«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

КУРМАНГАЗЫ

9308

Сагырбайулы (1818, а. Жидели Жанакалинского р-на Зап.-Казахстан. обл.- 1889, посел-е Шайтани батага Астраханской обл., РФ), кюйши-композитор, домбрист, классик казах. инструмент. музыки (в жанре кюя). С юных лет завоевал уважение своих современников мастерской игрой на домбре. К. совершенствовал мастерство, разучивая произв. знаменитых кюйши — Байжумы, Баламайсана, Байбакты, Сокыр Есжана, Шеркеша. Это определило его дальнейшую судьбу: К. становится проф. домбристом. Вся жизнь известного кюйши прошла в борьбе с несправедливостью и угнетением, против произвола и деспотизма. Одно из первых соч. К. —кюй «Кiшкентай», в к-ром прослеживается органич. переплетение исканий автора с героизмом нар. В последующих кюях «Ақбай», «Ақсақ киiк», «Түрмеден қашқан», «Адай» и др. воспевает мечты нар. о свободе, выражает протест против столкновения обществ. интересов. Кюй «Адай» передает энергию и героизм нар. Природа живого общения интонации человеч. голоса, точно передана в кюях «Аман бол, шешем, аман бол», «Қайран шешем», «Ертең кетем», «Бұқтым-бұқтым». Произв. К. наглядно иллюстрируют симфонич. начало в казах. нар. музыке. Кюи, написанные в танц. ритмах («Балбырауын» и др.), передают игривые, праздничные и оптимистич. настроения. В 1880 г. К. поселяется в местечке Сахма под Астраханью, вокруг него собираются преемники по исполнит. иск-ву: Дина Нурпеисова, Е. Есжанов, Мамен, М. Су- лейменов. Широко известные в то время домбристы Кокбала, Менетай также считали себя учениками К. Соч. «Байжума», «Боз кангыр», «Ертең кетем», пьесы «Айда бұлбұл, Айжан-ай», «Бас Ақжелең», «Лаушкент», «Кiсен ашқан», «Серпер», «Терiс қақпай», «Төремұрат», «Ұзақ Ақжелең» — уникальные по образному строю произв. Своеобразие муз. яз. К. проявл-ся в кюях «Аманда- сар», «Боз шолақ», «Бұлбұлдың құрғыры», «Демалыс», «Жігер», «Қуаныш», «Ойба, балам», «Пабеске», «Перов- ский марш», «Саражап». Глубоким психологизмом пронизаны кюи К. — испо- ведь художника о выстра- данном и познанном на нелегком жизненном пути. С именем К. связана новая веха в эволюции исполнит. и жанровой кул-ры кюя. В сов. эпоху муз. творч. К. отнесено к золотому фонду нац. кул-ры. Соч. К. широко используются совр. композиторами: в хорах Б. Байкадамова, опере А. Жубанова и Г. А. Жубановой «Курмангазы». Поэты, прозаики, художники и скульпторы в своих произв. создали художеств. образ К. (поэма Х. Ергалиева «Курмангазы», скульптуры Х. И. Наурызбаева, портрет М. С. Кенбаева и др.). Изд. сб-к соч. К. «Кюи» (1969 г., сост. А. К. Жубанов). Всемирную известность завоевал оркестр казах. нар. инструментов им. Курмангазы. Именем К. названы Казах. нац. консерватория, улицы в городах и поселках РК.