и вероисповеданий под единым шаныраком.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?