«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев
Этот день в истории

КАЗАХСКИЙ ОРНАМЕНТ

5338

 (лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоч. элементов, свойственных казах. нар. иск-ву. Характеризуется богатством и разнообразием узоров, изящных и гармоничных по рисунку, композиц. ритму, цвету. В эстетич. кул-ре казах. нар. К. о. достиг большого разнообразия форм и занял доминирующее место в кон. XIX в. В яз. орнамента запечатлено мироощущение казах. нар., его представления об окружающем мире и красоте. По особенностям ритма, композиции, сим- метрии различают типы орнамента: зооморфный, геом., растит. и космогонический. Наиболее рас- пространенным явл-ся зооморфный орнамент. Зооморфными узорами — қошқар мүйiз (бараний рог), қос мүйiз (соединенные рога), түйе табан (верблюжий след), и др. — украшались войлочные изделия, различ. предметы домашнего обихода из кожи и дерева. Встречается в войлочных изде- лиях (текемет, сырмак), в ткачестве (баскур, алаша, ковер), а также в изделиях из кожи, кости, дерева, металла. В нек-рых видах изделий рис. элемента выполняется в технике аппликации. Для окраски его применяются красные, зеленые, коричневые, белые, черные тона. Геомет. орнаментальные мотивы получили распространение в ткачестве, архит. декоре (треугольник, ромб, крест). Встречаются в бордюрах ковровых изделий, в обрамлении центр. поля текеметов — войлочных ковров. Окрашиваются в черный, синий, бордовый, коричневый тона. Растит. узоры встречаются в вышивке и ткачестве (цветок, лист, побег). Свободно заполняя поверхность, такие узоры не оставляют фона, придают изделию нарядный и праздничный вид. Напр., узор «Гүл — цветок» украшает настенные ковры — тускиизы, полотенца, коржыны. Окрашиваются в желтый, оранжевый, красный, розовый, бордовый тона. Космогонические знаки (солнце, звезда, полумесяц) применяются в ковроткачестве для заполнения центр. части композиции. Напр., узор «Қайнар — родничок» родился в скотоводч. хоз-ве. Используются голубой, синий, фиолетовый цвета. Каждый цвет в орнаменте имеет свою символику. Напр., голубой — символ неба, белый — радости, счастья, желтый — знания, мудрости, красный — огня, солнца, зеленый — юности и весны, черный — земли. В казах. декорат. иск-ве вечный мотив борьбы добра и зла представлен единством противо- положностей. В каждой орнамент. композиции дана картина космоса, социума и личности в их единстве. В то же время философия казах. отвергает однозначность символов, каждый из к-рых многослоен и в комбинациях с другими читается различно. Особое место занимает треугольник и элементы, заключенные в нем. Треугольник означает соединение трех миров воедино. По традиц. понятиям, он изображает рыбу, стрелу и птицу, представляющих три стихии — воду, землю и воз- дух, а мотив рогов барана в треугольнике представляет четвертую стихию — огонь. К. о. исполняется в различ. технике: может быть вырезан на дереве, гравирован или припаян на металле, вкатан или вшит в войлок, вышит на ткани или выткан на ворсовом ковре. Одни и те же мотивы можно встре- тить на дер. входной двери, купольном круге шанырака, на ювелирных украшениях. В юрте узор- ными полосами скрепляются все элементы: стенные решетки с жердями, с шанырака спускаются шашак бау (плетеные узорные шнуры с кисточками). Так же в одежде орнаментированы края подола, рукавов, воротника, головных уборов и обуви, в посуде — края дер. блюд, пиал, окружности половников (ожау) и посудные чехлы (аяк- кап). В казах. яз. орнаментирование наз. «ою», что означает «углубление, выбивание», и слово относится к др. време- нам, когда рис. выбивался в камне, до нас дошли такие памят., как петроглифы, кам. балбалы, купола «городов мертвых» (надгробия мазаров), архит. шедевры мечетей и медресе. В каждом казах. доме можно увидеть лоскутные одеяла — курак корпе, на изготовление к-рых шли лоскуты старой одежды. Множество предметов прикладного характера могут претендовать на статус символа иск-ва кочевника. Яркими примерами служат: торсык — сосуд для кумыса, сшитый из матовой тисненой кожи с роговыми завитками по обе стороны, сырмак — мозаичный войлочный ковер, гл. мотив к-рого — рога барана. Высокого уровня достигло иск-во косторезов — суйекши. Орна- ментом из резной кости украшались дер. изделия — спинки кроватей, дер. подголовники (жастык агаш), подставки (жук аяк) для хранения скатанных ковров, войлоков и одеял, навершия («верхушки») кереге и уыков в юрте, а также муз. инструменты.