Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

15779

Совокупность филос. учений мыслителей казах. нар. В казах. яз. прежде не было понятия «философия». Термин «К. ф.» — категория совр., но такие понятия, как «дана» — мудрый, «данышпан» — мудрец, «даналық» — мудрость, «хаким» — ученый, мудрец (в араб. источниках так наз. Сократа, Пла- тона, Аристотеля), всегда присутствовали в казах. яз. Историю К. ф. разделяют на два периода: 1) становление и развитие общетюрк. философии, предшественницы и основы К. ф., в к-рой выделяют творч. Коркыта, Юсуфа Баласагуни, Ходжи Ахмета Ясави, Абу Насра аль-Фараби, Махмуда Кашгари и др.; 2) формирование казах. филос. мысли с момента завершения формиро- вания казах. нар. (XIV-XV вв.) и образования Казах. ханства. Первым философом казах. степи считают Асана Кайгы, создателя нов. учения о «Жеруйык» («Земля обетованная»), ставшего основой концепции построения Казах. ханства. Слово «Жеруйык» для Асана Кайгы означает гражданственность, единство, этнич. консолидацию нации. Эпитет «Кайгы» (печаль), присутствующий в его имени, употреблялся по отношению к людям высокой нравственности. Асан Кайгы — родоначальник отечеств. философии, заложивший ист. формы нац. идеи. Ш. Уалиханов, придавая исключительное значение идее гос. обустройства, наз. его первым казах. философом. Традиция жырау, начатая Асаном Кайгы, продолжалась до вхождения Казахстана в состав Росс. империи и существовала во взаимосвязи с традиц. инст. управления, в первую очередь — с ханской властью. Преемниками филос. идей Асана Кайгы стали Казтуган-жырау, Доспамбет -жырау, Шалкииз-жырау, Жиембет-жырау, Маргаска -жырау, Актамберды-жырау, Умбетей-жырау, Бухар-жырау. В творчестве жырау присутствовали две осн. темы — власть и героизм. Филос. традиция жырау присутствовала на протяжении всей истории казах. общ-ва: от образования Казах. ханства в 1465-1466 гг. до отмены инст. ханской власти в 1822 и 1824 гг. Этот период составляет первое ист.-временное пространство. Более 3,5 веков казах. общ-во существовало как социокультурная общность при ханском управлении с присущей этому периоду системой ценностных ориентиров, отраженных в многочисл. жырах и дастанах: «Алпамыс батыр», «Ер Таргын», «Ер Едиге», «Камбар-батыр, «Ер Кокше», «Ер Косай», «Сорок крымских батыров» и др. Философия подвига нашла свое продолжение в творчестве Махамбета Отемисова, для к-рого были высшей ценностью гражд. права казах. Подвиг (ерлік) выступает в произв. Махамбета как зрелость гражд. сознания. Духовные ценности, относящиеся к философии любви, были сформированы под влиянием поэзии Востока и исконно нац. понятий, определений и отражены в поэмах: «Козы-Корпеш—Баян-сулу», «Кыз- Жибек», «Енлик-Кебек», «Калкаман-Мамыр» и др. Ценности человеч. сущности отражены в казах. нар. сказках через категории добра и зла, понятия «жаман» («плохой») и «жаксы» («хороший»). При- соединение к росс. гос-ву в истории К. ф. ознаменовало нач. нового ист.-временного пространства, в к-ром социокультурная общность казах. пребывала до 1917 г. В это время формировались ценности просветительства. Творч. Ы. Алтынсарина наиболее полно подходит под это определение. В своих произв. он говорит о пользе знаний, к-рые вкупе с жизненным опытом дают широкий кругозор, уве- ренность и добронравие. Ы. Алтынсарин первым в К. ф. исследовал категорию «детства». Уникально наследие Ш. Уалиханова, в трудах к-рого создан культурно-полит., общий портрет эпохи 2-й пол. XIX в. Для истории философии значимыми явл-ся его работы: «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов», «Записка о судебной реформе». В творчестве Абая Кунанбаева нашла продолжение традиция хикметов (мудрых слов). Он высказывал мировоззренческие идеи в области познания человеч. сущности. Впервые в истории К. ф. Абай изложил концептуальное видение модели, сущности зрелой личности (толық адам). По мнению Абая, зрелой личностью человека делают три качества: разум, сердце, воля. В творч. наследии Абая — глубокие размышления о душе и плоти. В категории «я» душа и разум едины, и Абай не разделяет их. Если душа бессмертна, следовательно, и разум обретает вечную жизнь. Свою мысль Абай дополняет в двадцать седьмом слове из «Слов назидания», говоря о присутствии Великого бессмертного разума. В стихотворении «Когда баран войдет в ручей, воде жирней не станет» Абай называет место вечного обитания души и разума — «ла макан», что означает место без адреса, вне осязаемого нами пространства и времени. Тайна эта известна лишь Всевышнему. Видный казах. поэт, писатель, композитор, истор. и философ Ш. Кудайбердыулы много думал и размышлял о чистом разуме, о связи души и разума, их взаимообусловленности, но все его мысли – не ответы на вопросы, а сами вопросы. Ответы на эти вопросы искал С. Торайгыров в своей кн. «Ғайса кім?» («Иисус — кто он?»). Аристотель в трактате «Поэтика»говорит о том, что создают поэтику бытия поэты и писатели. Продолжателями этой идеи были казах. мыслители нач. XX в. М. Жумабаев, Ж. Аймауытов, А. Байтурсынов, А. Бокейханов, М. Дулатов. В своих произв. они поднимали вопросы пробуждения самосознания казах. нар., борьбы с безграмотностью. Развитие К. ф. было прервано массовыми репрессиями казах. интеллигенции в 30-х гг. XX в. М. Ауэзов – личность, повлиявшая на формирование нац. самосознания нар. Первое на- правление его идей — концепция «Бесігіңді түзе» («Начни с колыбели»). Это мировоззренческая по- зиция, путь сохранения и укрепления менталитета  нации, преемственности поколений, способ сохранения цивилизованности общ-ва. Во-вторых, расширяя идею «Начни с колыбели», М. Ауэзов создает еще одну культурно филос. концепцию «Әйел — адам- заттың негізі» («Женщина — прародительница человечества»). Обосновывая это положение, М. Ауэзов создал галерею неповто- римых женских образов. После провозглашения независимости Казахстана в совр. источниках наряду с понятием «К. ф.», бытует выражение «казахстанская философия». Она начала формироваться в 1960-е гг., позже возникла казахст. филос. школа, к-рую возглавил Ж. Абдильдин. Казахст. философы стали исследовать проблемы диалектики, логики, познания, взяв за основу труд нем. философов, в частности «Науку логики» Гегеля. Стали проводиться глубокие исследования по проблемам философии и ист. философии. Исследование К. ф. в системе философии нар. мира и как составляющей совр. цивилизации становится приоритетным направлением в формировании обществ. сознания суверенного гос-ва РК.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?