(лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий
из ритмически упорядоч.
элементов, свойственных казах. нар. иск-ву.
Характеризуется богатством и разнообразием
узоров, изящных и гармоничных по рисунку,
композиц. ритму, цвету.
В эстетич. кул-ре казах.
нар. К. о. достиг большого разнообразия форм
и занял доминирующее
место в кон. XIX в. В яз.
орнамента запечатлено
мироощущение казах.
нар., его представления
об окружающем мире и
красоте. По особенностям
ритма, композиции, сим-
метрии различают типы
орнамента: зооморфный,
геом., растит. и космогонический. Наиболее рас-
пространенным явл-ся
зооморфный орнамент.
Зооморфными узорами
— қошқар мүйiз (бараний
рог), қос мүйiз (соединенные рога), түйе табан
(верблюжий след), и др.
— украшались войлочные
изделия, различ. предметы домашнего обихода из
кожи и дерева. Встречается в войлочных изде-
лиях (текемет, сырмак), в
ткачестве (баскур, алаша,
ковер), а также в изделиях из кожи, кости, дерева,
металла. В нек-рых видах
изделий рис. элемента
выполняется в технике
аппликации. Для окраски
его применяются красные, зеленые, коричневые, белые, черные тона.
Геомет. орнаментальные
мотивы получили распространение в ткачестве, архит. декоре (треугольник, ромб, крест).
Встречаются в бордюрах
ковровых изделий, в обрамлении центр. поля
текеметов — войлочных
ковров. Окрашиваются в
черный, синий, бордовый,
коричневый тона. Растит.
узоры встречаются в вышивке и ткачестве (цветок, лист, побег). Свободно заполняя поверхность,
такие узоры не оставляют
фона, придают изделию
нарядный и праздничный вид. Напр., узор «Гүл
— цветок» украшает настенные ковры — тускиизы, полотенца, коржыны.
Окрашиваются в желтый,
оранжевый, красный, розовый, бордовый тона.
Космогонические знаки
(солнце, звезда, полумесяц) применяются в
ковроткачестве для заполнения центр. части
композиции. Напр., узор
«Қайнар — родничок»
родился в скотоводч.
хоз-ве. Используются голубой, синий, фиолетовый цвета. Каждый цвет
в орнаменте имеет свою
символику. Напр., голубой — символ неба, белый
— радости, счастья, желтый — знания, мудрости,
красный — огня, солнца, зеленый — юности и
весны, черный — земли.
В казах. декорат. иск-ве
вечный мотив борьбы
добра и зла представлен единством противо-
положностей. В каждой
орнамент. композиции
дана картина космоса,
социума и личности в их
единстве. В то же время
философия казах. отвергает однозначность символов, каждый из к-рых
многослоен и в комбинациях с другими читается
различно. Особое место
занимает треугольник и
элементы, заключенные
в нем. Треугольник означает соединение трех миров воедино. По традиц.
понятиям, он изображает рыбу, стрелу и птицу,
представляющих три стихии — воду, землю и воз-
дух, а мотив рогов барана
в треугольнике представляет четвертую стихию —
огонь. К. о. исполняется
в различ. технике: может
быть вырезан на дереве,
гравирован или припаян
на металле, вкатан или
вшит в войлок, вышит на
ткани или выткан на ворсовом ковре. Одни и те
же мотивы можно встре-
тить на дер. входной двери, купольном круге шанырака, на ювелирных
украшениях. В юрте узор-
ными полосами скрепляются все элементы: стенные решетки с жердями,
с шанырака спускаются шашак бау (плетеные
узорные шнуры с кисточками). Так же в одежде
орнаментированы края
подола, рукавов, воротника, головных уборов
и обуви, в посуде — края
дер. блюд, пиал, окружности половников (ожау)
и посудные чехлы (аяк-
кап). В казах. яз. орнаментирование наз. «ою»,
что означает «углубление, выбивание», и слово
относится к др. време-
нам, когда рис. выбивался в камне, до нас дошли
такие памят., как петроглифы, кам. балбалы, купола «городов мертвых»
(надгробия мазаров), архит. шедевры мечетей и
медресе. В каждом казах.
доме можно увидеть лоскутные одеяла — курак
корпе, на изготовление
к-рых шли лоскуты старой одежды. Множество
предметов прикладного
характера могут претендовать на статус символа
иск-ва кочевника. Яркими примерами служат:
торсык — сосуд для кумыса, сшитый из матовой тисненой кожи с роговыми завитками по обе
стороны, сырмак — мозаичный войлочный ковер, гл. мотив к-рого — рога
барана. Высокого уровня
достигло иск-во косторезов — суйекши. Орна-
ментом из резной кости
украшались дер. изделия
— спинки кроватей, дер.
подголовники (жастык
агаш), подставки (жук
аяк) для хранения скатанных ковров, войлоков
и одеял, навершия («верхушки») кереге и уыков
в юрте, а также муз. инструменты.
КАЗАХСКИЙ ОРНАМЕНТ
04.10.2016
8218